Правовая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:38, доклад

Описание

Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правоотношений в системе «человек и закон». Основными проблемами этого раздела являются: психология правовой социализации личности, дефекты правовой социализации, психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 19.18 Кб (Скачать документ)

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Правовая психология —  раздел юридической психологии, изучающий  психологические аспекты правоотношений в системе «человек и закон». Основными  проблемами этого раздела являются: психология правовой социализации личности, дефекты правовой социализации, психологические  предпосылки (условия) эффективности  правовых норм.

 

В юриспруденции под понятием «правовая психология» (в отличие  от правовой идеологии) понимается совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов  поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение  социальных групп, коллективов, отдельных  граждан к праву в целом  и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и  основам их деятельности.

 

В качестве раздела юридической  психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие  проблемы:

 

— Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;

 

— Развитие правосознания (в том числе и профессионального);

 

— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;

 

— Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.

 

 

Правовая психология является также наукой, изучающей отражение  в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. Право представляет основную форму социального регулирования, которое обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества. Из истории известно, что право возникло в связи с расслоением общества на классы из-за возникшей необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и упорядочения его социальной активности. В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личных интересов с общественной необходимостью, иными словами, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. Право также отражает особенности поведения людей в конкретном историческом периоде. В современной ситуации правовая психология рассматривает право как основное средство реализации социальной справедливости и целесообразности. Поступки людей рассматриваются в нравственном аспекте, поэтому справедливость является условием нормального развития общества — это социально должное, в то время как несправедливыми и безнравственными являются беззаконие и произвол. Особо подчеркнем, что общеобязательную силу способна приобрести только та правовая норма, которая может выполнять функцию нормы социальной, иными словами, отвечать социальным запросам общества и самой личности, соответствовать социально-психологическому механизму общечеловеческого поведения. Именно поэтому социально-психологическими аспектами являются престиж права, солидарность личности с принимаемыми законами, правовая социализация личности.

 

История развития правовой психологии

 

Почти 100 лет назад Л. И. Петражицким была создана так называемая «психологическая школа права», в которой автор сделал радикальную попытку психологически раскрыть связь личности и права. Он, в частности, утверждал, что право — категория психологическая: «…право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически». Последовавшая критика слабых мест теории привела к тому, что «вместе с водой выплеснули и ребенка». Практика современной аналитической теории права практически не опирается на данные психологической науки.

 

Юрист Н. М. Коркунов в «Лекциях по общей теории права» (1886) рассматривал общество как «психическое единение людей», а право — как инструмент обеспечения определенного порядка  при возникновении конфликтов в  межличностных отношениях.

 

П. И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также  введении этих наук в курс юридического образования.

 

Далее правовая психология существовала в рамках других разделов юридической психологии. Лишь около 20 лет назад российским ученым В. В. Лазаревым предпринималась теоретически оригинальная и полемически острая попытка обосновать необходимость  правовой психологии.

 

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Судебная психология представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические  проблемы, связанные с судопроизводством. Следственно-оперативная психология как раздел судебной психологии изучает психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений; различные аспекты психологического обеспечения следственно-оперативной деятельности: различные по эффективности стратегии допроса (подозреваемых, свидетелей, потерпевших), психология опознания, очной ставки и следственного эксперимента, исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности; психологические аспекты профессиограммы сотрудника следственных органов, разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации и профотбору, проблемы «профайлинга» и составление проспективного (психологического) портрета преступника в частности, психологические особенности жертвы криминальной агрессии, психология виктимного поведения (виды виктимности, виктимные качества, психические состояния, образ жизни).

 

В рамках судебной психологии разрабатываются проблемы судебно-психологической  экспертизы, среди которых можно  выделить: юридически значимые эмоциональные  состояния как предмет экспертного  исследования, юридическая (психологическая) составляющая вменяемости, психологические  аспекты исследования беспомощного состояния потерпевших от сексуальных  насильственных действий, юридически значимые психические явления как  предмет экспертного психологического исследования, сравнительный анализ категорий «аффект» и «сильное душевное волнение» (широта и возможности  исследования), правовые основания  деятельности эксперта-психолога, алгоритм судебно-психологического экспертного исследования, методическое обеспечение деятельности психолога-эксперта, психологические аспекты возрастной вменяемости, категория «моральный ущерб» с позиции судебной психологии, возможности применения психологических знаний в комплексных и однородных судебных экспертизах.

 

КРИМИНАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

 

Криминальная психология (от лат. criminalis — преступный) — область юридической психологии. Криминальная психология изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп. В отечественной криминальной психологии отвергается учение о «прирожденном преступнике», реализуется диалектико-материалистический принцип развития, определяющий исследование всего многообразия явлений, прежде всего социальных, оказывающих влияние на формирование психологических особенностей правонарушителей.. К актуальным задачам криминальной психологии относятся:

 

-изучение роли и соотношения  социально- и индивидуально-психологических факторов в генезисе преступного поведения;

 

-изучение мотивации различных  видов правонарушений, роли различных  мотивов в преступном поведении;

 

-изучение особенностей  психических состояний в условиях  преступного деяния, психологии  групповых преступлений и рецидивной  преступности.

 

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

 

Исправительная (пенитенциарная) психология (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Поэтому главной задачей исправительных учреждений является создание условий формирования социально адаптированного поведения личности конкретного осужденного. С психологической точки зрения исправить осужденного — значит провести его личностную перестройку, изменять его личностную направленность и сформировать новый стиль его жизнедеятельности. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогикой и социальной психологией

Объектом пенитенциарной психологии являются люди определенной группы: правонарушители, отбывающие уголовные наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных. Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования пенитенциарной психологии.

Пенитенциарная психология не может ограничиться лишь индивидуально-психологическим  изучением личности осужденного  или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться  и в социально-психологическом  аспекте, т. е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми.

Цель пенитенциарной психологии перевоспитание, исправление и возвращение в социум путем адаптации осужденного. Задачи пенитенциарной психологии:

1. Важнейшей задачей пенитенциарной психологии является исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи исправительно-трудовой психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.

2. В задачу исправительно-трудовой  психологии входит также исследование  с психологических позиций самого  процесса исправления и перевоспитания  осужденного, т. е. изучение  закономерностей и механизмов  изменения психики осужденного,  развития его личностных качеств  и мотивов поведения на основе  психологического анализа влияния  уголовного наказания и жизненных  условий в процессе отбывания  наказания.

3. Задача изучения особенностей  поведения осужденного в связи  с различными его перемещениями.  Психологическое изучение поведения  человека в условиях лишения  свободы, его способности адаптироваться  к новым условиям жизни и  быта помогает правильно организовать  предварительную психологическую  подготовку осужденных, направляемых  из следственных изоляторов после  вступления приговора в законную  силу для отбывания наказания  в исправительно-трудовые учреждения  различных видов.

4. Задача разработки психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной рабаты, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

5. Задача исследования психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ.

6. Задача изучения особенностей  осужденных, обусловленных их возрастом,  жизненным опытом, профессией, национальной  принадлежностью, а главное –  видом преступной деятельности  и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической  тактики в работе с ними.

7. Задача учета таких  явлений как самоисправление, самовоспитание правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо глубоко исследовать, и обосновывать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.

8. Важной задачей является  социально-психологический анализ  деятельности работников исправительно-трудового  учреждения и психологическая  подготовка их к работе с  осужденными, профессиональная ориентация  и формирование качеств воспитателя.

9. Задача научного анализа  и критического использования  передовых взглядов отечественной  и зарубежной пенитенциарной  психологии.


Информация о работе Правовая психология