Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:52, творческая работа
Позитивная активность студентов направлена в первую очередь на изменение обстоятельств жизни студенческого сообщества, ведущих к его благополучию, и через эти изменения – на личностный рост каждого студента. Активность, которую человек проявляет во время своего обучения в вузе, является одним из важных шагов на пути формирования той жизненной позиции, которую он займет, оказавшись в своей профессиональной среде. Как говорилось в научной статье Гладилиной И.П., рассматривающей тему молодёжной инициативы и творческой одарённости студентов: «во
Иванова А.В.
ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ СТЕПЕНИ ПОЗИТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В СОЗДАНИИ ВУЗОВСКОЙ ГАЗЕТЫ) 1
Позитивная активность студентов направлена в первую очередь на изменение обстоятельств жизни студенческого сообщества, ведущих к его благополучию, и через эти изменения – на личностный рост каждого студента. Активность, которую человек проявляет во время своего обучения в вузе, является одним из важных шагов на пути формирования той жизненной позиции, которую он займет, оказавшись в своей профессиональной среде. Как говорилось в научной статье Гладилиной И.П., рассматривающей тему молодёжной инициативы и творческой одарённости студентов: «во многом успех каждого молодого человека зависит от его гражданской идентификации, правового просвещения, развития комуникативности, лидерства, самоопределения в профессии и творчестве»2.
Взяв в качестве объекта наблюдения студенческое сообщество ИНЖЭКОНа-Тверь, мы пришли к выводу, что степень позитивной активности его участников недостаточно высока. Это касается практически всех вузовских мероприятий: от спортивных соревнований до научных конференций и конкурсов. И даже существующая в филиале вот уже третий год газета «ИНЖЭКтор» не является в полной мере «студенческой», поскольку студенческих инициатив, направленных на ее создание, практически нет. Постараемся ответить на вопрос: «Почему студенты не хотят делать студенческую газету?», посмотрев на проблему изнутри. Это позволит нам выявить причины отсутствия у студентов интереса к проявлению позитивной активности в стенах вуза.
Как известно, социальный опрос может быть проведён, используя анкетирование или метод интервью, который в свою очередь имеет дистанционный или личностный характер. В данном случае мы решили прибегнуть к прямому контакту со студентами вуза, опираясь на индивидуальные особенности каждого из них, по этой причине выбрали личностный метод интервью. Перед нами стояла цель создания неофициальной обстановки и проведение дружеской беседы с опрашиваемыми, ведь тот факт, что ребята предпочитают ни в чём не принимать участие, мог бы сказаться и на ответах в вопросниках. Они должны были чувствовать себя комфортно и непринуждённо, чтобы отвечать на поставленные вопросы максимально честно и прямо. В дальнейшем был получен следующий результат.
Во-первых, основным мотивом отказа от участия в студенческом сообществе является нехватка стимулирующих факторов. В настоящее время существует проблема отсутствия социальных разграничений в жизненных позициях многих студентов. Недостаток денежного вознаграждения за труд является одной из основополагающих причин низкого уровня деятельности молодёжи. Однако отметим, что именно финансовые ресурсы не имеют к термину «позитивная активность» никакого отношения. Данное определение представляет собой психологическое состояние человека, при котором он получает удовольствие от того, что делает, наполняется внутренней энергией и находит для себя смысл существования в мире. В сложившейся ситуации стоит отметить основную причину такого непонимания поставленного вопроса у студентов – это довольно низкая нравственная составляющая позиционирования современной молодёжи. Политика «зарабатывания денег на всём», пропагандирующая свои направления и методы в Интернет-ресурсах, на телевидении и в других средствах массовой информации настолько сильно и глубоко укоренилась в подсознании граждан, что понятия «благотворительность» и «безвозмездность» постепенно сходят на нет во всех слоях населения. Данная проблема в особенности касается молодых людей, которые, как мы знаем, наиболее склонны к переменам, впитывают и используют новую информацию намного быстрее людей более зрелого возраста.
Вторая причина имеет несколько косвенное отношение к поставленной проблеме, но также немаловажна для нашего исследования. Многие из опрошенных студентов отметили тот факт, что, по сути, достаточно редко читают публицистику, научную и художественную литературу в целом. Сегодняшняя молодежь рассматривает именно Интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, молодые люди выходят в онлайн для поиска полезных сведений, новостей и работы, общения с друзьями, скачивания музыки и фильмов, совершения покупок в интернет - магазинах. Но не стоит забывать и об отрицательной стороне сети Интернет - появления феномена психологической зависимости и физиологических нарушений в работе организма постоянных пользователей: нарушения зрения, расстраивания желудочно-кишечной системы, снижения уровня иммунной системы и многих других. Таким образом, существование быстро доступной информации полностью отстранило многих студентов от чтения даже небольшого по размеру предмета творческой активности в вузе.
