Познавательная деятельность в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:17, реферат

Описание

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т.е. приобретает характер совместной деятельности. Её результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Поэтому в деятельности всегда находит своё выражение не только отношение человека к вещам, но и отношение его к другим людям.

Работа состоит из  1 файл

Познаваельная деятельность в младшем школьном возрасте.docx

— 29.35 Кб (Скачать документ)

В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии.

На первой стадии (1—11 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно – действенном и наглядно – образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности. Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности. Давая возможность детям расширять сферу конкретных проявлений понятий, учитель облегчает выделение существенного общего и обозначение его соответствующим словом. Основным критерием полноценного обобщения является умение ребенка привести собственный пример, соответствующий полученным знаниям.

К 3-му классу мышление переходит в  качественно новую, вторую стадию, требующую  от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых  сведений. К 3-му классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями между  отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально – логическое мышление.

Развитие мышления во многом зависит  от уровня развития мыслительных процессов. Так, например, развитие диализа идет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному (от 1 к 3 классу). Кроме того, анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия.

Нужно отметить, что младшие школьники  начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно.

 

Заключение

 

Ребенок, пришедший в школу и  уже с определенным объемом знаний, только в учебном процессе активно  развивается и развивает свою познавательную деятельность. Но чтоб она была еще более эффективной  и целенаправленной, это уже в  основном зависит от учителя, как  он сможет заинтересовать ученика и  настроить его на учебную деятельность.

У детей первого класса, которые  буквально отучились полгода, хорошо развиты познавательные процессы, особенно хорошо они ориентируются в окружающем мире, хорошо развито мышление и  воображение, но такие основные познавательные процессы, которые сильно влияют на учебный процесс, усвоение материала  как внимание и память только начинают развиваться.

Формируясь в процессе учебной  деятельности, как необходимые средства её выполнения, анализ, рефлексия и  планирование становятся особыми мыслительными  действиями, новое и более опосредованное отражение окружающей действительности. По мере становления этих мыслительных действий у младших школьников принципиально  иным образом развиваются и основные познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Немов      Р.С.Психология. Т.1. Учебник      для      студентов      высших 
    педагогических  учебных  заведений. - М.: Гуманитарный   издательский 
    центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Немов      Р.С.Психология. Т.2. Учебник      для      студентов      высших 
    педагогических  учебных  заведений. - М.: Гуманитарный   издательский 
    центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Немов     Р.С.     Психология. Т.З. Учебник     для     студентов     высших 
    педагогических учебных заведений. - М: Гуманитарный издательский 
    центр ВЛАДОС, 2001.
  4. http://www.didaskal.ru.

Информация о работе Познавательная деятельность в младшем школьном возрасте