Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:53, доклад
Проблема определения и использования на практике понятий «обучение», «воспитание» и «развитие» всегда существовала в педагогике. Актуальна она и в наши дни. Трактовки данных понятий по мере развития наук о человеке совершенствовались, уточнялись, видоизменялись, обретали статус междисциплинарных. Наиболее широко признано понимание обучения и воспитания в широком смысле как процессов целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков, а развития – как процесса количественных и качественных изменений личности.
Вариант 26
1.Соотношение понятий воспитания и обучения
Проблема определения
и использования на практике понятий
«обучение», «воспитание» и «развитие»
всегда существовала в педагогике.
Актуальна она и в наши дни.
Трактовки данных понятий по мере
развития наук о человеке совершенствовались,
уточнялись, видоизменялись, обретали
статус междисциплинарных. Наиболее широко
признано понимание обучения и воспитания
в широком смысле как процессов
целенаправленной передачи общественно-исторического
опыта, организация усвоения знаний,
умений и навыков, а развития –
как процесса количественных и качественных
изменений личности. Постепенно в
педагогике получило утверждение положение
о том, что значимо не столько
психическое развитие, развитие психофизиологических
процессов в организме
Основой для разработки педагогических
стратегий обучения и воспитания
становились философские и
Педагогические концепции
развивающего обучения можно условно
разделить на концепции, ориентированные
на психическое развитие, и концепции,
учитывающие личностное развитие. Специалисты
первого направления делят
Существуют концепции, ставящие в качестве ориентира организации учебной деятельности развитие личностных качеств. Развивающее обучение в этих концепциях понимается не только как интеллектуальное, но и как социальное, личностное развитие обучаемых. Одной из важнейших задач в обучении, согласно этой концепции, является обучение навыкам учебного сотрудничества. Отмечены и основные различия эмпирического и теоретического мышления. В этой концепции речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. В процессе ее осуществления человек идет от конкретного образа к формированию абстрактного понятия. При этом последующее теоретическое воспроизведение реального, конкретного как единства многообразия осуществляется обратным путем - движением мысли от абстрактного к конкретному. В концепции, отражающей методику совместного творчества, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей личности в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием внутреннего психологического покоя.
В практике обучения и в
теоретических исследованиях
Процесс развития личности касается развития способности человека к чему-либо. Это процесс поступательный, однонаправленный, знаменующий переход, движение от низшего к высшему (как прогрессивный путь развития, так и регрессивный). Развитие личности обеспечивается сферой активного воздействия человека на среду. Наталкиваясь на преграды, человек преодолевает их путем соответствующих усилий, в которых принимают участие творчески-поисковый, волевой, эмоциональный и другие сферы его личности.
Кроме того, человек постоянно сталкивается с массой нестандартных, нелинейных задач. Отсутствие в его опыте алгоритмов их решения обуславливает необходимость особых творческих усилий, сопровождающихся мобилизацией всех или какой-то части его психических функций. Проблема всегда составляет начало мыслительной деятельности. Следовательно, проблемность способствует развитию основных сфер личности.
Считается, что весь процесс обучения невозможно строить только из знаний, необходимо, чтобы преподаватель указывал на определенные связи в материале, что впоследствии становится предпосылкой для реализации сознательной активности творческой деятельности. Любая новая деятельность возможна только после того, как студенты овладели определенными знаниями об этой деятельности. Дидактика выделяет два основных компонента учебного процесса: 1) получение и обработка новой информации; 2) активная самостоятельная деятельность студента по выполнению задания.
Здесь самым сложным и предвещающим успех моментом является правильное определение степени участия в этом процессе самого преподавателя. Чрезмерные и понятные всем подсказки, «непомерное» по сложности для студента задание бесполезны. Преподаватель должен так спрогнозировать свою деятельность, чтобы основную работу выполнил сам студент. И если в процессе решения студент будет не только констатировать трудности, но и стремиться преодолеть их, то его способности и личностные качества будут развиваться более эффективно.
2. используемые в обучении методы
1. Метод
обобщенных правил, законов, аксиом.
Эти правила могут выглядеть
так: "Бросай противника в том
направлении, куда он Хорошо известно: чем больше опыта у борца, тем вероятнее; что у него хорошо развита интуиция и интуитивно сам находит правильное решение. Для накопления опыта применяются следующие методические приемы: 1. фиксация - разбор ситуаций вместе с борцом; 2. варьирование - моделирование ситуаций с возможным противником или нахождение тактических решений в определенной ситуации; 3. ограничение во времени. Процесс реализации тактического плана можно рассматривать как управление своими действиями в условиях быстрой смены ситуаций. Обучение и использование первого метода в основном осуществ-ляется на теоретических занятиях, роль и значение которых весьма важны. Так, А.Н.Ленц отмечал: "Теоретические занятия по совершенствованию тактики приносят очень большую пользу" (28, с. 72). Но тренеры больше полагаются на собственный опыт спортсменов. Поэтому как основное средство тактического совершенствования обучающихся выделяется условная схватка (5, 10, 28, 29, 32 и др.). Обуславливая схватки, тренер создает определенную тактическую обстановку и таким образом прививает ученику навыки решения тактических задач в ходе поединка (метод дифференцирования) (28). В дальнейшем они закрепляются в вольных схватках (28, 29, 30). Специфику тактических задач и их обусловленность каждый преподаватель определяет по-своему, в силу личного опыта. Это связано с тем, что не выявлена тактическая структура поединка в спортивной борьбе (21). Что касается второго и третьего метода формирования тактических действий, то их целесообразно применять с борцами высокой ква-лификации. Таким образом, в теории и практике спортивной борьбы сложилась парадоксальная ситуация: борцов обучают технике борьбы и не обучают по каким тактическим закономерностям проходит противоборство, т.е. сама борьба. Считается,
а это видно из мнений ведущих
специалистов, что обучающиеся сами
поймут и освоят эти закономерности
в учебных и соревновательных
схватках. Но данный процесс освоения,
протекая методом проб и ошибок,
характеризуется большой Положение, сложившееся в методике обучения ТТД в борьбе взрослых спортсменов, еще больше осложняется в работе с детьми. Тра-диционное обучение технике монотонно и скучно для детей, а обучение тактике для детей вообще не разработано. :) |
3.Педагогические понятия и их характеристики.
А)Цели обучения-2)Упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями.
Б)Метод обучения-3)Организующее и направляющее наччало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы.
В)Средства обучения-1)совокупность материальных, технических ,информационных ресурсов, используемых для обеспечения обучения.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — сознательно планируемые
его результаты, которые оказывают усваиваемые
знания, навыки, умения, развитие творческого
мышления, человечности и других качеств,
необходимых личности как субъекту общественной,
трудовой и семейной жизни. Гуманистическая психоло
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2.Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Пассивный метод
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
Интерактивный
метод (схема 3). Интерактивный («Inter»
- это взаимный, «act» - действовать) – означает
взаимодействовать, находиться в режиме
беседы, диалога с кем-либо. Другими словами,
в отличие от активных методов, интерактивные
ориентированы на более широкое взаимодействие
учеников не только с учителем, но и друг
с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения. Место учителя
в интерактивных уроках сводится к направлению
деятельности учащихся на достижение
целей урока. Учитель также разрабатывает
план урока (обычно, это интерактивные
упражнения и задания, в ходе выполнения которых
ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими
интерактивных уроков являются интерактивные
упражнения и задания, которые выполняются
учащимися. Важное отличие интерактивных
упражнений и заданий от обычных в том,
что выполняя их учащиеся не только и не
столько закрепляют уже изученный материал,
сколько изучают новый.