Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:44, контрольная работа
Как видно по социограмме в группе три неформальных лидера это №1;№2 и №7.
№1 получил четыре взаимных положительных выбора, и не получил ни одного отрицательного.
№2 получил два взаимных положительных выбора и один односторонний положительный выбор.
№7 так же как и №2- два взаимных положительных и один односторонний положительный выбор.
Построение социограммы
Выводы
Как видно по социограмме в группе три неформальных лидера это №1;№2 и №7.
№1 получил четыре взаимных положительных выбора, и не получил ни одного отрицательного.
№2 получил два взаимных положительных выбора и один односторонний положительный выбор.
№7 так же как и №2- два взаимных положительных и один односторонний положительный выбор.
Характеристика первой группы
Данная группа представлена следующими участниками № 1, 4, 6, 8, 9. Эта группа представляет собой граф крест. Это довольно устойчивая группа. Имеет явно выраженного лидера. Лидер группы психологически подавляет остальных её членов. Действует достаточно тонко, «по-умному». Удерживает лидерство по принципу «разделяй и властвуй», причем делает это в доброжелательной форме, выделяет положительные качества (настоящие или мнимые), подчеркивая исключительность каждого, свое особое расположение к нему.
Участник №9 сделал еще 2 положительных выбора, что говорит о его расположенности к данным участникам группы, но выбор этот односторонний, что указывает на его неспособность к коммуникации.
Например, одному говорит, что он лучше всех в группе знает специальность, и равных ему в группе нет, другому – что он самый надежный и бескорыстный товарищ и т. д., причем, говорит это с глазу на глаз. Таким образом, он отдаляет членов группы друг от друга, «замыкая» их на себя. В случае конфликта в группе он выступает в роли «третейского судьи».
В группе все друг о друге, как правило, не очень высокого мнения. Высокий авторитет у всех имеет только лидер, только он формируется и развивается как личность, а индивидуальность и самостоятельность остальных членов ограничивается (подавляется).
Обычно такая группа возникает при двух условиях:
1) разница в характеpax — один всегда по складу характера лидер, а остальные «ведомые», которые тянутся к нему и группируются вокруг него;
2)
в необычной, стрессовой
Эффективно
управлять группой можно только
через лидера. Если группа имеет
в целом положительную
Если группа имеет негативную направленность, её можно разрушить. Дискредитация лидера в глазах всех членов группы или перевод его в другое подразделение ведут к полному разрушению группы.
Характеристика второй группы
Эта группа представлена участниками № 2, 3, 5, 7. Такая группа представляет собой полный граф.
Неформальные группы, объединенные подобным образом, отличаются большой степенью дружбы, сплоченностью, организационной и психологической автономией.
Все члены группы дорожат сложившимися отношениями, каждый обладает сильным чувством причастности к группе, социальной защищенности со стороны остальных членов группы.
В этой структуре имеет место сильная взаимная поддержка, которая при негативной ориентации группы может принять форму круговой поруки.
Главная моральная ценность такой группы: нерушимость дружбы, независимость от внешних влияний.
В группе, как правило, нет серьезных внутренних конфликтов. Она обладает большой степенью самодостаточности, как правило, члены группы не идут на установление устойчивых социально-психологических контактов с другими неформальными группами и отдельными членами коллектива. Группа может противопоставлять себя другим неформальным группам, отдельным членам коллектива, всему коллективу в целом и даже руководителю. Каждый член группы может пойти против требований руководителя ради интересов группы.
Управлять группой довольно сложно, трудно влиять на отдельных ее членов, поэтому руководитель вынужден искать подход к группе в целом, ко всем ее членам.
Если
группа имеет положительную
Для этого нужно выявить наиболее авторитетного, имеющего способности организатора сотрудника. Чаще назначать его старшим в группе при выделении каких-либо заданий, проектов, групповых командировках и пр. Ненавязчиво подчеркивать, что группа достигла успехов в значительной мере благодаря усилиям и заслугам этого человека.
Ставить удовлетворение потребностей, интересов группы в зависимость от степени подчинения ее членов выбранному руководителем члену группы. Передавать положительную для данной группы информацию преимущественно через него, а также чаще удовлетворять просьбы группы, если они исходят от потенциального лидера и т.п.
Если группа имеет явно выраженную негативную направленность и принятые руководителем педагогические меры положительного результата не принесли, следует попытаться разрушить эту группу. Для этого нужно определить самого «слабого», т. е. члена группы, для которого мораль группы имеет наименьшую ценность.
Затем противопоставить его личные интересы интересам группы. Показать ему, что, отдавая приоритет интересам группы, он жертвует своими личными интересами, а также интересами своих родных и близких.
Так же по социограмме видно, что вторая неформальная группа в одностороннем порядке испытывает неприязнь к первой неформальной группе, через № 7 и 3. Номера 7 и 3 , сделали один односторонний отрицательный выбор в сторону первой группы, конкретно к №8.
Следует
заметить, что первая неформальная
группа более обособлена чем вторая,
т.к. от этой группы не исходит никаких
направленностей в сторону
И последний участник социограммы -это № 10, связь которого можно охарактеризовать графом 1.1.
Член группы, не имеющий связей в коллективе, т.е. ни его, ни он никого в предложенной сфере отношений не выбирает. Он практически не имеет связей в коллективе, являясь пренебрегаемым.
Определяя причины такого положения индивида в группе, следует учитывать следующий социальный закон: «На индивида, помещённого в новую социальную среду, действуют выталкивающие силы, равные разнице их (индивида и социальной среды) духовного, интеллектуального, социального и биологического потенциалов».