Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:20, реферат
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.
Целью данной работы является изучить понятие творческого мышления, способы творческой деятельности, обобщить отличительные особенности творческой личности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1. Методы изучения творческого мышления
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ
2.1. Условия творческой деятельности
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
3.1. Методы стимулирования проявления творческих способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учреждение
образования «Белорусский
государственный педагогический
университет имени Максима
Танка»
РЕФЕРАТ
На
тему « Приемы и способы
развития творческого
мышления »
Выполнила: студентка группы 107, 1 курса, ФСО
Кашурина Ирина Владимировна
Проверила
: преподаватель Кравцова
М.В.
Минк
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
1.1. Методы изучения
творческого мышления
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ
МЫШЛЕНИЮ
2.1. Условия творческой
деятельности
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ
ЛИЧНОСТИ
3.1. Методы стимулирования
проявления творческих
способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В новой социокультурной ситуации гуманистическая
парадигма является основной идеей психолого-педагогического
мышления. Для нее личность – это уникальная
ценностная система, которая представляет
собой открытую возможность самоактуализации,
присущей только человеку. Признание творческой
свободы человека является главным богатством
общества. А личность является носителем
объективно не предопределенного, которая
своей волей, фантазией, творчеством и
упрямством поддерживает тонкие механизмы
самоорганизации бытия и на их базе –
возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического
личностно-ориентированного развития
выступает творчество как способ развития
человека в культуре. Творческая ориентация
обучения и воспитания позволяет осуществлять
личностно-ориентированное образование
как процесс развития и удовлетворения
потребностей человека как субъекта жизни,
культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная
потребность в творчестве и творческих
индивидах. Стремление реализовать себя,
проявить свои возможности – это то направляющее
начало, которое проявляется во всех формах
человеческой жизни – стремление к развитию,
расширению, совершенствованию, зрелости,
тенденция к выражению и проявлению всех
способностей организма и «я».
Исследование зарубежных психологов и
педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса,
Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а
так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина
П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б.,
Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова
В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой
Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой
Н.В., в области творческого мышления теоретически
обоснованы, однако работа над улучшением
этого свойства продолжают развиваться.
Большое внимание уделяется выявлению
механизмов творческой деятельности и
природы творческого мышления.
Психологи и педагоги, работающие по исследованию
специального, целенаправленного развития
креативности, выделяют следующие основные
условия, влияющие на формирование творческого
мышления:
- индивидуализация образования;
- исследовательское обучение;
- проблематизация.
Целью данной работы является изучить
понятие творческого мышления, способы
творческой деятельности, обобщить отличительные
особенности творческой личности.
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
В зарубежной психологии творческое мышление
чаще связывают с термином «креативность».
В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого
типа мышления послужили сведения об отсутствии
связи между интеллектом и успешностью
решения проблемных ситуаций. Было установлено,
что последняя зависит от способности
по-разному использовать данную в задачах
информацию в быстром темпе. Такой тип
мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон,
Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью
и стали изучать ее независимо от интеллекта
– как мышление, связанное с созданием
или открытием чего-либо нового.
Для определения уровня креативности
Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических
интеллектуальных способностей, характеризующих
креативность.
Среди них:
1) беглость мысли – количество идей, возникающих
в единицу времени;
2) гибкость мысли – способность переключаться
с одной идеи на другую;
3) оригинальность – способность производить
идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
4) любознательность – чувствительность
к проблемам в окружающем мире;
5) способность к разработке гипотезы;
6) ирреальность – логическая независимость
реакции от стимула;
7) фантастичность – полная оторванность
ответа от реальности при наличии логической
связи между стимулом и реакцией;
8) способность решать проблемы, то есть
способность к анализу и синтезу;
9) способность усовершенствовать объект,
добавляя детали;
10) и так далее.
Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра,
характеризующих креативность:
- легкость - быстрота выполнения текстовых
заданий;
- гибкость – число переключений с одного
класса объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность – минимальная частота
данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий.
Особый тип мышления, называемый в зарубежной
психологии креативностью, в настоящее
время широко изучается англо-американскими
учеными, однако сущность этого свойства
пока до конца не выяснена.
В отечественной психологии так же широко
разрабатываются проблемы творческого
мышления человека. Она ставится как проблема
продуктивного мышления в отличие от репродуктивного.
Психологи единодушны в признании того,
что в любом мыслительном процессе сплетены
продуктивные и репродуктивные компоненты.
Большое внимание уделяется раскрытию
сущности творческого мышления, выявлению
механизмов творческой деятельности и
природы творческого мышления.
И.Я. Лернер характеризует творческое
мышление по его продукту. Учащиеся в процессе
творчества создают субъективно новое,
при этом проявляя свою индивидуальность.
С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество
является ситуативно нестимулированной
активностью, проявляющейся в стремление
выйти за пределы заданной проблемы.
По В.Н. Дружинину, творческое мышление
– мышление, связанное с преобразованием
знаний (сюда он относит воображение, фантазию,
порождение гипотез и прочее).
Суть творческого мышления сводится, по
Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности
и чувственности (сензитивности) к побочным
продуктам своей деятельности.
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин
и другие отечественный психологи считают
основным признаком мышления рассогласование
цели
(замысла, программы) и результата. Творческое
мышление возникает в процессе осуществления
и связана с порождением «побочного продукта»,
который и является творческим результатом.
Выделяя признаки творческого акта, все
исследователи подчеркивают его бессознательность,
неконтролируемость волей и разумом, а
также измененность состояния сознания[7].
Второй признак творческого мышления
– спонтанность, внезапность творческого
акта от внешних ситуативных причин.
Таким образом, главная особенность творческого
мышления связана со спецификой протекания
процесса в целостной психике как системе,
порождающей активность индивида.
Иное дело – оценка продукта как творческого.
Здесь в силу вступают социальные критерии:
новизна, осмысленность, оригинальность
и так далее.
С творческим мышлением сопряжены два
личностных качества: интенсивность поисковой
мотивации и чувственность к побочным
образованиям, которые возникают при мыслительном
процессе.
В качестве «ментальной единицы» измерения
творческости мыслительного акта, «кванта»
творчества, Я.А. Пономарев предлагает
рассматривать разность уровней, доминирующих
при постановке и решении задачи.
И.Я. Лернер считает, что основу творческого
мышления представляют следующие черты:
самостоятельный перенос знаний и умений
в новую ситуацию; видение новых проблем
в знакомых, стандартных условиях; видение
новой функции знакомого объекта; видение
структуры объекта, подлежащего изучению,
то есть быстрый, подчас мгновенный охват
частей, элементов объекта в их соотношении
друг с другом; умение видеть альтернативу
решение, альтернативу подхода у его поиску;
умение комбинировать ранее способы решения
проблемы в новый способ и умение создавать
оригинальный способ решения при известности
других.
Овладев этими чертами, можно развивать
их до уровня, обусловленного природными
задатками и усердием. Однако перечисленным
чертам свойственна одна способность
– «они не усваиваются в результате получения
информации или показа действия, их нельзя
передать иначе как включением в посильную
деятельность, требующую проявления тех
или иных творческих черт и тем самым эти
черты формирующую».
Д.Б. Богоявленской была выделена (1983 г.)
единица измерения творчества, названная
«интеллектуальной инициативой». Она
рассматривается как синтез умственных
способностей и мотивационной структуры
личности, проявляющихся в продолжение
мыслительной деятельности за пределами
требуемого, за пределами решения задачи,
которая ставится перед человеком.
Главную роль в детермининации творческого
поведения играют мотивации, ценности,
личностные черты. К числу основных черт
относят: когнитивную одаренность, чувствительность
к проблемам, независимость в неопределенных
и сложных ситуациях.
