Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:05, реферат
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.
Понятие школьной неуспеваемости
Под неуспеваемостью
понимается ситуация, в которой
поведение и результаты обучения не соответствуют
воспитательным и дидактическим требованиям
школы. Неуспеваемость выражается в том,
что ученик имеет слабые навыки чтения,
счета, слабо владеет интеллектуальными
умениями анализа, обобщения и др. систематическая
неуспеваемость ведет к педагогической
запущенности, под которой понимается
комплекс негативных качеств личности,
противоречащих требованиям школы, общества.
Это явление крайне нежелательное и опасное
с моральной, социальной, экономической
позиций. Педагогически запущенные дети
часто бросают школу, пополняют группы
риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное
явление школьной действительности, требующее
разносторонних подходов при ее изучении.
Неуспеваемость трактуется
как несоответствие подготовки учащихся
обязательным требованиям школы в усвоении
знаний, развитии умений и навыков, формировании
опыта творческой деятельности и воспитанности
познавательных отношений. Предупреждение
неуспеваемости предполагает своевременное
обнаружение и устранение всех ее элементов.
Неуспеваемость школьников закономерно
связана с их индивидуальными особенностями
и с теми условиями, в которых протекает
их развитие. Важнейшим из этих условий
педагогика признает обучение, и воспитание
детей в школе.
Исследование проблемы
все более связывается с
Именно дидактика
призвана дать определение неуспеваемости,
что эта задача не может быть решена
другими науками, так как понятие
неуспеваемости есть прежде всего дидактическое
понятие, связанное с основными
категориями дидактики - содержанием
и процессом обучения.
Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости
в литературе не поставлена, во многих
работах можно обнаружить подходы к ее
решению. Один из этих подходов состоит
в анализе условий, порождающих неуспеваемость.
Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость
с движущими силами процесса обучения
- его противоречиями. Согласно этой позиции,
в тех случаях, когда противоречивое единство
возможностей учащихся и того, что от них
требуется, нарушается, возникает неуспеваемость.
Сходные мысли высказывает В. Оконь, который
определяет неуспеваемость как нарушение
взаимодействия между учениками, учителями
и внешними условиями.
Однако исследования, выполненные в русле
этого подхода, нельзя считать достаточными,
они направлены на выяснение внешних связей
явления и оставляют в тени его внутреннее
строение.
Отставание - это
невыполнение требований (или одного из
них), которое имеет место на одном из промежуточных
этапов внутри того отрезка учебного процесса,
который служит временной рамкой для определения
успеваемости. Слово «отставание» обозначает
и процесс накапливания невыполнений
требований, и каждый отдельный случай
такого невыполнения, т. е. один из моментов
этого процесса.
Противоречивость такого понимания и
терминологии заложена в самой сущности
исследуемого явления: процесс отставания
складывается из актов отставания.
Неуспеваемость и
отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости
как продукте синтезированы отдельные
отставания, она итог процесса отставания.
Многообразные отставания, если они не
преодолены, разрастаются, переплетаются
друг с другом, образуют в конечном счете
неуспеваемость.
Для ответа на вопрос, почему возможно
отставание, мы должны прежде всего разобрать
факторы успеваемости.
Изучение соответствующих научных данных
позволило выделить три основных фактора
успеваемости: требования к учащимся,
вытекающие из целей школы; психофизические
возможности учащихся; социальные условия
их жизни, воспитания и обучения в школе
и вне школы.
Требования к учащимся составляют основу
для разработки контрольных заданий и
критериев оценок. Требования содержания
образования только тогда могут быть выполнимыми,
когда они не превышают физических и психических
возможностей школьников и находятся
в соответствии с условиями обучения и
воспитания детей.
В возможностях детей
различают две тесно связанные
друг с другом стороны - физические
возможности (состояние организма
его развитие) и психические (развитие
мышления, памяти, воображения, восприятия,
внимания). При разработке требований
к учащимся специалисты каждого
учебного предмета ориентируются на
некую норму возможностей детей
того или иного школьного возраста.
Психофизические
возможности детей изменяются, совершенствуются
под влиянием социальных условий, в том
числе и влиянием учебно-воспитательной
работы школы. Содержание и методы обучения
повышают (а иногда задерживают, понижают)
возможности учащихся.
Социальные условия (в
широком смысле слова) как фактор - успеваемости
также взаимодействуют с возможностями
детей. Это условия, в которых дети живут,
учатся, воспитываются, бытовые условия,
культурный уровень родителей и окружающей
среды, наполняемость классов, оборудование
школы, квалификация учителей, наличие
и качество учебной литературы и многое
другое. И этот фактор так или иначе учитывается
при определении содержания обучения.
Одни и те же условия обучения и воспитания
по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся
в разных условиях, имеющих различия в
организме, в общем развитии. Не только
обучение, но и вся жизнь ребенка влияет
на формирование его личности, и развитие
личности не совершается под влиянием
одних внешних условий.
Виды неуспеваемости
Бударный А.А. различает,
например, два вида неуспеваемости.
Он указывает, что неуспеваемость есть
понятие условное, конкретное содержание
которого зависит от установленных
правил перевода учащихся в следующий
класс. Поскольку в школе переводят
в следующий класс тех, кто
удовлетворяет минимуму требований,
соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость
выражается оценками «2» и «1». Эта
та «абсолютная» неуспеваемость,
которая соотносится с минимумом требований.
Выдвигают и другое понятие, соотнесенное
не только с минимумом требований, но и
с возможностями отдельных учащихся. Это
так называемаяотносительная неуспеваемость -
недостаточная познавательная нагрузка
тех учащихся, которые могли бы превысить
обязательные требования.
