Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:20, доклад
Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть -- все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.
Слово ``эмоция'' происходит от латинского слова ``emovere'', что значит возбуждать, волновать, потрясать.
Понятия эмоций и чувств
Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть -- все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.
Слово ``эмоция'' происходит от латинского слова ``emovere'', что значит возбуждать, волновать, потрясать.
Определение. Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
По своему существу эмоции и чувства -- это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности -- ее эмоциональную сферу. Но вместе с тем эмоции и чувства отличаются друг от друга по ряду параметров.
Отличительные особенности эмоций
С точки зрения эволюции, эмоции - это более древняя форма отношения человека к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку. Чувства же присущи только человеку.
Эмоции в большей мере связаны с удовлетворением естественных потребностей. Чувства же возникают при удовлетворении высших социальных, в том числе, духовных потребностей.
Эмоции носят ситуативный характер. Они отражают отношение субъекта к объекту в данный момент. Чувства, в отличие от эмоций, обладают относительной устойчивостью и постоянством. Они отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей.
Эмоция -- это всегда непосредственное переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.
Эмоции часто неосознаваемы, поэтому их очень сложно соотнести с определенным объектом. Одна и та же эмоция может быть связана с разными объектами. Чувства же всегда предметны. Они выражают устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам. Не может быть чувств вообще, их вызывают конкретные факты, события, люди и обстоятельства, к которым человек положительно или отрицательно мотивирован.
Чувства являются ведущими
образованиями эмоциональной
Проявления эмоций
Эмоциональные реакции связаны с нервными и гуморальными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название ``экспрессивные движения''. Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций -- это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.
К выразительным формам эмоций относятся следующие:
жесты (движения рук),
мимика (движения мышц лица),
пантомимика (движения всего тела),
эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
Функции эмоций
В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.
Сигнальная (информационная) функция
Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Приспособительная функция эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.
Регуляторная функция эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.
Коммуникативная функция эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.
Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.
Мотивирующая функция эмоций. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.
IV.14.2. Физиологические основы эмоциональных состояний
Роль различных отделов мозга
в возникновении эмоций
Как и все психические процессы, эмоциональные
состояния - результат деятельности мозга.
Возникновение их вызвано изменениями,
которые совершаются во внешнем мире.
Эти изменения ведут к повышению или понижению
жизнедеятельности, пробуждению одних
потребностей и угасанию других, к переменам
в процессах, происходящих внутри человеческого
организма. Физиологические процессы,
характерные для эмоций, имеют своей основой
как сложные безусловные, так и условные
рефлексы. Известно, что системы условных
рефлексов замыкаются и закрепляются
в коре больших полушарий, а сложные безусловные
рефлексы осуществляются через подкорковые
узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся
к мозговому стволу, и другие центры, передающие
нервное возбуждение из высших отделов
мозга на вегетативную нервную систему.
Переживания чувств человеком всегда
результат совместной деятельности коры
и подкорковых центров.
Чем большую значимость для человека
приобретают изменения, происходящие
вокруг него и с ним, тем более глубокими
будут переживания чувств. Возникающая
вследствие этого перестройка систем
временных связей вызывает процессы возбуждения,
которые, распространяясь по коре больших
полушарий, захватывают подкорковые центры.
В отделах мозга, лежащих ниже коры больших
полушарий, находятся различные центры
физиологической деятельности организма:
дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной,
секреторной и др. Поэтому возбуждение
подкорковых центров вызывает усиленную
деятельность ряда внутренних органов.
В связи с этим переживание чувств сопровождается
изменением ритма дыхания (человек задыхается
от волнения, тяжело и прерывисто дышит)
и сердечной деятельности (сердце замирает
и усиленно бьется), изменением кровоснабжения
отдельных частей организма (от стыда
краснеют, от ужаса бледнеют), нарушением
функционирования секреторных желез (слезы
от горя, пересыхание во рту от волнения,
"холодный" пот от страха) и т. д.
Кора больших полушарий в нормальных
условиях оказывает регулирующее, в основном
тормозящее, влияние на подкорковые центры,
таким образом сдерживаются внешние выражения
чувств. Если кора мозга приходит в состояние
чрезмерного возбуждения и ее регулятивные
функции нарушаются при воздействии раздражителей
большой силы, при переутомлении, при опьянении,
то в результате иррадиации перевозбуждаются
и центры, лежащие ниже коры, вследствие
чего утрачивается контроль за выразительными
движениями, исчезает обычная сдержанность.
Короче говоря, при эмоциональных состояниях
изменяется интенсивность разных сторон
жизнедеятельности человека.
Роль гипоталамо-лимбической системы
и ретикулярной формации в возникновении
эмоций
Последние электрофизиологические исследования
деятельности мозга, осуществленные советскими
и зарубежными учеными, весьма ясно обнаружили
громадную роль эмоций в жизни высших
животных и человека, а вместе с тем своеобразный
механизм их возникновения, позволяющий
подвести объективный фундамент под описанные
биологами, физиологами и психологами
факты.
