Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа
Ни один человек в здравом уме и твердой памяти не желает, чтобы в его жизни состоялся развод, он ведь не вступает в брак, думая, что его жизнь станет хуже. Каждый надеется разделить все горести и радости с другим человеком, рассчитывает на эмоциональную поддержку с его стороны, думает, что было бы здорово применить к себе фразу: «они жили счастливо и смерть их настигла в один день».
Однако развод в жизни все же случается. И статистика разводов здесь не утешительна. Ожидаем был развод давно, или беда пришла внезапно, каковы были причины развода: расстались по очевидной причине или по непонятной..., главное, жизнь поменялась кардинально, причем скорость изменений все увеличивается и захватывает в вихрь непонимания, что же происходит с жизнью!
Целью работы является всестороннее изучение и характеристика социальных последствий развода.
Введение
1. Причины разводов
2. Социальные последствия развода
2.1 Стресс и невроз - последствия развода
2.2 Ребенок после развода
Список использованной литературы
Учитывая, что ребёнок познаёт мир через родителей: папа для него - это одна половина мира, а мама - вторая половина, семья – это весь мир, не трудно предположить, чем оборачивается развод родителей для ребёнка - крушением всего мира. Отсюда становится понятным, почему ребёнок старается применить все доступные для него способы примирения родителей в ситуации затяжного брачно-семейного конфликта:7
1. Шантаж (угрозы уйти из дома, не иметь в будущем с ушедшим родителем ничего общего, покончить жизнь самоубийством и др.);
2. Отклоняющиеся поведение как
способ объединить родителей
для «возвращения» их к «
3. Демонстрация собственных
4. «Последовательная политика»
организации семейных
Негативные проявления чаще всего демонстрируют подростки, которые, помимо развода родителей, испытывают ещё и проблемы, связанные со своим подростковым возрастом, а конфликты в семье только усиливают негативные проявления подросткового возраста.
Психологи свидетельствуют, что если дети еще маленькие (не старше 2–3 лет), прошлая жизнь, вероятно, не окажет на них сильного влияния. Дети в возрасте 3,5–6 лет переносят развод родителей очень травматично и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10–11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода. И если дети взрослые, развод их может вообще не интересовать.8
Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:
предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;
ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;
дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;
ухудшившиеся отношения
На детях отрицательно сказываются страдания оставшегося с ним родителя. С уходом отца дом лишается мужского начала, матери сложнее прививать мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Адекватное представление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери.
Опыт оказания психологической помощи семьям разведенных родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу; либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.
Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.
Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних ребят надежды на воссоединение отца и матери питают 65,7% мальчиков и девочек. С возрастом эти надежды уменьшаются, однако и в юношеском возрасте они сохраняются у 16% детей разведенных родителей.
Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним. Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок.
Однако, наблюдения за детьми к концу второго года после развода показали, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.
Вывод
1) Последствия развода крайне отрицательно сказывается на здоровье обоих бывших супругов: разведенные болеют в среднем в два раза чаще, чем семейные, и живут меньше. После развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%, ухудшает психологическое состояние.
2) Однако, самое главное социальное последствие разводов - это дети. Бывшие супруги часто настраивают ребенка друг против друга, в результате чего у ребенка появляется агрессивность, недружелюбие, подавленность, обида, негативное поведение и т.д.
Одно из самых негативных последствий – это утрата ребенком контакта с собой, с собственными чувствами. Вырастая, он с трудом осваивается во взрослой жизни, где принимать решения нужно самостоятельно.
Кроме того, с уходом отца дом лишается мужского начала, поэтому у ребенка формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком; создается путаница в представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.
Список использованной литературы
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
Волков Ю.Г. Социология молодёжи. Учебное пособие / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.; Под общей ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.: Феникс, 2001. - С.271.
Гришунина Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. - № 131 (1981).
Долгова Т.П., Симонова Е.В. Проблемы комплексного изучения семьи. // Социология семьи: социологические исследования. - 2000. - № 4. - С.137-139.
Закирова В.М. Выживет ли российская семья в условиях гендерного конфликта: развод и домашнее насилие как факторы деформации семейных отношений. // Журнал «Полемика». - 2002. - №14.
Тащёва А.И. Психологическое консультирован
Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 225с.
Шуман С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – М.: Наука, 1997. – 225с.
1 Гришунина
Е. Вчера любил, сегодня
2 Тащёва
А.И. Психологическое
3Гришунина
Е. Вчера любил, сегодня
4 Закирова В.М. Выживет ли российская семья в условиях гендерного конфликта: развод и домашнее насилие как факторы деформации семейных отношений. Публикации // Журнал «Полемика». - 2002. - №14.
5 Там же.
6 Там же.
7 Тюгашев
Е.А. Семьеведение: Учебное пособие
/ Е.А.Тюгашев, Т.В.Попкова. –
8 Там же.