Предмет и задачи криминальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:44, реферат

Описание

общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
Право всегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения, которые устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Содержание

Введение 2-3
Определение юридической психологии 3- 4
Предмет и задачи юридической психологии 4-12
Заключение 12-14
Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Рефреат.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Права и финансов»

Кафедра «Уголовного права и  уголовного процесса

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Юридическая  психология

 

На тему:  Предмет и задачи криминальной психологии  

 

 

                                                                           

 

 

 

Проверил,

__________Ю.Р. Сельвестру

 «____» ___________ 2012 г.

Автор работы,

студент группы ПФ-456/Д

___________Г.В. Токмаджян

«____»____________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

Содержание:

  1. Введение                                                 2-3 
  2. Определение юридической психологии             3- 4
  3. Предмет и задачи юридической        психологии                                                             4-12
  4. Заключение                                                                        12-14
  5. Список использованной литературы                                14 
      

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Введение       

Юридическая психология включает в себя различные  области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.       

Право всегда связано с нормативным  поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает  поступки, действия, которые подчиняются  определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения, которые устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.      

Все нормы поведения обычно делят  на:  технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют человеческие действия в отношениях между людьми.      

Социальные  нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.       

Методологическая  особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести  в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.       

 Психологическое состояние так  же, как и устойчивые, особенности  характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.  
  
  
  
  
  
  
  
 
 

    1. Определение юридической психологии

 

 

Название  «психология» происходит от греческих слов «психо» - душа и «логос» - учение, наука. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношении с окружающими его людьми, самим собой, с окружающим миром.

Это наука, изучающая закономерности и механизмы  возникновения и функционирования психики.

Долгое  время, начиная с античных времён, психологические проблемы   разрабатывались  внутри философии, и только в середине  XIX века психология выделилась в самостоятельную науку. Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и различаются, весьма обширны. И этим разнообразием отношений, прежде всего, объясняется достаточно большое количество различных прикладных отраслей  психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь  людям  в их профессиональной деятельности, в той  или иной специальной области общественной практики. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно активно развиваются в настоящие время: педагогическую и медицинскую психологию, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта и т.д. Среди них своё место занимает и юридическая психология.

    1. Предмет и задачи юридической психологии

В начале XX века швейцарским психологом Э. Клапаредом в научный обиход введено понятие  «юридическая психология», которое  характеризовало активно развивающуюся  прикладную отрасль психологии.

Юридическая психология является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки, возникшей на результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний.  

Можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета.  Именно поэтому юридическая  психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как  понимает свой предмет юридическая  психология, а в «психологической части» - так, как понимает свой предмет  психологическая наука. Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.  

Объектом  психологической науки выступает  психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построение неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.   

В науке, в том числе и в психологии, наблюдается смешивание объекта  и предмета познания и употребление этих терминов как синонимов1. В определенном смысле это связано с буквальным переводом термина «объект» (от лат. objectus — предмет). Представляется, что такой подход не достаточно совершенен. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производные от предметно-практической деятельности. Объект не тождественен объективному миру. Последний становится  объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно.  

Определение предмета науки исключительно важно  для исследовательской и практической деятельности. Без этого нельзя правильно наметить пути развития науки, ее методы, определить систему данной науки. От четкого понимания предмета юридической психологии зависят пределы, способы и сама возможность использования данных этой науки в практической деятельности. Вместе с тем до настоящего времени определение предмета юридической психологии вызывает большие трудности. Именно поэтому можно считать, что исследование предмета юридической психологии представляется необходимым все же начать с предмета общей психологии и ряда других отраслевых психологических наук.  

Известно, что в истории психологии имели место различные подходы при определении ее предмета. Относили сюда и сознание, и душу, и поведение, и личность, и даже обработку информации мозгом. При этом психика отрывалась то от внешнего мира, то от активной жизнедеятельности субъекта, то от реализующих ее анатомо-физиологических структур, то вообще объявлялась недоступной нашему познанию.  

В определении предмета психологии А.Н. Леонтьев, например, исходил из ее эмпирической основы — явления отражения действительности. Этим как бы подчеркивалось, что психологическая наука должна основываться на принципах материалистической диалектики, в частности на теории отражения. Имелось при этом в виду не любое отражение, а именно психическое его порождение и функционирование уже сложившихся психических образований. Следовательно, предметом психологии, по А.Н. Леонтьеву, выступает порождение, функционирование и строение психического отражения реальности, опосредствующее жизнь индивидов, или отражение реальности в процессах деятельности индивидов2

А.Р. Лурия  предметом психологии называл психическую  деятельность человека, ее законы3. П.А. Рудик относит к предмету психологии:

1) психические  явления-ощущения, восприятия, память, внимание, эмоции, представления, понятия, чувства, желания;

2) психологические  черты личности — темперамент,  характер, интересы, идеалы, способности  человека;

3) психологические  особенности деятельности — мотивы, побуждающие человека к деятельности, психологические особенности умений, навыков различных видов деятельности (труда, спорта, учения)4.

