Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 09:33, творческая работа
Наша самооценка - критерий нашего психологического благополучия. Как мы относимся к себе, так мы и идем по жизни.
Не секрет, что виновница многих проблем и неудач в жизни - наша неуверенность, низкая (или заниженная) самооценка, позиция "жертвы". Но пока мы ощущаем себя жертвой, мы обречены на провал. Жертва всегда притягивает к себе палача, а в других ситуациях сама выступает палачом и мстит обидчикам. Палач и Жертва - две стороны одной медали, так же как низкая и завышенная самооценка. Как перестать быть жертвой? Как перестать быть палачом? Как встать на путь Победителя?
Неуверенность по причине зависимости от других людей, их решений и поступков - это наиболее распространённая неуверенность. Действительно, зависимость от других может очень сильно выбивать из колеи.
Постоянна тревога, возникающая по поводу отношений с другими людьми, может здорово истощать запас нервной силы. Так ли про меня думают? Правильно ли меня понимают? Смогу ли договориться? Примут ли меня (в коллектив, в семью)?
Рассматривая вопрос о развитии уверенности, я задумалась над одним вопросом: а на сколько я уверенный в себе человек? Проанализировав все «за» и «против», я пришла к выводу, что и мне надо в себе развивать эту уверенность.
Первым делом в развитии своей уверенности я поставила осознание того, что именно у меня получается плохо, как именно я создаю себе препятствия или лишаю себя перспектив, каковы мои плохие привычки, создающие проблемы, как я останавливаю себя, когда нужно идти вперед, и как останавливаю других, когда они хотят мне помочь. Постаралась увидеть, как я позволяю людям вторгаться в моё жизненное пространство и заставлять меня делать то, что нужно им.
На втором этапе, и я его посчитала самым главным — открыв свои неэффективные стороны, занялась воспитанием уверенности в себе.
Начала с очень простой, но эффективной техники обретения личной уверенности.
Техника называется "Вспомнить всё!"
Вспоминала моменты, когда я испытывала чувство максимальной уверенности в себе. Вспоминала момент, когда я почувствовала себя героем. Еще раз эмоционально ярко переживала его. Отмечала опорные симптомы моей уверенности.
В моменты своей неуверенности я старалась также войти в роль того человека, которым я восхищаюсь- это мой брат. Мне кажется, что он очень уверенный человек. И даже когда он неправ, он может переубедить людей.
На втором этапе для развития уверенности в себе старалась придерживаться следующих рекомендаций :
Перестаньте критиковать самого себя. Самокритика чаще всего деструктивна. Любите себя. Не выставляйте напоказ свои недостатки. Принимайте комплименты как должное, просто говорите "Спасибо".
Перестаньте жаловаться. Данное поведение проблем не решают, а публичные рассказы о своей несостоятельности вызывают у окружающих раздражение. Научитесь себя уважать. По-деловому преодолевайте трудности. Ищите пути решения проблем, и после того как найдете причины и обстоятельства, способствующие их появлению.
Займитесь физической формой. Старайтесь расслабляться. Сочетайте работу с отдыхом, не перегружайтесь размышлениями "А что если:?". Решайте проблемы по очереди и конструктивно.
Не рассчитывайте на то, что другие помогут вам стать счастливыми. В работе будьте самодостаточными. Контролируйте свои эмоции.
Оптимизируйте любую ситуацию. Если вы ведете себя так, будто должно случиться самое худшее, то, скорее всего, так и произойдет. Не программируйте неудачи. Наш мозг не в состоянии воспринимать сообщения, начинающиеся с "не". Он принимает только позитивную информацию. Вместо того чтобы говорить самому себе, как не делать плохо, говорите, как сделать хорошо. Прогнозируйте успех, создавайте положительные образы.
Каждое утро начинала с повторения самых главных моментов программы развития уверенности в себе:
1.
Именно сегодня я буду
2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь приноровиться к ним.
3.
Именно сегодня я подарю
4.
Именно сегодня я постараюсь
уделить внимание развитию
5.
Именно сегодня я займусь
6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше. Именно сегодня, по возможности, я надену то, что мне больше всего идет; буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя; буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к чему не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.
7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу выполнять даже то, что привело меня в ужас, если бы мне пришлось этим заниматься всю жизнь.
8. Именно сегодня я составлю письменный план своих дел. Я запишу все, что я собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этому плану, но я составлю его. План избавит меня от двух зол: спешки и нерешительности.
9.
Именно сегодня я полчаса
10.
Именно сегодня я не буду
бояться, в особенности не
На следующем этапе развития уверенности в себе поставила задачу испробовать в экспериментальной ситуации тренинга новые способы действовать. Выбирала то, что не противоречит моим жизненным взглядам, больше всего подходит, безопасно для моей самооценки и способствует достижению целей.
И на четвёртом этапе , я его считаю самым сложным , старалась развить в себе в себе смелость сталкиваться с самыми разными и неожиданными последствиями моих изменений и уметь их обернуть в мою пользу, обрести смелость быть собой .
И последнее , я всегда помнила слова Кэрол Барнет: «Только я могу изменить мою жизнь. Никто не может сделать этого за меня».
Таким
образом , подводя итоги по данной
работ е , можно сказать , что
поведение уверенного в себе человека
характеризуется рядом особенностей,
позволяющих ему действовать более эффективно.
Это поведение:
_
Целенаправленное и
_ Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку, решительность.
_ Социально ориентированное — направленное не на «уход в себя», а на построение конструктивных отношений с другими людьми.
_
Сочетающее спонтанность с
Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей.
_
Направленное на достижение
Поведение, характеризующееся такими особенностями, позволяет человеку более эффективно достигать поставленных целей, организовывать конструктивную деятельность и расходовать силы на преодоление возникающих затруднений, а не на переживания по их поводу. Особенно ярко эти различия проявляются в ситуациях, связанных со стрессом, в частности в условиях спортивных состязаний, экзаменов, острых межличностных конфликтов, при возникновении каких-либо экстремальных ситуаций. Кроме того, уверенные в себе люди характеризуются адекватной самооценкой и развитым умением регулировать свое эмоциональное состояние, менее подвержены внешнему манипулятивному влиянию. Это снижает риск их приобщения к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, развития у них асоциального поведения.
Наиболее результативный путь формирования уверенного поведения — это выполнение упражнений социально-психологического тренинга, в которых происходит игровое моделирование ситуаций, позволяющих тренировать это поведение. Такое обучение носит активный характер. В результате у участников накапливается опыт уверенного поведения, который
легко
переносится из игровой плоскости
в реальные жизненные ситуации.
Литература
1. Грецов А. Г., Попова Е. Г. Будь уверенным в себе. – СПб.,2004.
2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия /Под ред. Е. А. Левановой. – СПб., 2006.
3. Кипнис М. Тренинг лидерства. – М., 2004.
4. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. –СПб., 2001.
5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под ред. М. Р. Битяновой. – СПб., 2002.
6. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях.– СПб., 2002.
7 Смит М. Тренинг уверенности в себе. – СПб., 1997.
8. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения.– М., 1988.
9. Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб., 2006.