Поведение личности как психологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:00, контрольная работа

Описание

Психология поведения – общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная Жане. Психология поведения примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к французской социологической школе, представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, Психология поведения была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма.

Содержание

Введение
Поведение личности как психологическая проблема
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 24.54 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Введение
  2. Поведение личности как психологическая проблема
  3. Заключение
  4. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Психология  поведения – общепсихологическая  концепция личности начала XX в., разработанная  Жане. Психология поведения примыкает  к теориям социальной обусловленности  психики и развития личности, а  также к французской социологической  школе, представители которой рассматривали  личность прежде всего как продукт  социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, Психология поведения была направлена против ассоциативной  психологии и бихевиоризма. Основана на категориях – "активность", "деятельность", "действие", "психическая энергия", "психическое напряжение", "психологические  уровни", "психологический автоматизм", "психическая сила" и др

В основу понимания и развития личности в  Психология поведения положено учение о поведении. Психика человека развивается  в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для  доказательства социальной обусловленности  психики Психология поведения рассматривает  процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого  человека более развит опосредствованный  характер мнестической деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поведение личности как психологическая  проблема

      Личность - это сочетание стабильных характеристик человека. По определениям социальных психологов, личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведения, которые отражают уникальный характер приспособления конкретного человека к окружающей среде. Традиционно психологи описывали поведение отдельного человека с точки зрения отдельных свойств личности, таких, как агрессивность, честность, уверенность в собственных силах, открытость или замкнутость, решительность и нерешительность. Но теперь многие психологи утверждают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Личностные факторы и внешнее окружение, действуя совместно, определяют поведение личности, причем часто ситуация имеет все же большее влияние на это поведение, чем свойства личности.

      Поведение человека - совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций.

      Поведение человека определяется его собственными (личностными) чертами. Черты личности складываются под влиянием природных  свойств (физиологическое состояние  организма, особенности высшей нервной  деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).

      Любая личность характеризуется:

      · общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);

      · специфическими свойствами (способность  к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими  в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать); элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный  слух, критичность мышления и пр.); сложными частными, в том числе  профессиональными (к отдельным  видам деятельности), специальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными; т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности);

      · подготовленностью к определенному  виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков); направленностью (ориентированностью социальной активности, возникшей под воздействием социальных моментов

      · интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

      · определенным складом характера;

      · биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);

      · психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который  может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой  психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);

      · психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими  человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).

      Личностные  черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных  на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. В качестве основополагающих начал поведения человека можно  выделить следующие: способности, предрасположенность, потребности, ожидание, восприятие, ценности.

      Способности. Люди различаются наиболее наглядно по своим индивидуальным способностям, присущим человеку качествам. У одних людей больше способностей к музыке и пению, у других к компьютерному Программированию у третьих к составлению письменных отчетов. Различия в интеллектуальных Способностях и физических данных частично объясняются наследственностью частично - обучением и опытом,

      Предрасположенность, одаренность - это потенциал человека, в отношении выполнения конкретной работы.  Являясь результатом сочетания врожденных качеств и приобретенного опыта, одаренность становится талантом, открывающимся в определенной области.

      Потребности - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо. Основными считают физиологические потребности в пище, питье, тепле, а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу, группе людей. Многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но эта может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их основные потребности.

      Ожидания. Люди, основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на поведение.

      Восприятие значительно влияет на ожидания и поведение. Для практических целей можно определить восприятие как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Все события влияют на поведение только в той мере, в какой воспринимаются самим человеком.

      Отношение можно определить как-то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь  или привязанность к предметам, людям, группам или любым проявлениям  окружающей среды. Отношения формируют  необъективное восприятие среды  и тем самым влияют на поведение,

      Ценности  - это общие убеждения, вера в то, что хорошо и что плохо или что безразлично. Ценность предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом. Ценности, как и многие другие индивидуальные черты, приобретаются посредством обучения. Им обучают в школах, их воспитывают в детях родители, они укрепляются в других социальных контактах и даже через средства развлечения и досуга.

      Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации  к условиям и требованиям организационного окружения, во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде  люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени  свободы в построении своего поведения. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать  или не принимать существующие  формы и нормы поведения, с  другой - он может принимать или  не принимать ценности, разделять  или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой  комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения  человека.

      Первый  тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли.

      Второй  тип: человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее совершить действия, которые могут противоречить интересам  других людей, но соответствовать его собственным интересам.

      Третий  тип: человек приемлет ценности, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с людьми.

      Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь. 

      Деятельность  человека всегда связана и инициируется наличием у него определенных побуждающих  начал. Они заставляют его начинать что-то делать, предпринимать какие-то усилия, т.е. осуществлять действия. Стимулы, являющиеся внешними воздействиями  на человека, направляют его деятельность в определенное русло, придают этой деятельности определенную ориентацию и границы. Поведенческая реакция  человека проявляется в том, что  он выбирает, что и как ему делать, и осуществляет конкретные действия, приводящие к конкретному результату. Его реакция сильно связана со стимулами. Однако она имеет индивидуальный характер, так как отражает различную  степень влияния стимулов на поведение  различных людей. Реакция человека может проявляться как в виде его определенных действий, так и  в виде выработки им определенного  расположения. В зависимости от последствий  для человека его поведенческая  реакция закрепляется с целью  ее усиления и придания ей устойчивости либо же происходит отказ от нее. Закрепление  осуществленного поведения или  отказ от него играют очень важную роль в формировании поведения человека, так как именно через это происходит осознанная корректировка или даже изменение поведения человека в  желательном для организации  направлении.

      Процесс осознанного научения поведению  осуществляется по следующей логической схеме. Столкнувшись с необходимостью что-то делать, человек в соответствии со сложившимся у него представлением о том, как это надо делать, представлением, базирующимся на достигнутом им уровне научения поведению, осуществляет определенные действия. Данные действия приводят к  адекватным им результатам, которые  порождают определенные последствия  для человека, их осуществившего. В  зависимости от того, как он воспринимает и оценивает последствия своих  действий, человек делает выводы относительно своего поведения. Это приводит к  его дельнейшему научению поведению  и возможной корректировке его  поведения.

      Таким образом, изменение поведения человека можно рассматривать как следствие  научения поведению. Само же научение поведению является функцией последствий  для человека произведенных им действий, функцией последствий его поведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Поведение личности – это наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие  интересы других людей, коллективов, групп, всего общества. Человеческое поведение  приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно непосредственно  или опосредованно включено в  общение с другими людьми, находится  в связи с их действиями, поступками, их последовательностью или когда  оно направлено на определенные социальные объекты (например, организации, фирмы, общности). При этом речь идет об осмысленном  поведении, о реализации в действиях  и поступках таких связей и  взаимоотношений, в которых субъект  поведения участвует как разумное существо, относящееся к своим  действиям достаточно осознанно. Так  как поведение личности затрагивает  интересы других людей, организаций, коллективов, общества в целом, оно подлежит политической, нравственной, экономической и правовой оценке, если соответствующие действия нормируются законом. Критерии психологических  особенностей сформировавшейся личности:

1) наличие  в мотивах поведения личности  способности преодолевать собственные  непосредственные побуждения ради  чего-то другого – способности  к поведению опосредованному;  при этом предполагается, что  мотивы, благодаря которым преодолеваются  непосредственные побуждения, социально  значимы, социальны по происхождению  и смыслу;

Информация о работе Поведение личности как психологическая проблема