Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:50, доклад
Поведенческий сценарий – это усредненный вариант поведения человека, в котором сочетаются его естественные желания и действия с нормами внешнего мира. В большинстве случаев защитные сценарии появляются на подсознательном уровне и дают нам возможность заглянуть за ширму этикета и понять скрытые потребности, а также слабые стороны человека, чтобы выяснить, в каких психологических стимулах и сигналах он нуждается и как правильно строить с ним отношения, настраивать и осуществлять влияние.
Поведенческий
сценарий – это усредненный вариант
поведения человека, в котором
сочетаются его естественные желания
и действия с нормами внешнего
мира. В большинстве случаев защитные
сценарии появляются на подсознательном
уровне и дают нам возможность
заглянуть за ширму этикета и понять скрытые
потребности, а также слабые стороны человека,
чтобы выяснить, в каких психологических
стимулах и сигналах он нуждается и как
правильно строить с ним отношения, настраивать
и осуществлять влияние.
При этом важно оценивать
фактор повторяемости,
навязчивости сценария. Чем он типичнее,
тем более значим для человека – это обязательно
стоит учитывать. Один-два раза появившуюся
тему в разговоре ни в коем случае не надо
считать сценарием и делать какие-либо
выводы.
Рассмотрим несколько типичных сценариев.
О чем они говорят и каким образом вести
себя с таким человеком, если мы хотим
расположить его к себе и стимулировать
взаимодействие?
Сценарий: "Ни на
что не хватает времени /
Такая нагрузка / Все
на мне"
Этот сценарий широко распространен, причем
чаще всего ни действительная нагрузка,
ни даже неумение управлять своим временем
не играют тут роли. На самом деле человек
в данном случае неосознанно сигнализирует:
"Я действительно значим, я действительно
полезен, без меня нельзя обойтись".
Таким образом, мы получаем информацию
о том, что он испытывает недостаток признания
со стороны окружающих.
Наиболее правильная
и успешная реакция – подтвердить его
значимость, периодически хвалить и поддерживать
разговор о том, как вы (и, возможно, не
только вы, но и другие) цените то, что человек
делает. Стоит показать, что от мнения
и действий этого человека действительно
многое зависит, что другие ценят его.
Неправильной и непродуктивной
реакцией здесь будут: советы по управлению
временем, тем более упреки в неправильном
планировании дня (это можно и нужно делать,
но не в момент проявления сценария), отказ
от обсуждения темы как таковой со ссылкой
на собственную занятость, "соревнование"
("Да что там у тебя, вот я…").
Сценарий: "Все пропало /
Никто меня не понимает"
Этот сценарий говорит о неудовлетворенной
потребности человека в сочувствии, эмпатии,
сопереживании.
Будет правильным показать, что вы
понимаете человека, согласиться с ним
("нас действительно часто не понимают"),
подтвердить это примерами из своей жизни
(при этом следует избегать "соревнования"),
постараться вывести собеседника из этой
темы, перевести разговор в плоскость
поиска решения проблемы или в другую
сферу.
"Зацикливание" на обозначенной проблеме
может привести человека к отрицательным
реакциям и депрессивному состоянию.
Неправильными реакциями также будут:
утверждение, что все проблемы собеседника
– ерунда, не стоят внимания или очень
легко разрешимы; обвинение собеседника
("сам виноват"); "соревнование".
Сценарий: "Все они (начальники,
обеспеченные люди и
т.п.) — … (ругательное
слово — проходимцы,
идиоты и т.п.). Не хочу
с ними иметь ничего
общего"
Этот сценарий отражает защитную позицию
человека, который, чувствуя себя не очень
уверенно в определенной сфере, старается
нанести опережающий удар. Например, неуверенная
в себе (это может быть как постоянным,
так и временным явлением) женщина очень
часто затрагивает тему "все мужчины
— сволочи". Механизм защитной реакции
очень простой: она сама наносит опережающий
удар и теперь ей есть чем объяснить неудачные
отношения с мужчинами ("она ведь сама
не хочет иметь с ними дело"). Точно так
же человек, у которого есть комплекс по
поводу его социального статуса или дохода,
часто обращается к идее о том, что "все
начальники — сволочи, а все обеспеченные
люди — воры и взяточники". При этом
он оправдывает свои социальные неудачи
тем, что он-то хороший, не такой, как все
остальные.
Правильная реакция состоит в частичном
согласии ("да, действительно, иногда
такое случается) и в сопереживании человеку,
когда он столкнулся с неприятной ситуацией.
Важно понимать, что человек защищается,
поэтому его эпатаж или агрессию не надо
воспринимать всерьез: это всего лишь
попытка не очень уверенного в себе человека
оградить себя от эмоциональных травм.