В.А. Крутецкий структуру творческого
мышления в математике представляет следующим
образом:
- способность к формализованному восприятию
математического материала, схватывание
формальной структуры задач;
- способность к логическому мышлению
в сфере количественных и качественных
отношений, числовой и знаковой символики,
способность мыслить математическими
символами;
- способность к совершенствованию процесса
математических рассуждений и системы
соответствующих действий, способность
мыслить свернутыми структурами;
- гибкость мыслительных процессов в математической
деятельности;
- стремление к ясности, простоте, экономичности
и рациональности решения;
- способность к быстрой и свободной перестройке
направленности мыслительного процесса,
переключение с прямого на обратный ход
мысли;
- математическая память (обобщенная память
на математические отношения, типовые
характеристики, схемы рассуждений и доказательств,
методы решения задач и принципы перехода
к ним);
- математическая направленность ума.
Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий
относит следующие «не существенные»
компоненты: быстрота мыслительных процессов
как временная характеристика; вычислительные
способности; память на цифры, числа, формулы;
способность к пространственным отношениям;
способность наглядно представлять абстрактные
математические отношения и зависимости.
Структура творческого мышления представлена
в формуле: «математическая одаренность
характеризуется обобщенным, свернутым
и гибким мышлением в сфере математических
отношений, числовой и знаковой символики
и математическим складом ума».
Итак, в отечественной психологии исследования
творческого мышления теоретически обоснованы,
индивидуальные различия анализируются
не только с количественной стороны, но
и качественной стороны.
Таким образом, творческое мышление –
мышление, связанное с созданием или открытием
принципиально нового субъективного знания,
с генерацией собственных оригинальных
идей.
1.1. Методы изучения
творческого мышления
Эмпирическое изучение творческого мышления
в современной психологии проводится
с использованием следующих методов.
Анализ процесса решения так называемых
малых творческих задач, или задач на смекалку,
требующих, как правило, переформулирования
задачи или выхода за пределы тех ограничений,
которые субъект сам на себя накладывает.
Использование наводящих задач. В этом
случае изучается чувствительность человека
к подсказке, содержащейся в наводящей
задаче, которая решается легче, чем основная,
но построена по тому же принципу и поэтому
может помочь в решении основной.
Использование «многослойных» задач.
Испытуемому дается целая серия однотипных
задач, имеющих достаточно простые решения.
Не очень творческий человек будет просто
решать такие задачи, каждый раз, заново
находя решения. Творческий человек проявит
«интеллектуальную инициативу» и попытается
открыть более общую закономерность, лежащую
в основе каждого отдельного решения.
Некоторые шкалы личностных опросников
и проективных тестов могут давать информацию
о выраженности творческого начала в мышлении
человека.
Специальные тесты креативности, основанные
на решении задач так называемого открытого
типа, т.е. таких, которые не имеют какого–то
одного правильного решения и допускают
неограниченное число решений.
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ
МЫШЛЕНИЮ
В педагогической психологии на современном
этапе выделяются две парадигмы обучения:
- авторитарная
- личностно–ориентированная.
Эти два противоположных направления
в образовании находятся в разных системах
морально–психологических координат.
С одной стороны неличностный, бездушный
подход, с другой – вера в доброе начало
в человеке, терпимость, такт. Цели педагогической
деятельности в контексте авторитарной
педагогики определяются господством
дидактической задачи, а не личности.
Альтернативой авторитарной педагогике
является педагогика гуманизма, во главу
угла ставящая личность обучаемого. Один
из основателей гуманистической психологии
К. Роджерс характеризует личностно–ориентированное
обучение как осмысленное, самостоятельно
инициируемое, направленное на усвоение
смыслов как элементов личностного опыта.
Преподавание при этом должно носить характер
не трансляции информации, а активизации
и стимуляции учения.
Рассмотрение авторитарной парадигмы
обучения при размышлении над темой формирования
и обучения творческому мышлению не является
целесообразным, так как творчеству нельзя
научить, креативную личность можно только
воспитать, создав условия для самовоспитания
личности.
2.1. Условия творческой
деятельности
Прямое обучение творческому мышлению
невозможно, но вполне реально косвенное
влияние на него за счет создания условий,
стимулирующих или тормозящих творческую
деятельность. Условия или факторы, влияющие
на течение творческой деятельности, бывают
двух видов: ситуативные и личностные. К
последним относятся устойчивые свойства,
черты личности или характера человека,
которые могут влиять на состояния, вызванные
той или иной ситуацией.
К ситуативным факторам, отрицательно
влияющим на творческие возможности человека,
относят лимит времени; состояние стресса;
состояние повышенной тревожности; желание
быстро найти решение; слишком сильная
или слишком слабая мотивация; наличие
фиксированной установки на конкретный
способ решения; неуверенность в своих
силах, вызванная предыдущими неудачами;
страх; повышенная самоцензура; способ
предъявления условий задачи, провоцирующий
неверный путь решения, и др.
К личностным факторам, негативно влияющим
на процесс творчества, относят конформизм;
неуверенность в себе; а также слишком
сильную уверенность; эмоциональную подавленность
и устойчивое доминирование отрицательных
эмоций; отсутствие склонности к риску;
доминирование мотивации избегания неудачи
над мотивацией стремления к успеху; высокую
тревожность как личностную черту; сильные
механизмы личностной защиты и ряд других.
Среди личностных черт, благоприятствующих
творческому мышлению, выделяют следующие:
уверенность в своих силах; доминирование
эмоций радости и даже определенную долю
агрессивности; склонность к риску; отсутствие
боязни казаться странным и необычным;
отсутствие комфортности; хорошо развитое
чувство юмора; наличие богатого по содержанию
подсознания; любовь к фантазированию
и построению планов на будущее.
Многочисленные исследователи пытались
сформулировать главное качество любой
творческой личности, которое лежит в
основе способности к творчеству. При
всем разнообразии конкретных формулировок
все говорят примерно об одном и том же:
творческая личность – это свободная
личность; а свободная личность – это
личность способная быть самой собой,
слышать свое «Я», по определению К. Роджерса.
К методам стимуляции творчество обычно
относят те приемы, которые позволяют
снять или ослабить барьеры между сознанием
и бессознательным. В эту категорию некоторые
авторы включают довольно экзотические
приемы, основанные на снятии критических
установок и цензуры сознания за счет
использования алкоголя и барбитуратов,
наркотических веществ; применения гипноза;
применение методов решения задач с помощью
поиска подсказок в сновидении. Более
широкое распространение получила методика
мозгового штурма А.Осборна, основной
смысл которой заключается в разделении
между разными людьми генеративной части
мыслительного акта и части контрольно–исполнительной
(одни участники генерируют гипотезы с
запретом любой критики, а другие позже
оценивают их реальную значимость). На
ее основе был создан метод синектики
(соединение разнородного в одном), предполагающий
обучение испытуемых умению генерировать
аналогии разного типа и другим приемам,
позволяющим увидеть знакомое в незнакомом
и незнакомое в знакомом.
Широкое распространение получают разного
рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности
в себе, тренинг сензитивности и др. Но
главным условием появления творческих
личностей, является, конечно, соответствующая
система обучения и воспитания, о которой
имеет смысл поговорить подробнее.
Важная задача педагога уменьшить «антитворческий»
эффект любого обучения. Для решения этой
нелегкой задачи целесообразно обратиться
к опыту педагогов и психологов, озабоченных
развитием творческого потенциала своих
воспитанников. Известный педагог–новатор,
народный учитель Виктор Федорович Шаталов
на протяжении всех лет работы при каждом
удобном случае напоминал учащимся о том,
что если в первые 5–6 минут не возникало
хотя бы ориентировочного плана решения
задачи, то ее просто нужно оставить и
заняться другим делом. Но по прошествии
небольшого промежутка времени необходимо
снова внимательнейшим образом вчитаться
в условие неподдающейся задачи. Появится
мысль – работай над ней, развивай по всем
направлениям. Нет мысли – оставь задачу.
Снова переключайся на другую работу,
а спустя час–полтора вернись к этой же
задаче. Если появится конкретный путь
решения, то его необходимо довести до
конца и получить ответ, подтверждающий
правильность или ошибочность догадки.
Но если в задаче снова – ни проблеска?
Оставь ее на завтра, на послезавтра, на
следующую неделю, но время от времени
мысленно снова и снова возвращайся к ней.
Свойство нашего мышления таково, что
если в него заложен раздражитель, то поиск
будет идти постоянно, даже если мы сознательно
не нацеливаем себя на него. Этот процесс
нахождения пути решения идет, скрыто,
самопроизвольно, но от этого ничуть не
менее активно.
ГЛАВА 3.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Способностью к творческому мышлению
в какой-то мере обладает, наверное, каждый.
В детстве, когда преобладает образное
мышление, эта способность часто проявляется
в рисунках, лепках, построениях из подручных
материалов, в подростковом возрасте многие
пишут стихи, а в зрелом она, как правило,
помогает решать прикладные задачи разного
уровня (от повседневных до научно-технических
и т.д.). Тем не менее, не каждого человека
мы можем назвать личностью творческой.
Творческим обычно называют человека,
совершившего научное открытие, гениальное
изобретение или создавшего произведение
искусства, т.е. совершившего творческий
акт, который был высоко оценен большинством,
а также человека неординарного в своем
восприятии действительности и реакции
на нее.
Последняя формулировка достаточно "скользкая",
ибо под это определение попадают люди
с психическими отклонениями. Впрочем,
наличие душевной болезни не исключает
возможности проявления высоких творческих
способностей, что подтверждается примерами
Наполеона, Гоголя и других. Следует оговориться,
что в свое время даже выдвигалась гипотеза
о наличии прямой зависимости гениальности
и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако
позднейшие исследования (например, Т.
Саймонтона) ее не подтвердили.
Долгое время способности к интеллектуальному
творчеству исследовались так, как подсказывал
здравый смысл: чем выше уровень умственных
способностей, тем больше творческая отдача
человека.
Основоположником эмпирического подхода
к исследованию индивидуальных качеств
творческой личности является Ф. Гальтон,
который совместно с Ч. Пирсоном заложил
основы психометрики и психодиагностики.
А впервые применили психометрический
метод для исследования креативности
Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели
ряд исследований взаимосвязи интеллекта
и креативности с применением тестов,
где под креативностью понималась, прежде
всего, способность к дивергентному мышлению.
В результате эмпирических исследований
Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии
положительной корреляции между уровнями IQ и
креативности. При этом они утверждали,
что более высокий уровень интеллекта,
обуславливает большую вероятность того,
что у испытуемого будут высокие показатели
по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших
высокоразвитый интеллект, могут встречаться
низкие показатели креативности. В то
же время их исследования показали, что
при низком IQ высокая дивергентная продуктивность
никогда не обнаруживалась. Торренс даже
предложил теорию интеллектуального порога,
которая состоит в том, что при IQ ниже 115
– 120 баллов интеллект и креативность
неразличимы и образуют единый фактор,
а при IQ выше 120 – творческие способности
и интеллект становятся независимыми
факторами.
Однако опубликованные вскоре результаты
исследований Гетцельса и Джексона представляют
данные, свидетельствующие об отсутствии
корреляции между показателями интеллекта
и креативности.
Более поздние исследования М. Воллаха
и Н. Когана, которые также применяли тестовый
метод, но при этом модифицировали его
в соответствии со своим пониманием условий,
благоприятных для проявления креативности:
они сняли лимиты времени, вели к минимуму
соревновательность участников в ходе
выполнения тестов и сняли ограничение
единственного критерия правильности
ответа. В результате они пришли к выводу,
что при соблюдении в ходе исследования
условий, наиболее приближенных к обычным
жизненным ситуациям, корреляция креативности
и тестового интеллекта будет близка к
нулю[8].
Действительно, человек может быть интеллектуалом
и не быть креативом, и наоборот. Так, например,
Левинсон-Лессинг разделял творчески
мало продуктивных ученых-эрудитов, называя
их "ходячими библиотеками", и творчески
продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком
оперативных знаний, обладающих мощно
развитой фантазией и блестяще реагирующих
на всякого рода намеки.
Кроме того, различными авторами разрабатывались
различные модели креативной личности.
Так, в гештальтпсихологии считались обязательными
следующие требования к умственному складу
творца:
- не быть ограниченным, ослепленным привычками;
- не повторять просто и раболепно то, чему
вас учили;
- не действовать механически;
- не занимать частичную позицию;
- не действовать со вниманием, сосредоточенным
на ограниченную часть проблемной структуры;
- не действовать частичными операциями,
но свободно, с открытым для новых идей
умом оперировать с ситуацией, стараясь
найти ее внутренние соотношения.
А. Маслоу указывает креативность в ряду
15 существенных черт самоактуализирующейся
личности. Соответственно, можно считать,
что наличие остальных 14 черт, по Маслоу,
относятся к особенностям творческой
личности.
Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих
креативной личности:
- оригинальность, нетривиальность, необычность
высказываемых идей, ярко выраженное стремление
к интеллектуальной новизне. Творческий
человек почти всегда и везде стремится
найти свое собственное, отличное от других
решение.
- Семантическая гибкость, т.е. способность
видеть объект под новым углом зрения,
обнаруживать его новое использование,
расширять функциональное применение
на практике.
- Образная адаптивная гибкость, т.е. способность
изменить восприятие объекта таким образом,
чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения
стороны.
- Семантическая спонтанная гибкость,
т.е. способность продуцировать разнообразные
идеи в неопределенной ситуации, в частности
в такой, которая не содержит ориентиров
для этих идей.
Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:
- способность к обнаружению и постановке
проблем;
- способность к генерированию большого
числа идей;
- гибкость – способность продуцировать
разнообразные идеи;
- оригинальность – способность отвечать
на раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект,
добавляя детали;
- способность решать проблемы, т.е. способности
к синтезу и анализу.
- По Стернбергу, творческая личность должна
обладать следующими индивидуальными
чертами:
- способность идти на разумный риск;
- готовность преодолевать препятствия;
- толерантность к неопределенности;
- готовность противостоять мнению окружающих.
А. Олах указывает на следующие личностные
черты, присущие творческим людям:
- независимость – личностные стандарты
важнее стандартов группы, неконформность
оценок и суждений
- открытость ума – готовность поверить
своим и чужим фантазиям, восприимчивость
к новому и необычному;
- высокая толерантность к неопределенным
и неразрешимым ситуациям, конструктивная
активность в этих ситуациях;
- развитое эстетическое чувство, стремление
к красоте.
По мнению Пономарева с креативностью
сопряжены два личностных качества, а
именно: интенсивность поисковой мотивации
и чувствительность к побочным образованиям,
которые возникают при мыслительном процессе
(поскольку Пономарев считает, что мышление
изначально логично, он рассматривает
творческий продукт мышления как побочный).
Особый интерес, представляет взгляд Мак-Киннона,
который выделяет в числе отличительных
черт одаренных людей способность более
эффективно оперировать противоречивой
информацией. Сознательная настроенность
человека на возможное допущение противоречия
в собственном представлении мира уменьшает
порог восприятия неосознаваемого, в результате
чего данные подсознательной переработки
информации оказываются более доступными
осознанию. Поэтому внутренняя готовность
субъекта принять противоречие, а не отбросить
какую-либо информацию, при первом подозрении
несоответствия ее действительности –
является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим
эвристическим фактором, способствующим
осознанию самой проблемы.
Сложность, однако, заключается в том,
что в случае наличия существенных расхождений
между системами ценностей, действующими
на уровне сознания и подсознания, проникновение
компонентов подсознательного в сознание
может поколебать или даже разрушить Я
- концепцию данного индивида, что неизбежно
приведет к необходимости переоценки и
пересмотра всей картины мира и понимания
своего места в ней.
А это, в свою очередь, затруднит адаптацию
человека к условиям постоянно изменяющейся
внешней среды и нарушит более или менее
устойчивое равновесие, в условиях которого
он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают
механизмы психологической защиты, открытые
З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует
проникновению на уровень сознания продуктов
подсознательного, способных нарушить
стабильность всей системы[3].
На уровне подсознания происходит ослабление
действия разного рода стереотипов, устойчивых
представлений и т.п. В пользу этого утверждения
свидетельствуют факты свершений открытия
во сне или в переходном периоде между
сном и пробуждением, творчества в измененных
состояниях сознания (например, под воздействием
гипноза, психотропных средств).
Можно предположить, что для лиц с высоким
творческим потенциалом изначально, или
в результате индивидуального процесса
становления личности, характерно ослабление
механизмов психологической защиты. Таким
образом, творческой личности требуется
определенная смелость воспринимать и
принимать образную информацию собственного
подсознания, несоответствующую тем "правильным",
"моральным" мотивам, которые признаются
допустимыми в данной культуре и которые
человек принимает и включает в свою систему
ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит
об этом: "Наиболее выдающийся признак
творческой личности, главная черта его
внутренней сущности, как я это вижу, –
это определенная смелость… Смелость
личности, смелость разума и духа, психологическая
и духовная смелость, которая является
внутренним стержнем креативной личности:
смелость подвергать сомнению общепринятое;
смелость быть разрушительным для созидания
лучшего; смелость думать так, как не думал
никто; смелость быть открытым восприятию
изнутри и извне; смелость следовать интуиции,
а не логике; смелость вообразить невозможное
и попытаться его реализовать; смелость
стоять в стороне от коллективности и,
если это необходимо, конфликтовать с
ней; смелость становиться и быть самим
собой"[10].
Однако наиболее удачная краткая формулировка
самой существенной особенности творческой
личности приведена В.Н. Дружининым [11,
с. 288]: «У творческих людей нередко удивительным
образом соединяются зрелость мышления,
глубокие знания, разнообразные способности,
умения и навыки и своеобразные "детские"
черты во взглядах на окружающую действительность,
в поведении и поступках».
3.1.
Методы стимулирования
проявления творческих
способностей
В ходе проведения многочисленных исследований,
посвященных диагностике и развитию креативности,
исследователи замечали, что препятствием
к проявлению креативности могут выступать
страх оказаться "белой вороной",
склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл
и Р.Томпсон), моральные запреты, однообразие
решаемых задач.
Вероятно, степень проявления творческих
способностей зависит не только от одаренности
личности, но также от внутренней и внешней
мотивации.
Под внешней мотивацией творчества понимается
реакция социального окружения, как положительная
(поощрение вниманием, признание, одобрение,
а также материальное вознаграждение),
так и отрицательная (резкая критика, наказание).
Причем следует отметить, что значимость
внешней мотивации проявляется наиболее
полно лишь в случае, если она исходит
от референтной группы. Существенность
влияния внешней мотивации напрямую зависит
от уровня внутренней мотивации, т.е. чем
меньше уровень внутренней мотивации,
тем существеннее сказывается мотивация
внешняя.
На основании анализа результатов исследований
можно выделить следующие факторы, влияющие
на уровень внутренней мотивации к творчеству:
- интериоризированные личностью ценностно-ориентационные
установки;
- самооценка;
- стабильность эмоционального состояния.
Стимулирование проявления креативности
возможно при внешнем воздействии на выделенные
факторы, хотя, конечно, такое воздействие
не гарантирует полного раскрытия творческого
потенциала.