Оказалось, что эмоциональное состояние
по физиологической сущности представляет
собой не столько функции коры больших
полушарий и регулируемой ею системы подкорковых
центров "вообще", сколько свойство
совершенно определенных образований
нервной системы, а именно: во-первых, ретикулярной
формации, функции которой не являются
специфическими, а только активизируют
деятельность других механизмов мозга;
во-вторых, некоторых центров, расположенных
в таламусе (зрительных буграх) и в особенности
в гипоталамусе (подбугорной области),
в лимбической системе, промежуточной
между древними подкорковыми образованиями
и новой корой больших полушарий. Для эмоциональных
реакций важны также функции центров,
входящих в состав подкорковых узлов -
скоплений серого вещества, включенных
в белое вещество больших полушарий. Если
кора больших полушарий тонко анализирует
и регулирует отдельные ощущения и движения,
объединяющиеся в точные операции и действия,
то перечисленные формации мозга обслуживают
более общие реакции организма на изменения
в окружающей среде и его внутренней среде.
Выяснилось, что даже при значительных
повреждениях коры больших полушарий,
когда нарушается или вовсе прекращается
тонкий анализ раздражений, поступающих
из окружающего мира и внутренней среды
организма, основные эмоциональные состояния
сохраняются и животные продолжают реагировать
на электрические раздражения, поступающие
в лимбическую систему (так называемый
"эмоциональный мозг"), подбугорья,
зрительные бугры и ретикулярную активирующую
формацию, типичными реакциями наслаждения
или страдания, удовольствия или недовольства,
гнева или страха, радости или угнетенности.
Тщательно проведенные эксперименты,
при которых регистрировали биотоки с
помощью вживления электродов в определенные
пункты мозга, обнаружили, что у млекопитающих
существуют в гипоталамусе участки, условно
названные центрами наслаждения и центрами
страдания. При раздражении первых центров
животное каждый раз испытывает приятное
ощущение, настолько интенсивное, что
само ищет его возобновления. Когда же
раздражают током центры страдания, подопытное
существо дрожит, пытается убежать, а затем
избегает ситуаций, которые сопровождались
подобными эмоциями.
Аналогичные центры положительных и отрицательных
эмоций находятся и в других названных
отделах головного мозга, причем центры
наслаждения и центры страдания расположены
весьма близко друг от друга. Вызванное
с помощью электродов возбуждение одного
из этих парных центров вызывает одну
из двух противоположных эмоций, связанных
с определенной потребностью, - положительную
или отрицательную. По-видимому, если возбуждение
распространяется на смежные центры, появляется
амбивалентная, двойственная, реакция.
Центры страдания и центры наслаждения
при всей своей близости и сходстве имеют
в некоторых отношениях различное устройство.
Например, центры страдания, находящиеся
в разных отделах мозга, связаны друг с
другом в единую систему, вследствие чего
отрицательные по основному качеству
эмоции переживаются организмом в целом
как его общее неблагополучное состояние;
центры наслаждения, разбросанные по разным
отделам мозга, в известном смысле более
независимы друг от друга, и, по-видимому,
разные виды положительных по своему качеству
эмоций сильнее отличаются друг от друга,
чем отдельные виды отрицательных переживаний.
Описанная особенность расположения центров
может в какой-то степени объяснить парность
и полярность подавляющего большинства
эмоций.
Для каждой из них можно подыскать противоположную:
нравится - не нравится, удобно - неудобно,
любовь - ненависть, радость - горе и т.
д.
Эксперименты с электрораздражением
центров страдания и центров наслаждения
позволили сделать важный вывод. Именно
возбуждение центров оказалось тем самым
подкреплением, вследствие которого вырабатываются
условные рефлексы, а следовательно, образуются
временные связи в коре больших полушарий,
являющиеся основой восприятий, памяти,
воображения, мышления, навыков, привычек,
установок и стереотипов поведения (т.
е. всего того, что составляет разумную
деятельность индивида). От постоянного
функционирования этих же эмоциональных
центров, расположенных и вдоль мозгового
ствола, и в подбугорье, и отчасти в подкорковых
узлах больших полушарий, зависит угасание
условных рефлексов, их торможение и тем
самым вся стройная селективная (избирательная,
выборочная) система деятельности коры
больших полушарий.
"Эти подкорковые узлы являются... центрами
важнейших безусловных рефлексов, или
инстинктов: пищевого, оборонительного,
полового и т. д., представляя, таким образом,
основные стремления, главнейшие тенденции
животного организма. В подкорковых центрах
заключен фонд основных внешних жизнедеятельностей
организма... Подкорка оказывает положительное
явление на кору больших полушарий, выступая
в качестве источника их силы". И. П.
Павлов считал, что нарушение, ломка выработанного
в процессе жизни определенного динамического
стереотипа высшей нервной деятельности
составляет основу для переживания отрицательных
чувств, а подготовленное видоизменение
стереотипа - основу для возникновения
положительно окрашенных чувств.
