Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.
Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков и т. д. В этом случае под психологом подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Содержание

1.Происхождение слова "психология" и её история.
2. Явления, изучаемые в психологии.
3. Проблемы психологии.
4. Методы исследования в психологии.
5. Отрасли психологии.
6. Человек как предмет общей психологии.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Предмет психологии.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

Психика существует как целенаправленная, целеориентированная активность. "Сжиться", "адаптироваться", "акклиматизироваться" используются для характеристики биологического процесса приспособления к новым условиям существования, "приноровиться", "приладиться", "примериться" предполагают намеренность усилий. По критерию целенаправленности отличаются: прикидываться (больным), симулировать болезнь в отличие "оказаться больным". Синонимы "посещать", "навещать", "проведать", "наведаться" предполагают тонкую дифференцировку целей. Если цель - знакомство с культурными ценностями (посещать музей), выполнение служебных обязанностей (прием посетителей), использование объекта (посещение столовой), то предпочитается "посещать", если цель - поддержание человеческих контактов (узнать о самочувствии), то "навещать", "проведать", если цель посещения неожиданна или неприятна для тех, к кому приходят - "наведываются". "Пишут картину" с целью создания произведения искусства, "рисуют" для собственного удовольствия, "исполняют" для публики, в официальных условиях, "поют" для себя. "Критикуют" с целью устранения недостатков, "обличают" с целью показать, что объект обличения обладает коренными недостатками, "порочат", следуя неблаговидной цели. Психически регулируемая активность всегда мотивирована. Но при этом, например, "сетуют", когда имеется желание поделиться с кем-либо информацией в надежде на, понимание, но без ожидания конкретного результата. "Сулят" и "хнычут", когда хотят, чтобы нежелательное положение вещей было исправлено. "Хвастаются", когда хотят повысить свою значимость в глазах собеседника, "бахвалятся", будучи не в состоянии сдержать порыв самодовольства.

Отдельный психический процесс, функция  всегда так или иначе опосредствованы связью с другими ингредиентами психической реальности, что придает им ту или иную окраску (дополнительный обертон). "Радоваться" может любой человек, а "торжествуют" (по поводу своей правоты) люди, склонные к злорадству. "Восхищаться" может любой, а "восторгаются" люди, склонные к экзальтации, "стыдиться" может любой, "смущаются" и "конфузятся" чаще робкие, застенчивые люди. "Чудится" чаще всего связанное со слухом (чу, слышится топот), а "мерещится", чаще связанное со зрением (привиделось). "Ликование" обычно сопровождается двигательной активностью, "радость" может переживаться тихо, про себя. "Обидеться" можно без всяких (по крайней мере отчетливых) мимических проявлений, "дуться" чаще предполагает надутые губы. "Предупреждение", "предостережение" могут не сопровождаться жестами, "угроза", "мольба" чаще сопровождаются жестикуляцией. "Рассчитывая" и "полагаясь" на кого-либо, мы выступаем как существа рассудочные, "надеясь" или "уповая" - как существа эмоциональные. "Переживание стыда" сопровождается или основывается на рациональной оценке своего поступка, в "смущении" и "конфузе" преобладает непосредственная эмоциональная реакция.

Человеческое поведение всегда личностно ориентировано, содержит в себе (имплицитную) оценку партнера, собеседника, адресата. "Пилить" и "грызть" (в значении ругать) можно только человека, "поносить", "крыть", "критиковать" -  людей и социальные институты, "ругать" можно и погоду. "Упрекают" и "выговаривают" за конкретный поступок, "ругают" и "бранят" человека. "Дорожат" объектом в целом, "ценить" можно и за отдельные свойства ("я ценю Ваше упорство"). "Надеются" на обычных людей, стандартные обстоятельства, "уповают" на могущественных людей и высшую силу. "Жалуются" конкретно кому-то с надеждой на что-то, "ропщут", не имея в виду конкретного адресата. "Жалуются" и "плачутся" обычно тем, кого считают находящимися в лучшем положении, "сетовать" можно товарищам по несчастью. "Советовать" можно любому, "консультирует" обычно специалист. "Разлучаются" с близкими, "расходятся" с друзьями, "распрощаться" можно с подчиненными. "Сердятся" обычно на тех. кто занимает более высокое положение в социальной и возрастной иерархии, "отчитывают" подчиненных.

