Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:30, доклад
Существуют различные точки зрения на возникновение предрассудков. Некоторые ищут объяснения изучаемых феноменов в концепциях групповой традиции, социальной структуры, демографических характеристик. Другие социальные психологи склонны искать причины на микроуровне — в установках, привычках, личных мнениях.
ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ
ГОРДОН В. ОЛЛПОРГ
Часть III
ПРЕДРАССУДКИ И ЛИЧНОСТЬ
ПРЕДРАССУДКИ: СОЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ ЛИЧНОСТНЫЙ ФЕНОМЕН?
Существуют различные точки зрения на возникновение предрассудков. Некоторые ищут объяснения изучаемых феноменов в концепциях групповой традиции, социальной структуры, демографических характеристик. Другие социальные психологи склонны искать причины на микроуровне — в установках, привычках, личных мнениях.
Социологический подход
Согласно этому
подходу основания для
Социальные психологи показывают, что личные чувства, предрассудки оказывают гораздо меньше влияния нежели социальные группы,
Личностый подход
Данный подход акцентирует внимание на важности каждой отдельной личности, ее чувствах и предрассудках. Двойственное поведение личности, т.е. частое несоответствие мыслей (желаний) и поступков, социальные психологи объясняют наличием у человека контрастирующих и конфликтующих диспозиций. И в зависимости от той или иной ситуации, одна из таких диспозиций выигрывает. Также ученые подчеркивают нашу привычку подчиняться закону, обуславливая нас поступать определенным образом, хотя на самом деле мы может придерживаться другой точки зрения ( т.к. книга написана американским ученым ,это утверждение соответствует в большей степени американскому поведению нежели русскому).
Конформизм
Конформизм является одним из важных понятий в определении поведения личности . Ни одна традиция не будет поддержана, ни один закон ие будет выполняться, ни одно социальное изменение не произойдет», если у большинства граждан нет установки на законопослушание и конформизм».
Выделяют три типа конформизма:
1)
нейтральный (позволяет таким
людям с легкостью
2)
основанный на эмоциональной
включенности (включает наличие
определенных установок,
3)
основанный на глубоко
Согласно
исследованиям был выявлен
Также из исследований установлено, что у людей постоянно посещающих церковь и у агностиков одинаковый уровень толерантности. Разница в уровне нетерпимости наблюдается среди людей, обращающихся к религии время от времени. Объясняется это потому, что в отличие от вторых, агностики и завсегдаи церкви четко придерживаются своих правил и постулатов, тем самым, они менее подвержены различным колебаниям в отношении популярный веяний и идей.
Гипотеза
автора заключается в том, что
полностью интериоризованная, внутренняя
религиозность в рамках любой конфессии
ведет к отсутствию предрассудков, тогда
как внешняя религиозная ориентация, независимо
от того, ортодоксальна она или нет, говорит
о существовании у личности большого количества
предрассудков.
Изменения в личности
Существует
утверждение, что человеческая природа
неизменна? Так ли это на самом
деле? Согласно автору, даже если принять
данное утверждение как истину, то
все равно она будет
Конечно, нельзя не заметить разницу между людьми дня сегодняшнего и людьми прошлого.
Мы можем быть уверены в одном: все исследования по данной тематике показывают, что склонность к предрассудкам тем меньше, чем выше уровень образования. С достаточной степенью уверенности можно сказать, что люди, закончившие колледж, лучше информированы в этнических и расовых вопросах, чем те, у кого нет соответствующего образования, и меньше придают значения национальным убеждениям и стереотипам. В то же время, количество людей, склонных взаимодействовать с личностью, принадлежащей к меньшинству (19) увеличилось за указанный выше период лишь на 10 процентов. Иными словами, образование, видимо, гораздо больше повышает рациональность мышления, чем человечность.
И
все же автор настаивает,
что само по себе образование к данной
проблеме никакого отношения не имеет.
Изменение конкретных установок и поведения
в соответствующих ситуациях происходит
только тогда, когда определенные уроки
воспринимаются надлежащим образом и
встраиваются в определенную структуру
личности.
