Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:55, реферат
Основоположниками радикального бихевиоризма были Дж. Уотсон и В.Ф.Скиннер, который развил идеи Трондайка. Данный подход можно охарактеризовать как направление, использующее принципы научения в помощи клиентам решать их поведенческие проблемы. Он постоянно совершенствуется и обогащается результатами новых исследований. В настоящее время его наиболее яркими представителями являются Дж. Вольпе, Г.Айзенк, А.Лазарус. Основные идеи этого подхода базируются на работах И.П.Павлова, впервые рассмотревшего поведение как последовательность условных рефлексов, образующихся в результате повторяющихся подкреплений.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Основоположниками радикального бихевиоризма
были Дж. Уотсон и В.Ф.Скиннер, который
развил идеи Трондайка. Данный подход
можно охарактеризовать как направление,
использующее принципы научения в помощи
клиентам решать их поведенческие проблемы.
Он постоянно совершенствуется и
обогащается результатами новых
исследований. В настоящее время
его наиболее яркими представителями
являются Дж. Вольпе, Г.Айзенк, А.Лазарус.
Основные идеи этого подхода базируются
на работах И.П.Павлова, впервые рассмотревшего
поведение как
Основные теоретические положения.
Главная задача психолога – бихевиориста
– помочь изменению неэффективного,
неадаптивного поведения
1) Установление отношений между психологом и клиентом. Психологи – бихевиористы демонстрируют высокий уровень эмпатии, внутренней гармоничности и способности к контакту, а также теплоту и уважение к клиенту. Психологи этого направления отличаются внутренней силой, а также умением устанавливать раппорт, устанавливать взаимопонимание, тщательно выстраивать структуру интервью. Они объясняют клиенту основные технические приемы и их смысл, вследствие чего клиент принимает активное участие в процессе консультирования;
2) Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог - бихевиорист в наиболее организованной (по сравнению с другими направлениями) форме занимается сбором информации о клиенте. Общее представление о проблеме клиента в терминах бихевиоризма – это знание того, как клиент себя ведет. Жизнь клиента рассматривается как цепь отдельных поступков. Психолог работает с "тем, что есть", что можно увидеть в реальном поведении клиента, и что можно изменить благодаря научному планированию.
3) Понимание всего контекста проблемы через функциональный анализ. Второй задачей психолога – бихевиориста является установление понимания того, как клиент ведет себя в "естественном окружении". В рамках бихевиоризма анализ проводится по трехступенчатой модели:
1) предыстория;
2) результирующий поступок;
3) последствия такого поведения.
Устанавливая причинно-
4) Установление социально важных целей для клиента. На этой стадии психолог вместе с клиентом вырабатывают конкретные и достижимые цели. Нужно строить конкретные планы на будущее, ставить определенные цели: научиться плавать, изучить иностранный язык, найти работу. Психолог – бихевиорист не будет использовать в своей работе такое широкое понятие, как "страх", а разобьет его на наблюдаемые, конкретные единицы поведения, и будет учить клиента поступать так, чтобы их жизнь стала более успешной и счастливой.
Психолог акцентирует внимание на конкретных действиях и поступках. Клиент должен делать что–то конкретное: видимое, слышимое, ощущаемое.
Техники бихевиоральной терапии и консультирования
Для проведения бихевиоральной терапии и консультирования необходимы следующие умения: 1) разбивать поведение на фрагменты, то есть операционализировать его; 2) проводить функциональный анализ, чтобы уточнить предысторию проблемы, результирующее поведение и последствия; 3) определять совместно с клиентом цели, являющиеся общественно приемлемыми; 4) использовать специальные процедуры изменения поведения. Наиболее часто используются следующие техники:
1.Релаксация. Психологи бихевиорального
направления считают более
2.Систематическая
3.Имплозия (наводнение). Техника сходна
с систематической
4.Парадоксальная интенция (стремление).
Согласно этой методике, предложенной
В.Франклом, клиенту предлагается
прекратить борьбу с симптомом
и, наоборот, пытаться умышленно
вызвать его и усилить. Метод
заключается не только в
5.Моделирование.
6.Позитивное подкрепление (поощрение).
Позитивным подкреплением со
стороны психолога могут
7.Техника вызывания отвращения
(аверсивное обусловливание). В основе
метода лежит выработка
8.Наказание. В этой технике
наказание следует после
9.Техники самоконтроля. Данная
техника предполагает активную
роль клиента в определении
целей консультирования и
10.Предотвращение рецидивов.
Техники предотвращения рецидивов
позволяют клиенту
Поведенческое консультирование является краткосрочным. Типичный случай – заключение контракта с клиентом на 8 – 12 встреч. При завершении консультирования психолог избегает резкого его прекращения, а постепенно сокращает занятия, уменьшая их длительность и снижая собственную активность.
Консультативный процесс.
Цели психологической помощи:
• обеспечение условий для
• формирование новых социальных умений;
• преодоление вредных привычек;
• овладение навыками саморегуляции и др.
Роли и функции консультанта: выполнение четко фиксированной роли учителя (наставника); принятие на себя роли модели, образца для подражания.
Ожидания от клиента: желание сотрудничать с психологом; активность; готовность ставить цели и добиваться их, экспериментируя с новым поведением; готовность применять новые формы поведения в повседневной жизни.
Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа:
• возможность осознанного отбора
и использования бихевиоральных
методов для модификации
• возможность прерывания условно-рефлекторных связей между стимулами, когда они создают болезненный эффект для клиента (например, посттравматические фобии, тревожные реакции);
• возможность сознательно не использовать бихевиоральные методы при отсутствии показаний к работе в данной модели.
Источники: