Проблема личности в психологии. Человек, личность, ндивид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:38, контрольная работа

Описание

Тема личности человека, структуру её психологических свойств волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Рассматривая историю развития личности, мы не можем обойтись без анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами.

Содержание

1. Введение.
2. Проблема личности в психологии.
2.1. Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом.
2.2. Отечественные подходы к изучению проблемы личности в психологии.
3. Человек, личность, индивид.
4. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

контр по психологии.docx

— 39.82 Кб (Скачать документ)

План  работы:

  1. Введение.
  2. Проблема личности в психологии.
    1. Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом.
    2. Отечественные подходы к изучению проблемы личности в психологии.
  3. Человек, личность, индивид.
  4. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Ведение.

Тема личности человека, структуру её психологических  свойств волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться  в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и  запутанный мир человеческой психики.  
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.  
Рассматривая историю развития личности, мы не можем обойтись без анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: "Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека". Цель данной работы всестороннее рассмотрение личности, её структуры и психологических свойств.  
При написании работы автором был поставлен ряд задач:  
Во-первых, рассмотреть понятие личности и соотношение понятий "человек-индивид-личность"  
Во-вторых, раскрыть взаимосвязь биологических и социальных факторов в психологическом развитии  
В-третьих, изучить структуру психологических свойств личности.
 

  1. Проблема  личности в психологии.
 

Проблема личности приобрела в психологии особое значение. Если ещё два-три десятилетия назад она была одной из многих и далеко не самых важных проблем этой науки, то в последнее время она выделилась в особую дисциплину, называемую психологией личности. С решением этой проблемы связаны большие надежды и в смежных с психологией науках. Так, практически во всех инновационных проектах и программах в образовании говорится о личностно-ориентированной педагогике. Гуманизация в социальной сфере также связывается со всё большим вниманием к личности человека. Общественные идеалы в воспитании детей так или иначе сопряжены со всесторонним и гармоничным развитием личности ребёнка. Однако в теоретических основах самой психологии личности далеко не всё стало ясным. В настоящее время существует чрезвычайно большое многообразие трактовок понятия личности. За каждым определением этого понятия стоит особый исследовательский подход и своя теория личности. Можно сказать, что состоятельность той или иной общепсихологической теории определяется тем, насколько успешно она решает проблему личности.

Фундаментальные трудности, возникающие при разработке теоретических основ психологии личности, сопряжены с тем, что  личность уникальна. Некоторые исследователи  и в наше время разделяют позиции  описательной или понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, утверждавших, что психология никак не может  быть объяснительной наукой. Другая трудность  обусловлена тем, что человек  как личность внутренне свободен и именно поэтому несёт ответственность  за свои деяния. Традиционная психология является не психологией свободного действия и самоопределения личности, а психологией причинно-следственного  детерминизма. “Только решительный  выход за методологические пределы  традиционной детской психологии может  привести нас к исследованию того самого высшего психического синтеза, который с полным основанием должен быть назван личностью ребёнка”. Эти  слова Л.С. Выготского остаются руководящим  принципом и для современных  исследований в области психологии личности.

Способом существования  человека как личности является развитие. Развитие всегда есть саморазвитие. Вопрос, а что именно способно к развитию как внутренне самообусловленному движению, далеко не прост. Есть основания  считать, что такой системой, имеющей  в себе “входы” и “выходы”, потенциал  самодвижения, является человек как  личность. Однако логическое осмысление в системе понятий движения, являющегося  причиной самого себя, предполагает качественно  новый уровень методологии научного исследования. В этой связи можно  сказать, что вопрос о предмете и  методе психологии пока не получил  исчерпывающего решения. Продвижение  в этом вопросе связано с возможностью изучения человека как личности средствами науки.

Одним из первых исследователей проблем психологии личности был З. Фрейд. Область бессознательного представляет исключительный интерес  для психологии личности. Поэтому  на кафедре ведутся исследования, традиционно относимые к глубинной  психологии.

Возможность экспериментального изучения личности была показана К. Левиным  и его учениками. Изучение сотрудниками кафедры проблем психологии воли, в определенном смысле является продолжением исследования мотивационно-потребностной сферы личности, проводившегося когда-то К. Левиным.

Однако наиболее значимый вклад в методологию  экспериментальной психологии личности был сделан Л.С. Выготским. В учении о высших психических функциях он определил пути построения новой  неклассической науки. Культурно-историческая концепция является теоретической  платформой исследований кафедры. В  задачи кафедры психологии личности входит разработка актуальных проблем  этой области психологии и, в первую очередь, методологических основ экспериментальной  психологии личности.

Отличительной особенностью кафедры психологии личности является органичная связь осуществляемых на кафедре исследований с различными областями и отраслями психологической  науки и их включенность в самые  разные сферы психологической практики. Психология личности является, скорее, не особой областью, а особым аспектом и методологическим уровнем исследовательской  работы. Сотрудники кафедры психологии личности работают в тесном контакте и взаимодействии с другими кафедрами  и подразделениями института.

Общие закономерности психического развития и соответствующие  социальные условия всегда преломляются в индивидуально-неповторимом жизненном  пути сквозь призму самобытной индивидуальности, составляющей ядро личности. Поэтому  важнейшим направлением исследований кафедры является выявление психологических  условий и закономерностей раскрытия  индивидуальности человека, определение  типологии развития личности. Понятие  личности берется в максимально  полном объеме и сущностном определении  человека, включающем психологические, социальные и телесные характеристики его бытия.  

  1. Человек, личность, индивид.
 

Понятие личности. Соотношений понятий "Человек - индивид - личность".  
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых личностных качеств.  
Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.1  
По определению Р.С. Немова, личность - это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.  
Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.  
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.  
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями, такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз, но и психологическими свойствами: способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры: тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт.  
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся проце5сса становления личности и индивидуальности.  
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. 
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.  
В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности. 
Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психологическом развитии  
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.  
Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает  общественно - практическое и полноценное  в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом  жизни человека.  
С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто "считаться" с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.  
Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.  
Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.5  
Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: "Это у меня не получится",- испытывать всесторонне свои задатки.  
Поэтому развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.  
Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Информация о работе Проблема личности в психологии. Человек, личность, ндивид