Проблема гениальности. Эдвард Мунк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:39, реферат

Описание

Норвежец Эдвард Мунк, по праву считается пионером экспрессионизма в области живописи. В Европе еще в молодости, Мунк был признан создателем новой эпохи. Его живопись становится известной в 1890-х гг, но и последние работы норвежца постоянно привлекают огромное внимание, вдохновляя начинающих художников.

Работа состоит из  1 файл

Жизнь Эдварда Мунк1.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Жизнь и творчество Эдварда  Мунка. 

                «Я не могу представить  ничего более превратного  и ненаучного, как  выдумать нормального  человека и считать  болезненным всё  то, что уклоняется  от нормы. Мы  видели, что все  явления несомненных  умственных расстройств  создаются теми же психическими элементами, которые лежат в основе здоровой умственной деятельности, и что духовная жизнь великих людей, называемых гениями, также есть не что иное, как более интенсивное течение психических процессов обыкновенного человека» В. Гирш 
               

    Норвежец  Эдвард Мунк, по праву считается  пионером экспрессионизма в области  живописи. В Европе еще в молодости, Мунк был признан создателем новой  эпохи. Его живопись становится известной  в 1890-х гг, но и последние работы норвежца постоянно привлекают огромное внимание, вдохновляя начинающих художников.  

     Сам художник был молчаливый и нелюдимый, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, сомневающийся и  бескомпромиссный, - трудно сходился с  людьми. И хотя у него было достаточно много друзей, предпочитал одиночество и одновременно все-таки стремился быть среди них. Его картины полны странных и мистических образов, но живут они по законам реального мира, словно являются естественной его частью. Некоторые работы Мунка больше похожи на ночные кошмары, на некоторых запечатлены лишь виды природы. На самом деле именно природа всегда и была единственным предметом его творчества. Он вдохновлялся природой разных стран и отражал ее во всех ракурсах. На его картинах рождение новой жизни всегда имеет трагический оттенок, смерть же напротив, оборачивается рождением. Мастер прежде всего стремился передать через живопись своё внутреннее состояние — болезненную напряжённость, постоянный страх перед смертью, приводившие его к тяжёлым приступам депрессии. Пытаясь наполнить картины глубоким философским смыслом, Мунк нередко обращался к женским образам. Отношение к женщине — самая сложная и мучительная сторона личной и творческой жизни мастера. Он смотрел на женщину как на источник высшей земной красоты, которая в то же время несёт в мир грех, зло и разрушение.

    Эдвард  Мунк родился 12 декабря 1863 года в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Его отец, Кристиан Мунк - брат известного историка П. А. Мунка - служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги и был очень религиозным человеком. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет.

    Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова. В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал. Художник стал проявлять интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души (важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства - картины «Больной ребенок» (см. Приложение 1) и «Комната умирающего»). С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма. В 1885г Эдвард Мунк уехал учиться в Париж. В том же году он написал картину "Больной ребенок", которая явилась его первым серьезным творческим прорывом. Эта работа порывала прежнюю связь Мунка с реализмом, и традициями Кристиана Крога. Картина была написана художником о своей сестре. Перед ее написанием, Мунк долго искал мотив для первого впечатления, способного выразить личный болезненный опыт. Критика, последовавшая вслед за публичным представлением картины, носила ярко негативный оттенок.

    В 1889г он написал портрет лидера столичной богемы, Ханса Ёгера. Изображение  Мунком Егера, радикального анархиста, послужило поворотной точкой в жизни норвежского экспрессиониста, и в источнике его внутреннего вдохновения. В то время он начинает работать над большим проектом, который он продолжал в течение всей жизни. Целью Мунка, было представить правдивую жизнь человека с ее тоской и агонией - он хотел изобразить его собственную жизнь. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника – исследование человеческой души. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».

    Осенью 1889г Эдвард Мунк представил свою выставку в Кристиании, за что вскоре был награжден государственным грантом. Естественно, он отправляется в Париж. Пребывая во Франции, Мунк учился некоторое время у Л. Бонната, однако куда большее вдохновение он почерпнул из художественной жизни города. То время, в искусстве, было временем постимпрессионизма. Все это раскрепощающе повлияло на Эдварда Мунка. "Камера не может соревноваться с кистью и полотном", писал он "покуда их можно использовать на небесах и в аду". Осенью первого года жизни во Франции, пришло известие о смерти отца Мунка. В результате картину "Ночь", символизирующую одиночество и меланхолию, можно рассматривать как ответное состояние художника на постигшее его несчастье.