Определение видов неуспеваемости содержится
в работе А. М. Гельмонта, который выделил
три вида неуспеваемости в зависимости
от количества учебных предметов и устойчивости
отставания:
1 - общее и глубокое отставание - по многим
или всем учебным предметам длительное
время;
2 - частичная, но относительно стойкая
неуспеваемость - по одному - трем наиболее
сложным предметам (как правило, русский
и иностранный языки, математика);
3 - неуспеваемость эпизодическая - то по
одному, то по другому предмету, относительно
легко преподаваемая.
Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в
виду фиксированную неуспеваемость: к
неуспевающим он относит тех учащихся,
которые «приходят к концу четверти с
грузом неудовлетворительных оценок»
Типы неуспевающих школьников
В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.
В основу типологии
неуспевающих школьников многие авторы
кладут изученные ими причины
неуспеваемости. Так поступает, в
частности,
Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются
ею по доминирующей причине. Одну группу
неуспевающих составляют те учащиеся,
у которых отсутствуют
Имеются попытки построить типологию
на иных основаниях, в частности на характеристиках
учебного труда учащихся и структуре их
личности. Такой подход можно обнаружить
у П. П. Блонского, который, составляя общую
типологию школьников, выделил и типы
неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный
им «плохой работник». Его чертами являются
следующие:
1) задания воспринимает невнимательно,
часто их не понимает, но вопросов учителю
не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается
в стимулах для перехода к очередным видам
работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели,
не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает
темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам
работы.
Указанные черты неуспевающего школьника,
поскольку они характеризуют его деятельность
в учебном процессе, могут быть использованы
в определении неуспеваемости. Другой
выделенный тип назван патологическим
- это эмоциональные, часто имеющие неудачи
в учении школьники, встречающие специфическое
к себе отношение окружающих. Они заявляют
«не могу» до начала работы, нуждаются
в одобрении со стороны окружающих, тяжело
переносят трудности и , неудачи. В данном
случае выделенные черты носят скорее
психологический, нежели дидактический,
характер.
Психологическую
типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский:
за основу в данном случае взят характер
взаимоотношений наиболее существенных
сторон личности школьников.
Деление неуспевающих школьников на типы
можно осуществить в зависимости от характера
соотношения двух основных групп свойств
личности школьников:
Первый тип неуспевающих школьников.
Для всех школьников
этого типа характерна низкая обучаемость,
связанная со сниженным уровнем
мыслительных операций. Слабое развитие
процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения и конкретизации) вызывает
серьезные трудности в усвоении
учебного материала, которые способствуют
возникновению у школьников упрощенного
подхода к решению мыслительных
задач. При таком подходе учащиеся
стремятся приспособить учебные
задания к своим ограниченным
возможностям или вообще избегают умственной
работы, в результате чего происходит
задержка умственного развития и
не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе
с классом не являются для них источником
морального конфликта, так как в силу ограниченности
своих познавательных возможностей свое
отставание они правильно видят в неспособности
усваивать отдельные предметы наравне
со всеми. Отсутствие морального конфликта
способствует сохранению позиции школьника
и формированию положительной моральной
направленности, так как понимание причин
неуспеха при положительном отношении
к учению является хорошим стимулом для
преодоления недостатков. Об этом говорит
тот факт, что школьники этого типа охотно
принимают помощь учителей и товарищей.
Второй тип неуспевающих школьников.
Учащиеся этого
типа в школу приходят с хорошей
интеллектуальной подготовкой, с желанием
хорошо учиться. Однако на качестве их
учебной работы отражается прежде всего
то, что они привыкли заниматься
только тем, что им нравится при отсутствии
более широкой и устойчивой мотивации
в учебном труде эти ученики
избегают активной умственной работы
по предметам, усвоение которых требует
систематического и напряженного труда
(языки, математика), задания по устным
предметам усваивают
Третий тип неуспевающих школьников.
Для этого типа,
как и для первого характерна
низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных
процессов вызывает серьезные трудности
в усвоении учебного материала. При
выполнении учебных задач у этих школьников
отсутствует критичность; манипулируя
цифрами, они легко приходят к абсурду.
Причем полученные результаты они не пытаются
сравнивать с результатами других школьников.
Выполнение работы подобным образом свидетельствует
не только о трудностях в усвоении и неумении
работать, но и о беспечном отношении к
учению. У этих школьников весьма отчетливо
проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны
познавательной деятельности проявляется
в отсутствии познавательных интересов,
в характере общей направленности личности.
Совокупность этих качеств определяет
отрицательное отношение к знаниям, к
школе, учителям, а также стремление оставить
школу. Общее отрицательное отношение
определяет интересы этой категории. В
школе их больше всего привлекают такие
предметы как физкультура, уроки труда.
Более частные характеристики учебного
труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург.
Автор имеет в виду разные уровни усвоения
учащимися учебного материала. Под учебным
материалом в данном случае понимается
текст учебника, а различные типы усвоения
соотносятся с определенным уровнем смысловой
переработки текста. Так, одни неуспевающие
ученики характеризуются тем, что они
совсем не могут следить за ходом объяснения
учителя и испытывают серьезные трудности
при чтении текста учебника, другие –
тем, что справляются с анализом – синтезом
только в некоторых случаях, в частности,
когда речь идет о конкретных предметах
и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся
выступает нежелание напрягать свои умственные
силы, отрицательное отношение к более
сложным методам работы.
Внимание исследователей сосредоточено
в основном на сформировавшейся, фиксированной
неуспеваемости, и главной целью выступает
изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская
и ее сотрудники изучают только тех учащихся,
которые не успевают по многим предметам
в течение ряда лет. В исследовании Ю. К.
Бабанского анализ причин неуспеваемости
составляет основной метод разработки
средств предупреждения неуспеваемости.
Причины неуспеваемости
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.