Предметы и методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Содержание

Введение.
Вопрос 1. Предметы и методы психологии.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 21.96 Кб (Скачать документ)

Введение.

Вопрос 1. Предметы и методы психологии.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

 Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

 Во-вторых, в психологии человек  одновременно выступает и как  объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление:  научное сознание человека становится  научным самосознанием.

 В-третьих, в психологических  изысканиях особенно остро стоит  трудная и неоднозначно решаемая  проблема объективности научного  познания. Многие ученые отказывались  от признания психологии объективной  научной дисциплиной, аргументируя  это невозможностью объективно  изучать субъективный внутренний  мир человека, который непосредственно  открыт для познания только  ему одному.

Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем  фактом, что это очень молодая  наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

 

 Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

 Становление психологии как  самостоятельной, действительно  научной дисциплины происходило  также на фоне открытий, которые  совершались в рамках естественнонаучных  исследований. Психология возникла  на пересечении двух больших  областей знаний — философии  и естественных наук, и до сих  пор не определено, считать ее  естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Предметы и методы психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы житейский опыт, и  у  каждого из нас есть запас  житейских психологических знаний. Но знание научное отличается от знания житейского. Наука  это получение  знаний с соответствиями, с определенными  правилами и это система знаний, полученных в соответствии с определенными  правилами. Существует ряд определенных правил, характеризующих любую науку: во-первых, в науке запрещено формулировать  гипотезы, не допускающие экспериментальной  проверки, во-вторых, все гипотезы и выводы должны быть логически обоснованы, в-третьих, эксперимент должен быть воспроизводимым в-четвертых, результаты эксперимента должны быть общедоступными в-пятых, вывод должен либо подтверждать, либо опровергать гипотезу в-шестых, наука должна быть демократична в противоположность религиозным доктринам, т.е. результаты эксперимента могут обсуждаться всеми и со всеми. Существует так же постулат в любой науке: должно быть наличие объекта исследования, т.е. не может быть науки о том, чего нет. Итого получаем схему:  гипотеза (логическое следствие анализа проблемы) -Проблема   результаты – методика - экспериментальная проверка Объект науки –  реальность, на изучение которой наука направлена. В науке выделяют объект науки, ее предмет и методы. То есть стороны объекта, относительно которых под своим специфическим узлом зрения выстраивает знание данная наука, называют предметом науки. Под методом в науке имеется в виду обоснованный и нормированный способ исследовательской деятельности. В системе наук, психологии должно быть отведено особое место: во-первых, эта наука о самом сложном, что пока известно человечеству; во-вторых, психология находится на особом положении так как в ней сливаются объект и субъект познания (человек с помощью мышления изучает само мышление); в-третьих, особенность психологии заключается в ее практических следствиях (познавая себя, человек будет себя изменять). Существует пять отличительных особенностей психологических знаний от научных: житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология стремится к обобщениям, для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения Житейские психологические знания носят интуитивный характер, т.к. они приобретаются путем практических проб и прилаживания. Научные психологические знания рациональны и осознаны Третье отличие состоит в способе передачи знаний и в самой возможности их передачи Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах : к житейским наблюдению и размышлениями в науке психологии житейской и научной: прибавляется эксперимент. в отличие от житейской она располагает обширным, разнообразным опытом Научная психология подчас обладает уникальным фактическим материалом. Психология молодая наука. Само слово психология в переводе означает «учение о душе». Впервые слово психология было введено в 1590 году, его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия. В науку первым ввел слово психология в 18 веке немецкий ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой  психология становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение психология от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой. В нашей стране первая экспериментальная лаборатория по психологии открылась в 1885 году, ее создал Бехтерев, затем он же создал такую же лабораторию в Питере в 1895 году, а в 1908 году он открыл в Питере Психоневрологический институт. Собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 году (открыт в 1914 году), его основал Георгий Иванович Челпанов. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 году открыли Институт на ВДНХ, его директором был Ломов. Первоначально психология развивалась как академическая дисциплина, занимавшаяся исследованием субъективной реальности на основе интроспекции и эксперимента безотносительно к возможности ее практического приложения. В дальнейшем выделились прикладные (т.