Применение психологического анамнеза в процессе изучения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:18, реферат

Описание

Анамнез — медицинский термин, греческого происхождения, бук¬вально означающий «воспоминание». Это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики.
Понятие «психологический анамнез» поначалу применялось в медицинской психологии. Представители данной отрасли психологической науки уже тогда выделяли «объективный» и «субъективный» анамнез. «Объективный» анамнез — получение сведений от окружающих больного людей.

Работа состоит из  1 файл

anamnez.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Многое может  дать получение анамнестических  данных у учителей, в т. ч. классного  руководителя. Сведения о проявлениях психики ребенка на разных возрастных этапах получить у одного учителя нельзя, так как на протяжении всего школьного периода ребенка учителя меняются.

 

 

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАМНЕЗ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Психологический анамнез предваряет применение тестовых и нетестовых методов психологической диагностики. Следует помнить, что данные анамнеза содержат в себе много субъективного, а потому являются лишь частичным источником для постановки диагноза. Вместе с тем ценность психологического анамнеза состоит в том, что в нем реализуется метод генетического (исторического) изучения психических фактов. Генетический метод является одним из интерпретационных. Согласно этому методу всякое психическое явление рассматривается как процесс, и исследователь пытается восстановить все моменты его диалектического развития, смену одного этапа другим. Одним словом, реализация этого принципа дает возможность представить изучаемый психологический факт в его конкретной истории.

Генетический  метод изучения психики находит свое конкретное проявление в реализации метода продольного (лонгитюдинального) изучения личности ребенка. С помощью этого метода развитие психики прослеживается на основе длительного, на протяжении ряда лет, изучения личности ребенка. Психологический анамнез как бы восстанавливает те этапы исторического развития школьника, которые имели место до момента встречи психолога с этим школьником и вместе с тем фиксирует информацию о наличном уровне развития ребенка.

Данные психологического анамнеза интерпретируются на основе психологической теории после чего вычленяются те еще не решенные проблемы познания личности,   которые можно разрешить с помощью других методов: анализа продуктов деятельности, наблюдения, эксперимента, психодиагностических тестов и др. На основе математической обработки всех материалов исследования, сопоставления данных, полученных различными методами, интерпретации всех найденных фактов формулируются выводы о диагнозе психических свойств личности исследуемого школьника.

Принципы  психологического анализа

Собрав анамнестические  данные о ребенке, необходимо их проанализировать, руководствуясь следующими принципами:

— раскрывать особенности  объективно существующих качеств и свойств ученика, опираясь на анализ его поведения и деятельности;

— рассматривать психические явления в их связях и отношениях на фоне личности в целом и в тесной связи с условиями ее формирования;

— видеть личность в развитии;

— искать причины  и мотивы поступков и действий, выявлять диалектику внешнего — внутреннего;

— выявлять лучшие, сильные стороны личности, на которые можно, опереться в процессе ее воспитания, и те слабые и отрицательные ее черты, которые следует преодолевать;

— определять своеобразие ее психики и опосредованность этого своеобразия условиями развития и воспитания.

 


Информация о работе Применение психологического анамнеза в процессе изучения детей