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев указывают, что  предметом психологии является психика как отражение мозгом реальной действительности5. В. А. Крутецкий в качестве предмета психологии выделяет психические процессы и психические свойства личности. К первым он относит познавательные и эмоциональные процессы и действия,  ко вторым — существенные и устойчивые психические особенности человека (потребности, способности, темперамент, активность, интересы), по его мнению, психология изучает также в качестве предмета психические состояния человека и его деятельности6.

Большинство учебников психологии для вузов  трактуют предмет психологии

как закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека — конкретной личности в частности7, или как психологические факты, закономерности и механизмы психики8, или психическую деятельность человека. Ряд подобных авторов можно продолжить и дальше.

Приведенный анализ определений создает иллюзию, что речь идет о проблеме достаточно простой. Однако это далеко не так. Следует согласиться с Б.Ф. Ломовым, отмечавшим, что область явлений, изучаемых психологической наукой (ее предмет) огромна; она охватывает процессы, состояния, свойства человека, имеющие разную степень сложности— от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности; от последовательного образа до фиксированной установки; от специфических перцептивных феноменов до общественного настроения масс людей и т.д. Часть из этих явлений наука описывает достаточно строго, в отношении других ограничивается фиксацией наблюдений, порой житейских; одни из них исследуются продолжительное время, о других лишь упоминается9. Многообразие явлений, изучаемых психологической наукой, создает, конечно, очень большие трудности в разработке ее общей теории.

 

 

Ясно, что при определении предмета общей психологии как теоретической для всех психологических наук отрасли, есть много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета познания в отраслевых психологических науках. Они также базируются на доминирующих в психологии теориях — деятельности, общения, отражения, личности или системного подхода. По нашему мнению, однако, определение предмета, задач и категорий отраслевых психологических наук, возникающих и развивающихся на стыках с другими науками, невозможно без учета предметов этих наук. Например, при определении предмета юридической психологии, безусловно, необходимо учитывать кроме психологии и предмет юриспруденции.

В частности, А.Ф. Шебанов считает предметом  юриспруденции государство и право. Одновременно он категорически выступает против увлечения юристов проблемами, выходящими за рамки учения о государстве и праве, и охватывающего вопросы философии, социологии, политологии и т.д.10, то есть соответственно и психологии. Д.А. Керимов, наоборот, полагает, что включение вопросов названных наук «в себя» для юриспруденции не недостаток, а благо, свидетельство преодоления ею узкоюридического мировоззрения, свидетельство активного участия в комплексном решении практических проблем11, т.е. неизбежным является выход юриспруденции за традиционные рамки исследования лишь государства и права.  

С.С. Алексеев указывает также, что предметом  правовой науки является государство и право, их сущность, назначение и развитие12.

Приведенные позиции юристов по определению  предмета юриспруденции, по нашему мнению, в основном совпадают. Спор идет лишь о том, могут ли в предмет юриспруденции включаться психологические, философские и социологические вопросы. Отметим, что неразделение понятий объекта и предмета познаний приводит к подмене предмета спора. Объектом юриспруденции является объективная социальная действительность. Она выступает также объектом познания философии, социологии и социальной психологии и других наук. Предметом же юриспруденции выступают государственно-правовые явления как часть социальной реальности, т.е. речь идет о том, что смежные с юриспруденцией науки не могут не изучать социальную действительность в качестве своего объекта. Поэтому для юриспруденции неизбежны стыки, выходы в «часть» объекта, которая является больше философской, социологической, нежели государственно-правовой.

Практика  показала, что решить вопрос о связях и стыках между науками мы можем, применив системный метод.

Государственно-правовые явления  в юриспруденции представляют целостную  систему, тогда как в предметах  других наук они выступают подсистемами других целостных систем. В то же время специфика и самостоятельность науки определяется не только обособлением и самостоятельным предметом исследования, но и понятийно-категориальным аппаратом, структурой, задачами и, конечно, методологией. Безусловно, доказывать специфичность и самостоятельность отдельной науки, базируя рассуждения лишь на анализе одного предмета, бесперспективно. С этой точки зрения выделение юридической психологии, являющейся связующим звеном между психологической и юридической науками, выступает как вполне закономерное явление.

Информация о работе Предмет и задачи криминальной психологии