Предметы сферы применения психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:21, реферат

Описание

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Содержание

1. Предмет психодиагностика
2. История психодиагностики
3.Предметы сферы применения психодиагностики
4. Методологические основы психодиагностики
5.Заключение
6.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

Однако лишь немногим профессионалам известно, что само по себе тестирование является формальной процедурой; последнее слово остается за специалистом, интерпретирующим результаты того или иного теста. И если методика попадает в руки “случайного” человека, с большой вероятностью можно ожидать любого произвола.

Лишь специалисты  – психологи, социологи, педагоги, врачи,, социальные работники,, пройдя специализацию по психологии индивидуальности, и владея методиками психодиагностического исследования, могут профессионально определять личностные свойства людей, давать им рекомендации по выбору профессии, решать вопросы кадрового отбора в рамках разных организаций, гармонизовать межличностные отношения в семье, командах и других группах, проводить психологическую коррекцию трудных состояний. Социальному работнику правильное и своевременное распознавание индивидуальных особенностей и склонностей, характера и ценностной иерархии поможет научиться понимать других людей и умело общаться с ними.

                           4. Методологические основы психодиагностики

Психодиагностика - это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и  постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой стороны - способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

•  Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности;

•  Каким способом зафиксировать их наличие.

По отношению  к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления  у всех людей. За возможной неуспешностью  работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, психодиагностика как теоретическая дисциплина развивается и существует постольку, поскольку развивается и существует общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В тоже время это развитие предполагает дифференциацию - появление все новых и новых отраслей психологии.

Теоретическая психодиагностика использует данные общей  психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а также данные психометрики (наука, обосновывающая измерительные диагностические методы) и практики применения психологического знания.

Можно говорить, что психодиагностика опирается  на основные методы психологии:

•  принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);

•  принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);

•  принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);

•  принцип единства сознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельности человека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой).

Результат работы психолога в области теоретической  психодиагнностики - методика или метод  получения психологической информации, который может быть передан для  использования коллегами. Методика всегда отрефлексирована, т.е. содержит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методика - решенная психологическая задача, где есть способы получения психологической  информации, возможные ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов - тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т.д.

Взаимосвязь различных  теоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложности и многообразия свойств “феномена человека”. Отсюда право каждой теории на существование, право каждой методики на известную степень достоверности.

                               5. Заключение

Говоря о психодиагностике как отрасли прикладной психологии нельзя не сказать о том, что помимо методического обеспечения она подразумевает и умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях(ситуация клиента, экспертиза и др.); технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставление клиенту обратной связи о результатах; а также профессионально-этические стандарты и требования к диагносту. Последние подразумевают профессиональную компетентность; ответственность за конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничения доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам; соблюдение принципа благополучия клиента (не навреди) и права клиента о получении информации о целях и основных результатах обследования.

Соблюдение принципов  психокорекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и  психометрическим требованиям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 
 
 

1.Измайлов Ч.А., Похилько В.И М. 1983. 

2.Кулагин Б.В. 1984. – 215 с. 

3.В.В.Столина,  А.Г.Шмелёва. – М. 1984. 

4.М.М.Кабанов. – Л. 1978. – 153 с. 

5.http://kurs.ido.tpu.ru..

Информация о работе Предметы сферы применения психодиагностики