Если второй стала причина отказа от чтения предложенной газеты, то следующей версией низкой активности членов молодого сообщества оказалась нехватка свободного времени на участие в создании ИНЖЭКтора. Как уже было сказано нами ранее, в последнее время молодые люди в большинстве случаев крайне заинтересованы в зарабатывании денежных средств. Зачастую уже с первых курсов обучения в вузе большая часть молодёжи устраивается на подработки с целью стать более независимыми от «родительского очага». Такая активная деятельность, направленная на приобретение самостоятельности и полной свободы действий, заслуживает похвалы. Однако не стоит забывать и тот факт, что в наши дни студенты всё меньше интересуется окружающей реальностью в сферах деятельности искусства и творчества, применения своих личностных качеств в создании чего-то нового и развития индивидуальных способностей. А ведь умение правильно выражать свои мысли, чувства и идеи одна из важнейших черт, которая в будущем поможет любому выпускнику найти себя и реализовать в той или иной сфере деятельности.
Отсюда вытекает, на наш взгляд, самая важная проблема низкой позитивной активности студентов – это невысокий уровень социальной развитости молодых людей. Давайте разберём понятие «социальное развитие» по частям. Из материалов свободной энциклопедии определение «развитие» представляет собой «процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования»1, а определение «социальный» приравнивают к «общественный» и поясняют как «связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу»2. Таким образом, социальное развитие представляет собой не что иное, как изменение себя и преобразование окружающей среды на благо социума, в котором живёт человек.
Как известно, в рядах современной молодёжи стали утрачены большинство когда-то сильных нравственных позиций: отзывчивость, сострадание, доброта, совестливость и многие другие. Людское равнодушие так крепко засело в нас самих, что сильно тормозит решение поставленной проблемы. Преподаватели часто замечают отсутствие заинтересованности у студентов; их деятельность, связанная с решением домашнего задания обычно сводится к копированию материалов из Интернет-ресурсов. Так что же можно говорить об активности в написании статьи или иного рукописного объекта?!
Таким образом, нам стала понятна основная мотивация низкой позитивной студенческой активности. Это изменения, которые произошли в понимании современных молодых людей о полезности труда. Если раньше ещё с детских лет людям закладывались основы моральных ценностей; теперь студенты ставят перед собой вопросы выгодности той или иной ситуации, сравнивания наиболее подходящие: «А что я за это получу?», «Зачем мне это нужно?», «Стоит ли тратить время?».
1Материалы из свободной энциклопедии Wikipedia [Электронный ресурс]: www.wikipedia.org
2 Материалы из Толкового словаря Ушакова [Электронный ресурс]: dic.academic.ru
Причинами таких кардинальных перемен в сознании молодого поколения стало влияние пришедших негативных черт и особенностей западной и в большинстве случаев американской культур. Телевидение и Интернет стали настолько свободными и доступными в сфере любой информации, что постоянно и повсеместно можно наблюдать преобладание полного отсутствия каких-либо категорий нравственного поведения и морали. Уже на протяжении нескольких лет людей учат равнодушию и цинизму к окружающей среде, потребительскому поведению и бездельничеству. Так что же мы хотим от молодых людей, если повсюду можно наблюдать плагиат «сладкой жизни»?!
Но если следовать известной мудрости «порядок легче навести в одной комнате, чем в доме; в одном доме, чем на всей улице…», стоит задуматься о том, что и университет ИНЖЭКОН-Тверь является определённой структурной единицей, ячейкой общества. И, соответственно, нам под силу изменить ситуацию с проблемой низкой студенческой активности хотя бы в данном случае. Представим пример, направленный на повышение заинтересованности студентов в участии газеты ИНЖЭКтор. На наш взгляд, необходимо создание плана мероприятий с целью выявления тех или иных способностей у студентов и их собственных предпочтений. Данное задание на разработку и внедрение стоит закрепить за специальной социологической структурой вуза, а именно студенческим советом. Проведение опроса в той форме, которую члены совета сочтут наиболее подходящей для решения поставленной перед ними задачи, поможет выявить определённые закономерности и мнения большинства. Главное, не стоит забывать о принципе индивидуального подхода к каждому студенту и постараться задействовать в опросах как можно больше молодых людей. Стоит помнить, что использование потенциала и возможностей молодёжи всегда направлено на развитие двух сообщающихся сторон: самого студента и учебного заведения в целом.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 12-36-01112
2
Информация о работе Причины низкой степени позитивной активности у студентов