Предмет когнитивной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:55, реферат

Описание

Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление). Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки, которые объединяют под названием «общая психология». Одной из таких отраслей и является когнитивная психология, или, другими словами, психология познавательных пр

Содержание

Введение. Предмет когнитивной психологии.
Основная часть. Познавательные процессы психики человека.
Ощущения.
Восприятие.
Понятие о восприятии.
Свойства восприятия.
Нарушения восприятия.
Внимание.
Общая характеристика внимания.
Свойства внимания.
Память.
Общие понятия о памяти.
Виды памяти.
Забывание.
Воображение.
Понятие о воображении.
Виды воображения.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

СРС Психология познавательных процессов.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)
 

План.

  1. Введение. Предмет когнитивной психологии.
  2. Основная часть. Познавательные процессы психики человека.
    1. Ощущения.
    2. Восприятие.
      1. Понятие о восприятии.
      2. Свойства восприятия.
      3. Нарушения восприятия.
    3. Внимание.
      1. Общая характеристика внимания.
      2. Свойства внимания.
    4. Память.
      1. Общие понятия о памяти.
      2. Виды памяти.
      3. Забывание.
    5. Воображение.
      1. Понятие о воображении.
      2. Виды воображения.
  3. Заключение.

 

     I. Введение. Предмет когнитивной психологии.

    Современная психология – это достаточно разветвленный  комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление). Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки, которые объединяют под названием «общая психология». Одной из таких отраслей и является когнитивная психология, или, другими словами, психология познавательных процессов. Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

    Психические процессы, с помощью которых  формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого  организма и его  внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, воображение, память, внимание, мышление  – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком  потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том,  что он чего-то хочет.  Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный  характер, благодаря  знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании , форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи. Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

    С помощью познавательных процессов  человек получает и осмысливает  информацию, отображает объективный  мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему. 

    II. Основная часть. Познавательные процессы психики человека.

    1. Ощущение.

    Все, что мы знаем об окружающем нас  мире и о самих себе, так или  иначе прошло через наши органы чувств. Все наши знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках. Английский философ Джон Локк недаром утверждал: "в разуме нет ничего, чтобы не прошло через ощущения".

    Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на рецепторы. Ощущения являются основными каналами, по которым информация из внешнего мира доходит до мозга. Ощущения, с одной стороны, объективны, так как в них всегда отражается внешний раздражитель, с другой стороны,  – субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы человека и его индивидуальных особенностей.

    Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

    Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту  деятельность анализаторной, а системы  клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

    Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные  аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

    В зависимости от месторасположения  рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя. 

    2. Восприятие.

    Понятие о восприятии. Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (перцепция).

    Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

    В отличие от ощущений восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое  с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

    Ощущения  находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

    Еще одно отличие восприятия в его  развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

    Выделяется  четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.  Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее - формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.  Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

    В зависимости оттого, в какой степени  целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и  преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность  –  наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

    Свойства  восприятия. Восприятие обладает следующими свойствами (качествами):

    • целостность: в результате восприятия всегда возникает целостный образ  предмета, который обладает различными признаками, целостный образ предмета возникает даже тогда, когда отражаются только отдельные свойства или части предмета. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов и явлений, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом и заключается целостность восприятия.

    • осмысленно-обобщенный характер восприятия: восприятие всегда связано с мышлением, с пониманием сущности предмета, отнесением его к определенной категории.

    • константность: относительное постоянство  некоторых свойств воспринимаемых предметов при изменении условий  восприятия. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет, независимо от того с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой).

    • избирательность: преимущественное выделение  одних предметов или их признаков  по сравнению с другими.

    Восприятие  зависит от прошлого опыта человека, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Фактор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

    Нарушения восприятия. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей состояние - гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

Информация о работе Предмет когнитивной психологии