Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:10, реферат
Для современного транзитивного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в молодежной среде. Социологическая наука уделяет большое внимание решению этой проблемы. Преимущественно объектом изучения выступают подростки и молодежь, девиантное поведение которых имеет уже выраженные формы и представляет угрозу социальному спокойствию общества.
Введение
Для современного
транзитивного российского
В социально-психологической литературе девиантное поведение делят на две категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. К этой группе относятся: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков и преступлений.
Проблема девиантного поведения детей дошкольного возраста
Девиантное поведение подростков связывается с рядом причин: выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольто, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон), членство в неформальных группах асоциальной направленности, влияние средств массовой информации, пропаганда сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко), социокультурная ситуация развития и др.
Мы же считаем, что для решения данной проблемы причины и предпосылки девиации необходимо искать намного раньше - начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.
Уже в дошкольном возрасте проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть развития. И на все есть свои причины: это и нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина), и влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), и образ жизни семьи и семейных отношений - детско-родительских, детско-детских, родительских, и психофизиологические особенности каждого ребенка.
На практике же нередко приходится сталкиваться не с отклоняющимся, а с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей. Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный», либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что в сущности не только не снимает проблемы, а напротив еще больше усиливает эффект девиантных проявлений.
Результат этого процесса можно проследить по статистическим данным дошкольных образовательных учреждений: с каждым годом процент детей «группы риска» по физическим, психическим и социальным показателям неумолимо растет. И на сегодняшний день эта цифра, приблизительно, около 20% от общей численности детей. Особенно ярко отрицательная динамика заметна в дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
Из всего вышесказанного следует, что именно в дошкольном возрасте должна начинаться профилактическая работа девиаций. Организация и управление этим социальным процессом относится к сфере деятельности системы дошкольного образования, которая на сегодняшний день не выполняет данную социальную функцию.
Поэтому, в своей исследовательской работе мы поставили цель: изучить современные тенденции в сфере социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования и разработать концепцию социального управления этим процессом.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результатом применения предложенных технологий социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования станет повышение эффективности применяемых в этой области средств, форм и методов. А это, следовательно, приведет к сокращению рецидивов и правонарушений среди подростков и молодежи.
Проблема девиантного
поведения - это проблема общества в
целом и ее решение способствует
успешному духовному и
Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних
Структура самого распространенного вида преступлений - против собственности может быть охарактеризована следующими данными. Большую часть составляют кражи, грабежи и разбой (62,5%; 10,9%; 2,6% соответственно). Доля вымогательства и мошенничества не превышает 1,3% и 1,55%, что объясняется, как правило, отсутствием криминальных навыков и опыта, необходимых для совершения данного вида правонарушения. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что преступления несовершеннолетних имеют в основном корыстную направленность.
В структуре преступлений против жизни и здоровья обращает на себя внимание существенный удельный вес нанесения тяжких телесных повреждений, изнасилований, убийств и покушений на убийство. Так, 5,2% от всех совершенных преступлений - нанесение ТТП; 2,23% - изнасилования; а 2,2% - убийства и покушения на убийство.
Анализ структуры преступности несовершеннолетних по видам совершаемых преступлений позволяет сделать безусловный вывод о том, что в силу специфики социального статуса несовершеннолетних ими совершается достаточно ограниченный круг преступлений.
Исследование динамики преступности несовершеннолетних за период 2002 - 2006 гг. позволяет выявить ряд тенденций.
Анализ ситуации показывает, что в процесс приобретения и распространения преступного опыта с каждым годом включается все большее число молодых людей. Так, рост преступности за указанный период в Смоленске и Смоленской области составил 16%.
Доля корыстных преступлений в общей массе имеет тенденцию к снижению. Если в 2002 г. процент краж, грабежей, разбоев и т.д. составлял 87%, то к 2006 г. - 80,6%. В то же время численность насильственных преступлений выросла почти вдвое: в 2002 г. - 8,3%, в 2003 г. - 9,4%; в 2004 г. - 9,8%; в 2005 - 11,4%; а в 2006 - 16,2%.
Отсюда видно, что количественные и качественные показатели преступности среди несовершеннолетних имеют тенденцию к ухудшению.
