Понятие социальной перцепции

Автор работы: d********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 23:20, реферат

Описание

Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология - как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие социальной перцепции
Глава 2. Межличностная перцепция
2.1 Содержание и эффекты межличностного восприятия
2.2 Точность межличностной перцепции
2.3 Межличностная аттракция
Глава 3. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Тема.docx

— 55.80 Кб (Скачать документ)

Исследование аттракции  в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу  для новой интерпретации функций  аттракции, в частности функции  эмоциональной регуляции межличностных  отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно  обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения  индивидов в группе.

Анализ общения  как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы  могут быть весьма различными. Вычленить "чистые" образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким "материалом" имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.

 

Глава 3. Механизмы взаимопонимания  в процессе общения 

Поскольку человек  вступает в общение всегда как  личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С.180). Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о  другом человеке тесно связано с  уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной  стороны, богатство представлений  о самом себе определяет и богатство  представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно  раскрывается другой человек (в большем  количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и  представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском  уровне был поставлен Марксом, когда  он писал: "Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как  к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к  человеку". По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим  у Л.С. Выготского: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других" (Выготский, 1960.С. 196). Как мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ "генерализованного другого". Однако, если у Мида этот образ характеризовал лишь ситуацию непосредственного взаимодействия, то в действительности, по мысли Б.Ф. Поршнева, "Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений" (Поршнев, 1968. С.79).

Если применить  это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через  представление о другом формируется обязательно при условии, что этот "другой" дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид "соотносит" себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти  процессы включены как минимум два  человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление  себя с другим осуществляется как  бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.

Термин "идентификация", буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный  эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания  другого человека является уподобление  себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях  взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение  о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить  себя на его место. В этом плане  идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания  другого человека. Существует много  экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его  роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между  идентификацией и другим, близким  по содержанию явлением - эмпатией.

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное "понимание". Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется". Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот "другой". Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет "принятие в расчет" поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей", но действуя по-своему.

Впрочем оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, "другой", т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, "глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя" (Кон, 1978.С. НО).

Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце  прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально "каким его сотворил Господь Бог"); Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три "позиции" со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса.Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят предложенные модели рефлексий в общем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом (Гибш, Форверг, 1972).

 

Заключение 

Таким образом, в  данной работе мы выяснили, что социальная перцепция - это восприятие, понимание  и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Социальными психологами  установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это  происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен  по отношению к воспринимающему  субъекту. Воздействуя на субъект  восприятия, воспринимаемый человек  стремиться трансформировать представление  о себе в благоприятную для  своих целей сторону.

Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Мы выяснили, что  область исследований, связанная  с выяснением механизмов образования  различных эмоциональных отношений  к воспринимаемому человеку - это  исследование аттракции. А аттракция  как механизм социальной перцепции  рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности  другого человека, результат данного  процесса, качество отношений. И результатом  действия этого механизма является особый вид социальной установки  на другого человека, в которой  преобладает эмоциональный компонент.

 

Список  используемой литературы 

1.                Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: МГУ, 2006.

2.                Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2005.

3.                Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., 2004.

4.                Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 2004.

5.                Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной психологии. - М., 2002.

6.                Социальная психология: Учебное пособие для вузов / сост.: А.В. Мокашенцева. - Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2007.

7.                Интернет-ресурсы:

8.                #"#">#"#">#"#">http://psylist.net/socpsy/00080. htm

Информация о работе Понятие социальной перцепции