Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:24, контрольная работа
Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Потребности разделяются на два класса: биологические и информационные.
Биологические потребности являются быстро и легко насыщаемыми. Регулирующая функция потребностей ограничена, так как данные потребности определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течении которых и происходит их удовлетворение.
Введение 3
1. Потребности личности 4
2. Теория мотивации по А.Маслоу и Эриха Хромма 6
Заключение 10
Список литературы 11
Содержание
Введение
Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Потребности разделяются на два класса: биологические и информационные.
Биологические потребности являются быстро и легко насыщаемыми. Регулирующая функция потребностей ограничена, так как данные потребности определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течении которых и происходит их удовлетворение.
Биологические
потребности имеют
Информационные
потребности – познавательные и социальные.
Являются менее насыщаемыми по сравнению
с биологическими потребностями. Вследствие
чего их регулирующая функция по отношению
к поведению человека является неограниченной.
Информационные потребности, как правило,
не ведут к возникновению конкурентных
отношений между людьми. Удовлетворение
информационной потребности за счет, какого
– либо объекта никак не сказывается на
самом объекте. Индивиды делятся информацией
с другими индивидами.
1. Потребности личности
Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные – биологические, и вторичные – социальные, духовные.
Первичные
потребности обеспечивают индивидуальное
и видовое существование
Вторичные потребности – социальные и духовные, возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества. Они включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности включают в себя познание мира, самоуважение, самореализацию и эстетические потребности.
Потребности определяют мотивы деятельности. Мотив – это побуждение к действию, к стремлению удовлетворения потребностей, готовность психики, направляющей к определнной цели. Мотив может иметь такие психические проявления, как желания, намеренья, стремления. Основными хврвктеристиками мотива является его сила и устойчивость.
Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и от интенсивности самого мотива. Сила мотива зависит от физиологического фактора такого, как сила мотивационного возбуждения, и от психологического фактора, как знание результатов деятельности и вероятность ее успеха, значимость действительности для личности. Для оценки силы мотива Аткинсон предложил формулу: М = ПхВхЗ ,
Где М – сила мотива , П – мотив достижений успеха, В - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели , З – значимость достижения цели для личности.
Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека.
Сила и устойчивость мотивации влияют на направление деятельности и на успех. Усиление мотивации до определенного уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.
Основными функциями мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая функции.
Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обуславливает выбор поведенческих статегий.
Регулирующая функция состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.
Мотивационные свойства личности понимаются закрепившимися и предпочитаемыми способами формирования мотива. Классификация предложенная Мюрреем, предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности.
С мотивационной сферой
Уровень притязаний:
2. Теория мотивации по Абрахам Маслоу
А.Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоритический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, которые пыталичь объяснить до уничтожения творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.
Если рассматривать иерархичяескую структуру по А. Маслоу, то мы вадим, что:
По теории А. Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Первичные потребности – физиологические по своей природе, врожденные.
Эти потребности являются основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей. Они включают в себя потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком – то минимальном уровне, прежде чем потребности более высокого уровня станут актуальными. Если не удовлетворить эти основные потребности, то человек не будет заинтересован в высших потребностях, так как они отходят на задний план.
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значения другие потребности, это – потребности безопасности и защиты: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, страх и хаос.
ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
3. Социальные потребности – в причастности: чувство принадлежности к чему или кому – либо, что человека принимают другие, чувство социального взаимодейсвия привязанности и поддержки.
4.Потребность в уважении: самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание.
5.Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей, либо потребности личного совершенствования.
Вторичные потребности – психологические потребности. Это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность принадлежать кому или чему – либо. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.
Экзистенциальные потребности человека. Экзистенциализм – франц. – existentializme, от латинского exsistentia – существование. Эрих Фромм в отличие от Фрейда, Юнга и Адлера не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию.
По его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей . Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека:
1.
Потребность в установлении
2.
Потребность в преодолении.
3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя
неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность.
4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я - это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.
5.
Потребность в системе
Фромму,
людям необходима стабильная и постоянная
опора для объяснения мира. Эта система
ориентации представляет собой совокупность
убеждении, позволяющих людям воспринимать
и постигать реальность, без чего они постоянно
оказывались бы в тупике и были неспособны
действовать. Фромм особо подчеркивал
значение формирования объективного и
рационального взгляда на природу и общество.
Он утверждал, что рациональный подход
абсолютно необходим для сохранения здоровья,
в том числе и психического.
Заключение
Человек может жить хлебом единым – если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие , более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворены, все новые и новые, еще более высокие потребности выходят на сцену.Эмоциональная природа человека опирается на низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. Для большинства человечества высшая природа человека недостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры.Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и не устранит связанное с нею напряжение. Напряжение сменяется релпксацией, релаксация – напряжение. И так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответс твующее внутриутробной жизни.