Понятия и особенности вербального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:12, контрольная работа

Описание

Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Ведь общение – необходимое условие формирования каждой отдельной личности. А, кроме того, без общения не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество.
В процессе вербального общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией.
Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместном труде и отдыхе; устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятия, особенности вербального общения 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

Бариева Понятия, особенности вербального общения.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

Как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальником  или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи  установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда как открытый вопрос ("Что вам нравится в вашей работе?") требует развернутого ответа. [4, 154]

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении  разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка  начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. [8, 144]

В общении сначала  через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

Таким образом, общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. [5, 70]

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. [5, 76]

Итак, в данной работе нами рассмотрено понятие и особенности  вербального общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, общением называется сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека.

Все сказанное выше освещают одну мысль: поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субьектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе.

А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе (с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника) развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

Своевременно правильно  оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя  личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место

Вербальное общение  – передача сведений от одного человека другому или от одного человека группе лиц.

При этом происходит не однонаправленное движение информации, а активный обмен  ею, изменяющий состояние участников коммуникативного процесса (Коммуникативная  сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы  человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. [1, 66]

Таким образом, в данной работе, нами рассмотрено понятие  и особенности вербального общения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. – М.,2007
    2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997.
    3. Матвеева Т. В. Нормы речевого общения как личностные правав и обязанности,  Барнаул, Юрислингвистика-2, 2000
    4. Лазуткина Е.М. Этика речевого общения и этикетные формулы речи // Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяевой. М., 1998.
    5. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Издательство, 1997
    6. Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. Василика М.А. М.: «Гардарики», 2003
    7. Сельченок К.В.. Прикладная психология: Хрестоматия – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001
    8. Сиротинина О.Б. Культура общения // Язык и общение. Саратов, Селла, 2005.

 

 


Информация о работе Понятия и особенности вербального общения