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ И ПРЕДРАССУДКИ
В данном вопросе очень важным представляются понятия внешней и внутренней религии. Для этого можно обратиться к аксиологии к понятиям внутренней и внешней ценности. Разница между ними поможет нам отличить тех, чей социальный тип религиозной принадлежности служит другим (нерелигиозным) целям, от тех, для кого религия самоценна, когда она окончательное, а не инструментальное, благо. внешняя религиозная ориентация личности является благоприятной почвой для развития предрассудков, а внутренняя ориентация — основой толерантности. люди с непоследовательной религиозной ориентацией — те, кто соглашается со всеми утверждениями относительно религии, невзирая на то, что они противоречат друг другу, — демонстрируют наибольшую склонность к предрассудкам.
Определенный когнитивный стиль организует мышление многих людей таким образом, что они становятся неразборчиво прорелигиозными и в то же время весьма склонными к предрассудкам.
В результате исследования автор приходит к следующим выводам:
1) прихожане в целом больше склонны к предрассудкам, чем люди, не посещающие церковь
2) несмотря на эту общую тенденцию, в действительности существует криволинейная зависимость
3) те прихожане, которые мотивированы внутренней ценностью религии, демонстрируют значительно меньшую склонность к предрассудкам, чем те, которые мотивированы ее внешней ценностью. Проведенное нами исследование, описанное в данной работе еще раз подтвердило правильность второго и третьего положений.
К этим положениям можно добавить четвертое: прихожане с неразборчивым типом религиозной ориентации в большей степени склонны к предрассудкам, чем прихожане с последовательным внешним типом религиозной ориентации, и в гораздо большей степени, чем те, кто обладает последовательным внутренним типом религиозной ориентации.
личность
с внешней религиозной
Предрассудок — это стереотипное чрезмерное обобщение, неспособность видеть членов меньшинства как личностей (Allport, 1954). Само собой разумеется, что если категории чрезмерно широки, сопутствующий им эмоциональный тон тоже будет недифференцированным. Таким образом, религия в целом —это хорошо, все меньшинства в целом — это плохо.
В
целом, мы можем сделать вывод
о том, что склонность к предрассудкам,
как и терпимость, глубоко коренятся
в структуре личности и являются
отражением внутренне согласованного
когнитивного стиля. Обе эти тенденции
связаны с религиозной
Глоссарий
ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ – склонность перекладывать вину за неудачи на других людей
Моя
интерпретация:
Действительно,
нельзя не согласиться, что предрассудки
занимают важную роль в нашем повседневном
общении с людьми, формируя отношение
к тому или иному действию или
событию.
Что касается религии как источника предрассудков, по-моему мнению, каждый человек должен научиться правильно фильтровать и интерпретировать проходящую через него информацию. И это относиться не только к религии, а вообще к информации в целом. Это необходимо, для того, чтобы человек мог быть сам хозяином своей жизни, не поддаваясь внешнему давлению, влиянию, насколько это возможно в нашем сложно функционирующем мире.
Ведь именно из того потока информации, что мы получаем каждый день и формируются наши представления, убеждения и в том числе и предрассудки.
Разве мы можем гарантировать, что, например, мы действительно хотим купить этот ноутбук , или же это на самом деле является результатом многочисленных просмотром рекламы со скрытым побуждением купить этот самый ноутбук. Или, действительно ли так много людей хотят стать, например, менеджерами и экономистами, или же это опять лишь иллюзия благополучия, успешной жизни и высокого статуса в жизни?
Если же возвращаться опять к религии, то хочу добавить, что это действительно, так сказать, две стороны одной монеты. Какой же позиции придерживаться, чтобы в нашей жизни было меньше предрассудков и ложных, ничем не подкрепленных суждений?
C одной стороны приверженность строгим религиозным догмам обеспечит нас уверенностью и спокойствием в завтрашнем дне, но возникает другой вопрос: являются ли данные учения абсолютной истиной?
С другой стороны, не обернется ли это против нас, если мы не имеем строгих религиозных убеждений. Ведь в таком случае у нас, возможно, не будет четкой системы ценностей и правил, что сделает нашу жизнь еще сложнее, чем она есть сейчас, подвергая риску влияния опасных идей и течений.
Я считаю, что как раз выработка собственных убеждений (индивидуальных) и является жизненной задачей каждого человека, опираясь на принципы гуманности и толерантности к другим людям. Конечно, можно позаимствовать такую систему у той же религии, другого человека, но ведь гораздо интереснее (хотя никто и не отрицает, что сложнее) и полезнее создать собственную.