е. ориентированные на обслуживание определенных непсихологических практик) ее отрасли и собственно практическая психология, ориентированная на психологическую помощь как особую сферу профессиональной деятельности психолога. В психологии, в связи с этим  различают три основные сферы: собственно научную прикладную практическую Психологию можно определить как науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Определение науке «психология» в Большой советской энциклопедии Леонтьев и Ярошевский дают следующее определение:  наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе жизнедеятельности человека и поведения животных. Из этого определения видно, что деятельность принимается как исходная, а психика рассматривается как ее психологическая реальность, с которой имеет дело  производная и неотъемлемая сторона. Предельно упрощая, можно сказать, что предметом и задачами психологии являются психически управляемая деятельность. Рассмотрим, что такое психические явления, прежде, чем дадим определение психики. Под ними понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность индивиду. Это означает, что психические явления не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются (то есть, мы не только видим, чувствуем, переживаем, но и знаем, что мы видим, чувствуем, переживаем). Отсюда следует, что единственный метод, которым можно все это изучить - психологическая интроспекция. Но, так думали классические психологи, которые считали, что ничего, кроме сознания, в психике нет, однако, существует целый ряд других проявлений психики, которые психология включила в круг своего рассмотрения: факты поведения неосознаваемые психические процессы психосоматика продукты материальной и духовной культуры Вопрос об объекте,  предмете и задаче психологии до сих пор остается спорным. , в первую очередь связаны они с трудностями в понимании объекта, невозможностью строго научного доказательства объективного существования психики. Различия в понимании сущности психического и подходов к нему определяют различия в трактовке объекта и предмета психологии в различных психологических школах. В связи с этим, психология в настоящее время существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым. Существует три основных подхода к предмету: религиозная точка зрения: психика – дар божий, изотерическая точка зрения: вера в тайные силы, научная точка зрения: материалистическое понимание психики Психика – особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность. Необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением. В этом определении: Психика – свойство высокоорганизованной материи – материалистическое понимание устройства мира и его функционирования. Материалистическое понимание психики, но не сводимость психического к материальному, психическое – свойство материи. Не всякая материя обладает психикой, только живое обладает психикой. Субъективно отражать (термин взят из физики, означает взаимодействие чего-то с чем-то, о взаимодействии мы можем судить по результату) объективную реальность. Не всякое отражение – психика, а только то, что вызывает переживания. Виды субъективных переживаний: как ответ на физическую реальность глюки образы памяти В какой форме мы отражаем: воображение, восприятие и ощущение, образы памяти, мышление (отражает закономерные существенные связи между событиями и предметами), эмоции (отражение субъективного отношения к происходящему). Необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним – подчеркивает функцию психики – приспособительное значение (адекватное и успешное приспособление). Для выживания организма, ему нужно устанавливать со средой определенные отношения, а для этого ему надо ориентироваться во внешнем мире. На уровне человека психика нужна, чтобы управлять своим поведением. Нам от природы даны натуральные психические функции, но для управления своим поведением необходимо перейти к ВПФ, связанным с культурно-исторической природой психики. Чаще всего говорят, что объектом психологии является психика (понимаемая как фрагмент объективной реальности), а предметом – закономерности порождения и функционирования психики. Другой распространенный вариант: объектом является человек, а предметом – психика. Развитие психики шло следующим образом: панпсихизм – психика отождествляется с душой: психика есть у всего, т.к. у всего есть душа битопсихизм – психика только у живого зоопсихизм – психика на уровне животных енйропсихизм – психика есть только у тех, кто обладает НС антропопсихизм – психика только у человека функциональный критерий – реализует организм какую-то функцию или нет Уяснение природы психического, определяет теоретические предмет и задачи психологии. Задачи психологии: познание психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований создание теории психики, объединяющей и объясняющей все полученные в исследованиях факты и закономерности. Первые вопросы, которые возникают при построении такой теории - вопросы о роли психики в живом мире, о тех функциях, которые она выполняет в эволюции и в жизни каждого организма, о механизмах психического отражения предметов, явлений, закономерностей окружающего мира научиться понимать сущность психических явлений, раскрыть специфические психологические закономерности. Научиться управлять ими. Использовать полученные знания с целью повышения, эффективности тех отраслей практики, на пересечении, с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли Быть теоретической основой практики психологической службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Самые большие тайны в истории  – это тайны человеческого  сознания. Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень  часто непредсказуемы. В своей  работе я попыталась проследить историю  становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.

 Знания основ психологии, я  думаю, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо  понимать друг друга, действовать  сообща.

 Значение знаний и умений  постепенно возрастало, особенно  велико стало оно в наши  дни. Не случайно существует  прямая связь между интересом  к психологии и уровнем социально–экономического  развития стран. Самые цивилизованные  страны располагают большим числом  прекрасно подготовленных психологов.

 Зная основы психологии, человек  может лучше понять себя, своих  близких, познать человеческие  отношения, объяснить поступки  людей. Эти знания помогут ему  справиться с жизненными проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Марцинковская Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр "Академия", 2003. Общая психология под редакцией Карпова А.В, М., Гардарики, 2002.Петровский А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва, 2001. Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 2000.Немов Р.С., Психология, М., 1998. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., М., Педагогика-Пресс, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предметы и методы психологии