    Слава.

    Самым плодотворным из творческих периодов Мунка принято считать берлинский период. Примерно в 1892 году в  Берлине возник кружок писателей и художников, которые интересовались аномальными явлениями – спиритизмом, телепортацией, переселением душ. Члены кружка собирались в литературном кафе “Черный поросенок”. В группировку входили поэт Рихард Демель и критик Юлиус Мейер-Грефе, который в годы Первой мировой войны был взят в плен русской армией. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой – вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский. Он очень интересовался мистикой и оккультизмом. Но не внешняя атрибутика столоверчения и разговоров с духами  привлекала членов клуба. Они  детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и секреты творчества. “Музой” кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты узнаются в картине Мунка – “Мадонна” (см. Приложение 1). Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался “Хомо сапиенс”. Творчество представлено в романе как мучительный кошмар, а художник – как отрешенный от жизни человек. Эта книга получила широчайшее распространение в среде русской интеллигенции, о ней спорили до хрипоты и зачитывали ее до дыр. Книга стала настоящим литературным памятником. А берлинский период стал одним из самых плодотворных в жизни Мунка.

    Мунк  представляет выставку своих картин, куда были включены плоды его пребывания во Франции в Берлине. Выставка обернулась скандальным успехом. Респектабельная публика и мастера классической художественной школы, посчитали Мунка анархистом. Работа выставки была прекращена. Эти события принесли славу норвежскому художнику, а потому он решает остаться в Германии. Он вступает в общество литераторов, артистов и интеллектуалов, в котором было много представителей Скандинавии. Среди них были: норвежский скульптор Густав Вигеланд, датский писатель Хольгер Дракман, польский поэт Станислав Пржебежевски, германский историк Юлиус Мейер-Графе. Наиболее значимыми для Мунка, были встречи со шведским драматистом Аугюстом Стриндбергом. Они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию, сексуальность человека. 

    Картина «Крик»

    Картина “Крик” (см. Приложение 1), написанная в 1893 году, стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества. Революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны – все эти тяжелейшие испытания словно были предсказаны в картинах символистов, в которых столько бурь и гроз, мрачных туч и призраков. Одним из таких призраков и стал персонаж картины “Крик”.

    Созданию  полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный зрелищем кровавого неба.

    Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде  не было ничего мистического, так как  за несколько лет до написания  картины произошло извержение вулкана в Индонезии и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.

    Так или иначе, художник создал три варианта “Крика” – два холста и одну литографию. Все они получили широчайшую известность и репродуцировались множество раз. Особенно любят эту картину в Японии – стране, в искусстве которой так много внимания всегда уделялось теме ужасного и трагического.

    Несмотря  на то, что картина “Крик” ассоциируется  прежде всего с эпохой символизма, в США был снят фильм о маньяке–убийце, действовавшем в маске, имитирующей выражение лица мунковского призрака. Именно благодаря этому фильму название шедевра норвежской живописи стало широко известно в молодежной среде.   
 
 
 
 
 

    "Фриз  Жизни - Поэма о  Жизни, Любви и  Смерти"

    В декабре 1893г Мунк представил очередную  выставку своих работ, среди которых были шесть картин, положивших начало циклу "Фриз Жизни - Поэма о Жизни, Любви и Смерти". В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

    Он  задумал ее как "цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой линией берега - всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали". "Фриз жизни" включает такие картины, как "Поцелуй" (см. Приложение 1), "Барка юности", "Вампир", "Мадонна" и другие. Тема самой большой картины из этого цикла - мужчина и женщина в лесу, - может быть, несколько выпадает из общего тона других полотен, но она - необходимое звено в цепи. 

    Неудачный роман и начало исцеления.

    На  рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и, показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми. В его жизни начались запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Но настоящей  проблемой для него стал алкоголь, и вообще, психологический настрой  Эдварда Мунка оставлял желать лучшего. В конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора.

    Возвращение.

     С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала  он жил в Крагерё, - городок на юго-восточном побережье Норвегии. Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала ("Аула") столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г.

    В 1916г Мунк покупает собственность  Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь  в деревне - вот мотивы, которые  теперь изображает Мунк, использую  четкие и яркие краски. В Экели  художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках.

Информация о работе Проблема гениальности. Эдвард Мунк