Неправильная реакция: "Да ты сам/сама
на себя посмотри…"; вступление в дискуссию
на рациональном уровне (человек в этот
момент настроен "не на ту волну");
слишком активное поощрение таких высказываний
и длительное "зависание" на возникшей
теме.
Сценарий: "У меня
все равно не получится.
Заранее извините…"
Этот сценарий, как и другие, имеет смысл
учитывать только в том случае, если он
является повторяющимся, заведомо "перестраховочным".
Он очень похож на предыдущий сценарий,
только лишен агрессии и характерен для
случаев заниженной самооценки. Человек
заранее обезопасил себя, если действительно
ничего не получится.
В этом случае следует
дать понять собеседнику, что вы приняли
его предостережение, и он действительно
умеет прогнозировать ситуацию, однако
убеждайте сделать попытку, заверив, что
ничего плохого не произойдет, даже если
ничего не получится.
Впоследствии имеет смысл выяснить, что
же именно смущало человека, и постараться
поэтапно настроить его позитивно.
Неправильная реакция: отмахнуться
от предупреждения, голословно заявив,
что все получится; обвинить человека
в неспособности "хоть что-нибудь сделать";
предложить отказаться от попытки.
Сценарий: "Да разве
могут (умеют)..."
Как правило, этот сценарий возникает
вокруг тех дел и навыков, которыми человек
особенно гордится, при этом не очень уверенно
чувствуя себя в других сферах. В любом
случае это говорит о существующих комплексах:
принижая других, человек как бы приподнимает
себя.
Если вы хотите завоевать
расположение собеседника, достаточно
просто с энтузиазмом поддержать его и
подтвердить его качества. Однако впоследствии
стоит корректировать поведение такого
человека, так как оно может перейти в
агрессию и привести к абсолютно необъективной
самооценке.
Неправильная реакция: "на себя
посмотри"; логическое убеждение о наличии
у других каких-то из упомянутых навыков
или возможностей. Также стоит учитывать,
что взаимодействие с людьми, у которых
этот сценарий встречается часто и в различных
областях, может быть очень непростым
и малопродуктивным.
Сценарий: "То ли
дело мы тогда… / В наши
годы…"
Данный сценарий также говорит об определенной
защите и неуверенности, при этом во главу
угла ставится не конкретный навык, как
в предыдущем случае, а "стаж".
Если довести данный сценарий до крайности,
то мы придем к классической дедовщине,
и здесь уже прибавляется некоторая мстительность
и моральный садизм. Однако основной идеей
такого сценария можно считать недостаток
признания и уверенности в себе в настоящий
момент. Именно поэтому наиболее
удачной реакцией на подобный сценарий
можно считать подтверждение значимости
человека, его прошлых и нынешних заслуг.
Неправильная реакция: реальное, на
логическом уровне сравнение "старичков"
и "молодых"; снижение значимости
заслуг говорящего в прошлом или настоящем.
Если данный сценарий проявляется слишком
часто, будьте готовы к прямой агрессии
со стороны такого человека по отношению
к новичкам или молодежи.
Сценарий: "Я и так
все знаю (зачем мне
еще чему-то учиться,
да и кто меня может
чему-то научить) / Ну
что тут может быть нового?!"
Защитная реакция, подтверждение собственной
значимости, компетентности, профессионализма.
Очень часто этот сценарий актуален именно
для людей, не вполне уверенных в себе
(уверенные в себе и адекватные люди помнят
о том, что получение дополнительного
опыта всегда полезно).
В такой ситуации стоит подтвердить
компетентность человека, его опыт и свести
вопрос обучения, повышения квалификации,
по сути дела, к обмену опытом, оценке опыта
других людей или каких-либо теорий. Впоследствии
такого человека стоит чем-то удивить,
поразить. Если такой сценарий становится
преобладающим, то почти всегда это знак
отсутствия перспектив дальнейшего развития
такого человека.
Неправильная реакция: попытка доказать
некомпетентность напрямую (можно удивить
или показать что-то, чего человек не знает,
не делая акцента на его незнании); логическое
убеждение в пользе обучения.
Сценарий: "Только
о деле…"
Человек всячески избегает разговоров,
отношений, ситуаций хотя бы чуть-чуть
личных. Причем в крайнем варианте он старается
пресечь их и у других, что означает очень
высокую степень неуверенности в личной
сфере.
Наиболее правильно при общении с
таким человеком не касаться личных тем
и свести общение к сугубо деловому.
Итак. Эти типичные сценарии встречаются
как в личном, так и в бизнес-общении. Когда
человек на подсознательном уровне "просит"
вас о какой-то позитивной реакции, эту
реакцию, этот стимул надо ему обязательно
дать, и это поможет вам более успешно
влиять на человека и настраивать его.
В дальнейшем в зависимости от отношения
к этому человеку и собственных возможностей
можно начинать понемногу корректировать
его мировосприятие и поведение.