Лексическая номинация психических  феноменов предусматривает выделение в них параметров частоты наступления, интенсивности протекания, ширины, глубины, масштаба охвата. психической реальности в целом, длительности существования, скорости протекания. "Мечтать" интенсивнее, чем "хотеть"; "ждать" интенсивнее, чем "мечтать"; "ликовать" интенсивнее, чем "радоваться"; "страсть" интенсивнее, чем "любовь". "Пристраститься", "приохотиться" - стремиться к более частому повторению каких-либо переживаний. "Радоваться" глубже, чем "ликовать"; "любовь" глубже, чем "страсть"; "восхищение" глубже, чем "восторг". "Ошибка" может быть мелкой, несерьезной, случайной; "заблуждение" предполагает глубокое отклонение от истины. "Обдумывать" в сравнении с "придумывать" предполагает большую широту, тогда как последнее - большую глубину. "Ждать" можно всю жизнь, "поджидать" - обычно в определенный момент времени. "Схватывать" в сравнении с "понимать" указывает на ускорение осмысления, а "доходить", "допирать" на замедление в сравнении с обычными параметрами.

 

6.2. Четырехаспектная  модель психики Б. Г. Ананьева.

 Иной в сравнении с изложенным  вариант структурирования составных  элементов модельного описания  психического облика человека  содержится в работах Б.Г.Ананьева.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект  деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие "индивид" имеет несколько  толкований. Прежде всего, индивид - это  человек как единичное природное  существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая  сущность человека. Но иногда это , понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические cсвойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИНДИВИД



СВОЙСТВА   ИНДИВИДА


 

ПЕРВИЧНЫЕ                                                                               ВТОРИЧНЫЕ


ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ                                                                                     ДИНАМИКА            ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕКИХ

ФУНКЦИЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ


ОСОБЕННОСТИ

СТРУКТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ  ИНДИВИДА

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ

СВОЙСТВА  МОЗГА

 

ФУНЦИОНАЛЬНАЯ

АСИМЕТРИЯ МОЗГА

 

ПРОЯВЛЯЮТСЯ В



ТЕМПЕРАМЕТ

 

ЗАДАТКИ

 

Рис.1. Структура понятия индивид по Б. Г. Ананьеву.

 

Другое понятие, характеризующее  человека как объект реального мира, - "личность". Данное понятие, как  и понятие "индивид", имеет различные  варианты толкования. В частности, под  личностью понимается индивид как  субъект социальных отношений и  сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие "личность" характеризует человека как социальное существо (рис.2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

 ЛИЧНОСТЬ



ТЕМПЕРАМЕНТ

ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ

МОТИВАЦИЯ

(направленность)

ХАРАКТЕР

ВОЛЯ

ЧУВСТВА.

 

Рис.2. Структура понятия личности по Б. Г. Ананьеву.

 

Следующее понятие, которое выделял  Ананьев при изучении человека, "субъект  деятельности". Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное  положение между понятиями "индивид" и "личность". Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существ поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия "субъект" как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется  совместно с понятием "объект". Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект - это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в той цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениям реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис.3). Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

СУБЪЕКТ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



СОЗНАНИЕ

 

АКТИВНОСТЬ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Рис.3 Структура понятия субъект  деятельности по Б. Г. Ананьеву

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека - его индивидуальность.

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и  социальных особенностей конкретного  человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкое разнообразие проявлений индивидуальности.

ИНДИВИД+СУБЪЕКТ+ЛИЧНОСТЬ           ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ


Таким образом, можно сделать вывод  о том, что человек - один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Заключение.

 

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных  средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она  представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. "Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - пишет один из основателей отечественнойй психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой" (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Научная психология в целом - это  попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать  существующий и постоянно развивающий  опыт психической жизни современного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

1. Общая психология/ Под редакцией  Маклакова. -СПб.: Питер,2001

 

2. Немов Р. С. Психология: Учебник  для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3-х кн.     .        Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.

Информация о работе Предмет психологии