Разные по местоположению центры удовольствия
и страдания, а тем самым и соответствующие
эмоции, далеко не одинаковым образом
подкрепляют или тормозят условнорефлекторные
связи. Если, например, центры, лежащие
в подбугорье (гипоталамусе), продолжают
неизменно действовать при бесчисленных
повторениях ситуаций наслаждения или
страдания, то деятельность центров, разбросанных
в подкорковых узлах больших полушарий,
при многократном раздражении быстро
начинает угасать и эмоциональные реакции
слабеют, а затем совсем прекращаются.
Именно этим объясняется, что эмоциональная
окраска умственной деятельности отличается
особой динамичностью, а эмоциональные
реакции, сигнализирующие о мощных основных
потребностях организма, не угасают, не
прекращаются после многократного повторения:
боль от органического повреждения не
утихает, удовольствие от физического
упражнения не надоедает, пока гомеостатические
реакции не изменились в корне (т. е. пока
отрицательный, положительный или смешанный,
амбивалентный, сигнал не потерял своего
значения для жизнедеятельности индивида).
В опытах американского исследователя
Олдза крысы, научившиеся путем нажатия
на рычаг, производившего электрораздражение
соответствующего центра в подбугорье,
вызывать у себя эмоцию наслаждения, занимались
этим непрерывно, не отвлекаясь даже для
сна и еды. При этом животные доходили
до состояния тяжелого физического изнеможения.
Между тем, например, страх, вызываемый
у воробьев пугалом на огороде, довольно
быстро угасает.
Именно различием в качестве, степени
и устойчивости удовольствия или страдания
при раздражении разных центров можно
объяснить то, что в одних случаях условный
рефлекс с эмоциональной окраской возникает
при одно, двукратном подкреплении, а в
других случаях сотни подкреплений не
создают прочной связи Точно так же одни
условные рефлексы с ясной эмоциональной
окраской быстро угасают, а другие отличаются
высокой прочностью, и сильнодействующие
условные тормоза почти не оказывают на
них влияния.
Здесь, очевидно, можно найти объяснение
случаям исключительной устойчивости
некоторых эмоционально насыщенных установок
и влечений личности, например тенденции
вести определенный полюбившийся образ
жизни. Так, даже весьма значимые события
(смерть близкого человека, крупные неприятности
на службе и т. п.) не могут блокировать
привычное поведение алкоголика, связанное
с получением наслаждения от состояния
опьянения, или блокируют его поведение
лишь на короткое время, после чего "все
становится на свое место".
Эмоции
и чувства – это своеобразные
состояния психики, накладывающие
отпечаток на жизнь, деятельность, поступки
и поведение человека. Если эмоциональные
состояния определяют в основном
внешнюю сторону поведения и
психической деятельности, то чувства
влияют на содержание и внутреннюю
сущность переживаний, обусловленных
духовными потребностями
Эмоции
играют чрезвычайно важную роль в
жизни людей. Под влиянием эмоций
изменяется деятельность органов кровообращения,
дыхания, пищеварения, желез внутренней
и внешней секреции и др. Под
воздействием негативных эмоциональных
состояний у человека может происходить
формирование предпосылок к развитию
разнообразных болезней. И наоборот,
существует значительное количество примеров,
когда под влиянием эмоционального
состояния ускоряется процесс исцеления.
В этом проявляетсярегуляторная функци
Эмоциональная
оценка событий может формироваться
не только на основе личного опыта
человека, но и в результате сопереживаний,
возникающих в процессе общения с другими
людьми, в том числе через восприятие произведений
искусства, средства массовой информации
и т.д. Выполняют еще и прединформационную, или сигнальную функцию. Возникающие
переживания сигнализируют человеку,
как идет у него процесс удовлетворение
потребностей, какие препятствия встречает
он на своем пути, на что надо обратить
внимание в первую очередь и т.д. Оценочная,
или отражательная, функция эмоций и чувств
непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией. Например,
в дорожной ситуации человек, испытывая
страх перед приближающейся машиной, ускоряет
свое движение через дорогу. Чувства принимают
самое непосредственное участие в обучении,
т.е. осуществляют подкрепляющую фун
Эмоции
и чувства, будучи субъективными
по своей форме существования
переживаниями, вместе с тем всегда
имеют внешние проявления и выражаются
в разнообразных движениях, мимике
и пантомимике, в интонациях и
тембре голоса, а также сопровождаются
органическими изменениями, проявляющимися
в покраснении, побледнении, в замедлении
или в ускорении ритма
Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.
По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески – сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).
Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации.
На данный вопрос можно отвечать обобщенно, имея в виду ту роль, которую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. В данном случае мы поступим следующим образом: выделим общие функции эмоций, но, раскрывая каждую из них в отдельности, будем в качестве примеров реализации данной функции ссылаться на отдельные разновидности эмоций. Итак, в жизни людей эмоции выполняют следующие основные функции: коммуникативную, мотивационную, регулирующую, сигнальную и предохранительную.
Коммуникативная функция эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную функцию, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое.