Проблема бессознательной области в психоанализе: определения, факты, интерпретации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Если упростить человеческую систему, то ее можно представить в виде двух областей — сознательной и бессознательной. Проблемы бессознательного (соотношение сознательного и бессознательного) занимают важное место в психологии. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Именно это деление дает возможность понять часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни человека.

Содержание

Введение 2
Проблема бессознательного в работах Зигмунда Фрейда 3
1.1. Цепочка: Инстинкт Эмоции Ощущения Желания 3
1.2. Мотивационная структура личности 6
1.3. Бессознательное как источник внутреннего конфликта 8
2. Бессознательное и психоанализ 11
3. Проблема бессознательного в теориях неофрейдизма 15
3.1. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга 15
3.2. Взгляды Эриха Фромма 17
4. Использование бессознательного в современных исследованиях 19
Заключение 22
ЛИТЕРАТУРА: 23
Определения 24

Работа состоит из  1 файл

К.р.психология2.docx

— 56.47 Кб (Скачать документ)

Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно”  и “сверх-Я”. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (т.к. это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “сверх-Я”.

Существуют защитные механизмы  – внутренние предохранители. Фрейд  выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются:

      • вытеснение (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств),
      • регрессия (возврат к пройденным стадиям развития),
      • рационализация (оправдание подсознательных побуждений),
      • идентификация себя с другим лицом (которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта),
      • проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов),
      • сублимация (переключение энергии).

Вытеснение является самым  неэффективным механизмом, так как  при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется  в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение “психопатологии обыденной жизни”, то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность  хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной  ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку  или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. Причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением “сверх-Я” хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает  другим те желания ичувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным  является механизм, который Фрейд  назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана  с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать  ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства и научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

  1. Бессознательное и психоанализ

 

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические  процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так  или иначе представлено практически  во всех психических процессах, свойствах  и состояниях человека. Есть бессознательные  ощущения, к которым относятся  ощущения равновесия, (мышечные ощущения). Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательная память —  это та память, которая связана  с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная  мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Третий тип бессознательных  явлений — те, о которых говорил  Фрейд, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы  человеческого сознания под влиянием цензуры. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод психоанализа.

Психоанализ (от греч. душа и разложение) – направление в психологии, основанное Фрейдом в конце XIX в. – первой трети XX в. Психоанализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии, культуры, искусства, науки, общественной жизни. В основе этих взглядов – теория бессознательного и полового влечения. Неосознаваемое проявляется в поведении и психике человека – в обмолвках, описках, сновидениях и т.д. Центральное положение психоанализа – существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Психоанализ видит главную  проблему в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании “Я”  своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд  видел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при  помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором  наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив  это место и устранив в нем  возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика.

Для обозначения самого глубокого  уровня психической жизни Фрейд  использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчеркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдаленном будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы пограничье между биологическим и психическим, тут совершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии “инвестируются” в определенные идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией желания.

Психоаналитическая теория считает, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных  влечений определяет динамику психической  жизни человека, в-третьих, что структура  психики, характер индивида и все  социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида. В основе лежат воззрения Фрейда и предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

В своей психотерапии Фрейд  исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Психоанализ — не толь вид  психотерапевтической и клинической  практики. Одновременно он является философским  учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “метапсихологии”, то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”. Эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблема бессознательного в теориях неофрейдизма

3.1. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга

 

Другое психосоциальное  учение, разработал видный деятель  психоаналитического движения, психоаналитик  и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.

Будучи уже известным  ученым, Юнг пришел к мысли о  том, что для изучения психики  личности может быть использован  метод ассоциаций (в частности, тесты  на ассоциацию слов). Юнг разработал технику “свободных ассоциаций”  и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования. Юнг, в частности, ввел в психоанализ  понятие “комплекс”, в том числе  и “комплекс Электры”, под которым  понималось врожденное эротическое  влечение девочки к отцу и связанное  с ним неприятие матери. Отвергнув  теорию сексуальности Фрейда, Юнг  предложил понимать под либидо психическую  энергию человека, определяющую интенсивность  психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

В исследовании “Метаморфозы и символы либидо”, он утверждал, что если удастся установить различие между объективным знанием и  эмоциональными оценками, тем самым  будет переброшен мост над пропастью, разделяющей античность и современность, выясниться, что Эдип еще не умер. Простейшие человеческие конфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени  и в пространстве. Лейтмотивом  всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и  конкретные исторические темы через  призму “бессознательной деятельности души современного человека”.

Согласно сложной концепции  Юнга, структура человеческой психики  состоит из четырех универсальных  элементов:

      • личного сознания,
      • коллективного сознания,
      • личного бессознательного,
      • коллективного бессознательного.

Под коллективным бессознательным  Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали  жизнь и мир, богов и человечески  существа”. “Коллективное бессознательное” представляет собой некое отражение  в душе индивида исторического опыта  всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

Информация о работе Проблема бессознательной области в психоанализе: определения, факты, интерпретации