Причины и последствия разводов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

Ни один человек в здравом уме и твердой памяти не желает, чтобы в его жизни состоялся развод, он ведь не вступает в брак, думая, что его жизнь станет хуже. Каждый надеется разделить все горести и радости с другим человеком, рассчитывает на эмоциональную поддержку с его стороны, думает, что было бы здорово применить к себе фразу: «они жили счастливо и смерть их настигла в один день».
Однако развод в жизни все же случается. И статистика разводов здесь не утешительна. Ожидаем был развод давно, или беда пришла внезапно, каковы были причины развода: расстались по очевидной причине или по непонятной..., главное, жизнь поменялась кардинально, причем скорость изменений все увеличивается и захватывает в вихрь непонимания, что же происходит с жизнью!
Целью работы является всестороннее изучение и характеристика социальных последствий развода.

Содержание

Введение

1. Причины разводов

2. Социальные последствия развода

2.1 Стресс и невроз - последствия развода

2.2 Ребенок после развода

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа причины и последствия разводов.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

 

Учитывая, что ребёнок познаёт  мир через родителей: папа для  него - это одна половина мира, а мама - вторая половина, семья – это  весь мир, не трудно предположить, чем  оборачивается развод родителей для ребёнка - крушением всего мира. Отсюда становится понятным, почему ребёнок старается применить все доступные для него способы примирения родителей в ситуации затяжного брачно-семейного конфликта:7

 

1. Шантаж (угрозы уйти из дома, не иметь в будущем с ушедшим родителем ничего общего, покончить жизнь самоубийством и др.);

 

2. Отклоняющиеся поведение как  способ объединить родителей  для «возвращения» их к «нормальной»  жизни; 

 

3. Демонстрация собственных успехов  в учёбе родителям, которые  будут ими гордиться и захотят жить, как прежде вместе;

 

4. «Последовательная политика»  организации семейных праздников, совместного досуга всех членов  семьи и отдельно родителей  друг с другом.

 

Негативные проявления чаще всего  демонстрируют подростки, которые, помимо развода родителей, испытывают ещё и проблемы, связанные со своим подростковым возрастом, а конфликты в семье только усиливают негативные проявления подросткового возраста.

 

Психологи свидетельствуют, что если дети еще маленькие (не старше 2–3 лет), прошлая жизнь, вероятно, не окажет на них сильного влияния. Дети в возрасте 3,5–6 лет переносят развод родителей очень травматично и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10–11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода. И если дети взрослые, развод их может вообще не интересовать.8

 

Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:

 

 

предшествующие разводу ссоры  родителей и неизбежное ухудшение  обращения с ребенком в этой ситуации;

 

 

ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;

 

 

дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;

 

 

ухудшившиеся отношения ребенка  с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят  и т.д.

 

На детях отрицательно сказываются  страдания оставшегося с ним  родителя. С уходом отца дом лишается мужского начала, матери сложнее прививать  мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление  о роли мужчины в доме. Адекватное представление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери.

 

Опыт оказания психологической  помощи семьям разведенных родителей  свидетельствует о том, что, как  правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу; либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.

 

Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши  и девушки из неполных семей в  целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

 

Абсолютное большинство детей  страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что  их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних ребят надежды на воссоединение отца и матери питают 65,7% мальчиков и девочек. С возрастом эти надежды уменьшаются, однако и в юношеском возрасте они сохраняются у 16% детей разведенных родителей.

 

Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и  детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним. Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок.

 

Однако, наблюдения за детьми к концу  второго года после развода показали, что поведение мальчиков из распавшихся  семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали  и ссорились.

 

Вывод

 

1) Последствия развода крайне отрицательно сказывается на здоровье обоих бывших супругов: разведенные болеют в среднем в два раза чаще, чем семейные, и живут меньше. После развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%, ухудшает психологическое состояние.

 

2) Однако, самое главное социальное последствие разводов - это дети. Бывшие супруги часто настраивают ребенка друг против друга, в результате чего у ребенка появляется агрессивность, недружелюбие, подавленность, обида, негативное поведение и т.д.

 

Одно из самых негативных последствий – это утрата ребенком контакта с собой, с собственными чувствами. Вырастая, он с трудом осваивается во взрослой жизни, где принимать решения нужно самостоятельно.

 

Кроме того, с уходом отца дом лишается мужского начала, поэтому у ребенка формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком; создается путаница в представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.

 

Список использованной литературы

 

 

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

 

 

Волков Ю.Г. Социология молодёжи. Учебное  пособие / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария  Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.; Под  общей ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.: Феникс, 2001. - С.271.

 

 

Гришунина Е. Вчера любил, сегодня  ненавижу // Парламентская газета. – 2006. - № 131 (1981).

 

 

Долгова Т.П., Симонова Е.В. Проблемы комплексного изучения семьи. // Социология семьи: социологические  исследования. - 2000. - № 4. - С.137-139.

 

 

Закирова В.М. Выживет ли российская семья в условиях гендерного конфликта: развод и домашнее насилие как  факторы деформации семейных отношений. // Журнал «Полемика». - 2002. - №14.

 

 

Тащёва А.И. Психологическое консультирование как процесс: Методическое пособие / А.И. Тащёва. - Ростов-на-Дону. - 1996. - 46с.

 

 

Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное  пособие / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. –  Новосибирск: СибУПК, 2002. – 225с.

 

 

Шуман С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – М.: Наука, 1997. – 225с.

 

1 Гришунина  Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. - №  131 (1981).

 

2 Тащёва  А.И. Психологическое консультирование  как процесс: Методическое пособие  / А.И.Тащёва. - Ростов-на-Дону. 1996. - 46 с.

 

3Гришунина  Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. - №  131 (1981).

 

4 Закирова  В.М. Выживет ли российская  семья в условиях гендерного  конфликта: развод и домашнее  насилие как факторы деформации семейных отношений. Публикации // Журнал «Полемика». - 2002. - №14.

 

5 Там же.

 

6 Там же.

 

7 Тюгашев  Е.А. Семьеведение: Учебное пособие  / Е.А.Тюгашев, Т.В.Попкова. – Новосибирск:  СибУПК, 2002.

 

8 Там же.


Информация о работе Причины и последствия разводов