Здесь можно предложить использовать
следующие методы стимулирования:
1) Минимизировать отрицательное влияние
моральных и культурных запретов могут
помочь, например, такие методы воздействия,
как расширение круга интересов личности
(например, через обучение), самоидентификация
с другой личностью (позволяет взглянуть
на проблему «другими глазами», при этом
собственные ценностно-ориентационные
установки отступают на второй план). Снятию
влияния установок, сформировавшихся
в процессе деятельности (например, влияния
опыта выполнения аналогичной или схожей
деятельности) может способствовать переключение
внимания, смена деятельности.
2) Поскольку для проявления креативности
очень важно иметь высокую самооценку,
целесообразно воздействовать на нее
путем повышения внешней положительной
и минимизации внешней отрицательной
мотивации. Здесь следует оговориться,
что хотя отдельные исследователи (например,
Дружинин) считают внешнюю мотивацию оказывающей
положительное влияние только на низкокреативных
людей, в истории имеются примеры обратного.
Известен факт, что нередко лучшие произведения
искусства появлялись именно в результате
работы «на заказ» (например, знаменитый
Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо
сказать, что, по всей видимости, не всегда
правомерно противопоставление внутренней
и внешней мотивации, в отдельных случаях
они могут, как бы перетекать друг в друга,
и чисто внешняя мотивация в процессе
деятельности может трансформироваться
во внутреннюю. Не следует забывать и о
том, что этот метод будет работать лишь
в случае действительной необходимости
повышения самооценки, в противном случае
высока вероятность, что сработает правило
де Чармса.
3) Исследователи биографий творческих
личностей отмечают, что творчество проявляется
слабее, если в эмоциональной сфере устанавливаются
относительно продолжительная стабильность,
и наоборот, сильный всплеск творчества
нередко может вызвать посттравматический
стресс либо положительный стресс (например,
переживание эйфории влюбленности). В
рамках рассматриваемых методов можно
предложить такие методы воздействия,
как, например, резкая смена обстановки,
окружения, сферы деятельности (известно,
что ученые, поэты, художники зачастую
именно этим способом преодолевали свой
кризис творчества).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема творческого мышления имеет
долгую и спорную историю, и породила много
дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей
всех эпох развития мировой культуры.
История ее изучения насчитывает более
двух тысяч лет. О глубоком интересе к
этому предмету можно судить по уходящему
в глубь веков стремлению создать "теорию
творчества", вернее, по многократным
попыткам ее построения. Попытки эти не
были строго научным воспроизведением
законов объективной действительности,
не представляли собой логически завершенной
системы знаний. В большинстве случаев
они охватывали, описывали действительность
на уровне поверхности явлений. Вечность
этой проблемы заключается в самом динамизме
становления реальных человеческих способностей,
в их бесконечно многообразных формированиях,
проявлениях и применении. Отсюда творчество
должно рассматриваться как составная
часть комплексных социально-экономических
и духовных проблем общественного развития.
Вследствие всего этого становится очевидной
необходимость поиска средств, позволяющих
развивать творческое мышление - способность,
которой, пусть в разной степени, обладает
каждый человек.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абульханова К.А.
Деятельность и психология
личности. – М., 1980. –
240 с.
2.Выготский Л.С. Психология
искусства. – М., 1968.
– 195 с.
3. Дьюи Д. “Психология
и педагогика мышления”.
– М., 1997. – 208 с.
4. Митина Л.М. Учитель
как личность и профессионал.
– М., 1994. – 216 с.
5. Пономарев Я.А. Психология
творческого мышления.
– М., 1960. – 294 с.
6. Пономарев Я.А. Психология
творчества. – М., 1976.
– 302 с.
7. Пономарев Я.А. Психология
творчества и педагогика.
– М., 1976. – 295 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. -
М., 1940. – 339 с.
9. Смирнов С.Д. Педагогика
и психология высшего
образования. От деятельности
к личности. – М., 2001.
– 480 c.
10. MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon Режим доступа World
Wide Web. URL: http:/www.rsad.edu
11. Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная
активность как
проблема творчества.
Изд-во Ростов. Ун-та, 1983.
– 173 с.
Информация о работе Приёмы и способы развития творческого мышления