Изучение возрастных особенностей несовершеннолетних позволяют сделать вывод, что среди них доминируют лица старшего возраста (16 - 17 лет) - 61%. При этом наибольшее число несовершеннолетних преступников (32,9%) достигли 17-ти летнего возраста. Доля несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет составляет 39%. Причем темпы прироста преступности несовершеннолетних младшей возрастной группы увеличиваются более интенсивно, чем темпы прироста старшей, где в группе 16-летних наблюдается отрицательный прирост (- 3%). Если в 2002 г. доля 14 - 15-летних составляла 33,3% от общего числа преступлений, то в 2006 г. уже 43,02%. Это означает, что профилактические усилия необходимо сосредоточить на младшей возрастной группе, не забывая и о старших, так как антиобщественные установки формируются у несовершеннолетних в раннем возрасте.
Выделим следующие
характерные особенности
1. Молодежная
преступность составляет
2. В структуре
преступности
3. Преступность
среди несовершеннолетних
4. Для динамики
молодежной преступности
В это время
удлиняется световой день, расширяются
границы общественных мест, где молодежь
имеет возможность
5. Преступность
среди несовершеннолетних
Таким образом, в условиях относительно стабильной демографической ситуации отмечается омоложение преступности в регионе. Увеличивается интенсивность криминализации молодежной среды. С качественной стороны в молодежной преступности за последние пять лет также наметились существенные неблагоприятные тенденции, проявляющиеся в росте ее организованности, вооруженности, жестокости, в возрастании общественной опасности совершаемых преступлений.
Анализ проблем игромании с позиции зависимой личности
В современной
России активно развивается игорный
бизнес. Недостаточный уровень
Лудомания (одержимость азартными играми) признана эмоциональным заболеванием. В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской Психиатрической Ассоциацией («American Psychiatric Association») как болезнь, на сегодняшний день она обозначается в Международной Классификации Болезней, рассматривается в разделе «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте», в рубрике Ф 60-69 «Расстройство привычек и влечений», обозначается кодом F63.0 и определяется как «расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к утрате социальных, профессиональных, материальных и семейных связей».
На сегодняшний день применяется множество методов лечения, различающихся по эффективности, но не позволяющих достигнуть состояния полной эмоциональной независимости от игры. Кроме того, новая форма зависимости остается недостаточно изученной. В связи с этим информация о зависимости с позиции самого игрока представляет научный интерес.
Проведенное нами исследование включало:
1) глубинное
интервью с зависимой
2) исследование
индивидуально-психологических
В исследовании принимал участие мужчина 22 лет, имеющий опыт азартных игр с использованием игровых автоматов более 4 лет и являющийся в настоящее время членом сообщества Анонимных Игроков. Представление о зависимости формировалось исследуемым на основе личного опыта, общения в группе АИ с другими игроками, беседы с психологом.
В поведении и психологическом состоянии исследуемого на период игры обнаруживали себя все признаки данного вида эмоциональной зависимости, представленные в научной литературе (неспособность прервать игру волевым усилием, появление денежных долгов, нарушение межличностных отношений, состояние подавленности и депрессии и т.д.)
В ходе проективной психодиагностики также были выявлены основные признаки эмоциональной зависимости характерные для игрока: компенсаторное превознесение себя в воображении, стремление к замкнутости, поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, сознательное стремление сохранить контроль над своим поведением, ощущение нестабильности своего социального положения, потребность в безопасности и успехе и т. д.
Были также выявлены качества и стремления, присущие испытуемому еще до зависимости и, возможно, имеющие отношение к ее формированию: четко прослеживается стремление к достижению материальных благ, переоценка значения материальных ценностей. Содержание проведенного интервью подтверждает основные результаты имеющихся исследований (преимущественно западных ученых): первоначальным стимулом, побуждающим человека начать играть, является возможность денежного выигрыша. В последующем игрок начинает нуждаться в переживании азарта, ощущениях, сходных по своему содержанию с эйфорическими.
В целом риск формирования аддиктивного поведения необходимо рассматривать в единстве личностных свойств и социальных факторов (прежде всего неспособность обеспечить себе в реальной жизни комфортные условия существования).