Познавательные процессы. Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:38, реферат

Описание

Процесс мышления является самостоятельным и генеральным по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление требует досконального рассмотрения при педагогической и руководящей деятельности. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта. При педагогической деятельности следует принимать во внимание возрастную психологию.

Работа состоит из  1 файл

Познавательные процессы.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Анализ  и синтез в мышлении взаимосвязаны. Эти операции сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Анализ и синтез, как правило, выступают в единстве, одно без другого не возможно по определению. Именно такие закономерности классифицируют мышление как самый сложный процесс познания, который протекает бессознательно, побуждается ситуациями и зависит от таких аспектов как: генетическая информация и философия мировоззрения человека.

Абстракция  - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделение какого-либо единичного признака. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом этой операции нередко выступает формирование понятий.

Обобщение или генерализация - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Происходит связывание с классом предметов и явлений, позволяет оперировать не отдельными предметами, а их определёнными классами; фиксировать способы достижения целей; заменять знание множества случаев знанием одного принципа.

2.4.Формы мышления.

Познание  реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность.

Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом - уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий - результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие - усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Ещё одной  формой мышления принято называть умозаключение. Умозаключение - выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Суждение  - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Суждения образуются двумя основными способами:                                  1.непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;      2.опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.  Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

2.5.Индивидуальные качества мышления.

Приведём  пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку.

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить  новый вопрос или проблему, а затем  решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах деятельности.

Гибкость  мышления - способность изменять аспекты  рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям. Это способность понимать и осознавать, что любая задача имеет множество путей решения. Способность трансформировать исходные данные и использовать их относительность. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется соотношение между последовательными - предыдущими и последующими - актами поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается.

Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся  в склонности к шаблону, к привычным  ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп  развития мыслительных процессов - минимальное  число упражнений, необходимых для  обобщения принципа решения. Это  качество включает в себя понятие  быстроты мышления, т.е. скорость протекания мыслительных процессов. От этого качества прямо-пропорционально зависит время, затраченное на решение задачи и эффективность самого процесса мышления. Присуще людям, имеющим динамичный образ жизни и род деятельности.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность. Это способность отсечения лишних действий и мыслей, необходимых для решения задачи или принятия решения.

Широта  ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаниях  и практике. Данный критерий подразумевает под собой понятие кругозора человека, способность применять знания из различных областей.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени  существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий  логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Критичность - признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся  в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже  известные закономерности. Это является способностью сопоставить данную ситуацию с уже известными по теории или практике.

Все указанные  качества индивидуальны, изменяются с  возрастом, поддаются коррекции. Эти  индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы  правильно оценить умственные способности и знания.

2.6.Интеллект

Совокупность  всех критериев оценки мыслительного  процесса порождает такое понятие  как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.

1) Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

2) Интеллект - достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

Исходя из этих определений, сделаем вывод, что интеллект является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

При исследовании структур интеллекта во внимание принимают  следующие основания:

· опознание  и понимание предъявленного материала  по различным признакам;

· конвергентная  продуктивность - поиск решения в  одном направлении с целью  получения единственного правильного ответа;

· дивергентная продуктивность - поиск решения в  различных направлениях с целью  получения нескольких в равной мере правильных ответов;

· контроль и оценка - суждения о правильности, логичности заданной ситуации;

· конкретные предметы или их изображения;

· поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;

· единицы  объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;

· классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;

· трансформация  и преобразование заданного материала;

· прогноз  результата или импликация: что произойдёт, если…

Интеллект рассматривается в психологии как: система психологических механизмов, которые обуславливают возможность  построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. Интеллект, как понятие очень обширно и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.

1. Ознакомление  с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями, которым оно должно соответствовать. Является ориентировочной основой будущего действия.

2. Выполнение  заданного действия во внешней  форме в практическом плане  с реальными предметами или  их заменителями. Освоение этого внешнего действия идёт по всем основным параметрам с определённым типом ориентировки в каждом.

3. Выполнение  действия без непосредственной  опоры на внешние предметы  или их заменители. Перенесение  действия из внешнего плана  в план громкой речи. Речь - субъективное представление о действии в виде речи. Является как бы беспредметным выполнением действия.

4. Перенесение  речевого действия во внутренний  план. Особенностью внутренней речи  является ее краткость, конспективность,  свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык  является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

5. Выполнение  действия в плане внутренней  речи с соответствующими его  преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса  и деталей выполнения из сферы  сознательного контроля и переходом  на уровень интеллектуальных умений и навыков. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Заключение.

Таким образом, процесс мышления является самостоятельным и генеральным  по функциям, в течении всей жизнедеятельности  человека. Мышление требует досконального  рассмотрения при педагогической и  руководящей деятельности. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта. При педагогической деятельности следует принимать во внимание возрастную психологию. При руководящей деятельности, следует принимать во внимание индивидуальность каждого человека и в тоже время соответствие нормам данного предприятия. Качества мышления у всех развиты по-разному, но не следует отступать от традиций и сложившихся норм поведения. Научно-техническая революция постоянно изменяет структуру современного сознания, упрощая мыслительные операции и представляя на всеобщее рассмотрение новые гипотезы. Совокупность всего перечисленного открывает новые интеллектуальные сферы деятельности для познания мира и исследования возможностей человеческого сознания. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Познавательные процессы. Мышление