Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:40, реферат
Неспособность юношей и девушек достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности, или «ролевым смешением». Кризис идентичности есть ни что иное, как кризис социализации — необходимый этап перехода от мира детства к миру взрослых. Этот переход тем более драматичен, чем больше разница между этими двумя мирами. «Мир детства» чаще всего включает следующие характеристики и компоненты: свобода, естественность; спонтанность; открытость внешнему миру; беззаботность, безмятежность; уют, комфорт, удовольствие; эгоцентричность; поддержка и забота окружающих; зависимость от окружения; удивление, восторг; мечты, сон, иллюзии; замкнутость мира; ограниченность ролей.
Проблемы идентичности в современном мире
Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
Проблематика
идентичности переживает второе рождение
под действием глобального
Задача, с которой встречается человек в юношеском возрасте — пятой стадии в психосоциальном развитии личности, по Э.Эриксону, — состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе и интегрировать эти многочисленные образы и роли в единое «Я» [7: 366-368]. Достижение эго-идентичности, или «личной идентичности», есть главный итог юношеского возраста и необходимое условие для того, чтобы к определенному сроку (в среднем — 21 год) предстать перед миром и самим собой в новом качестве — в качестве взрослого человека.
Однако не всем удается пересечь официальный барьер в таком качестве. Процесс достижения эго-идентичности может быть успешным, а может сталкиваться с серьезными проблемами. Часть молодых людей и девушек в этом возрасте психологически не готовы к принятию роли взрослого. При этом многие из них испытывают сильный дискомфорт из-за несоответствия своего психологического состояния («психологического» возраста) той внутренней и внешней необходимости («биологического» и «паспортного» возраста), которая с неумолимостью времени и природных процессов обрушивается на человека. Этот дискомфорт, то есть ощущения, связанные с грядущим, могут быть настолько сильным, что заставляют человека думать о том, что он сошел с ума, что он умирает или что пришел конец света. И это, действительно, так, ведь нет больше того мира, который был до этого момента, и нет того человека, который жил до этого момента. Есть только масса недифференцированных и противоречивых ощущений и пугающее будущее.
Неспособность юношей и девушек достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности, или «ролевым смешением». Кризис идентичности есть ни что иное, как кризис социализации — необходимый этап перехода от мира детства к миру взрослых. Этот переход тем более драматичен, чем больше разница между этими двумя мирами. «Мир детства» чаще всего включает следующие характеристики и компоненты: свобода, естественность; спонтанность; открытость внешнему миру; беззаботность, безмятежность; уют, комфорт, удовольствие; эгоцентричность; поддержка и забота окружающих; зависимость от окружения; удивление, восторг; мечты, сон, иллюзии; замкнутость мира; ограниченность ролей. В «мире взрослых» человек, напротив, встречается со следующими особенностями: рамки, правила; рациональность; самоосознание, самонаблюдение; тревога, ответственность, бремя забот; борьба за существование; один из многих; относительное равнодушие; самостоятельное принятие решения; разочарование, скука; встреча с реальностью; открытость и бесконечность мира; разнообразие ролей.
Внешне кризис идентичности (или кризис социализации) проявляется чаще всего в неспособности человека выбрать свой жизненный путь и продолжить образование, в ощущении личностной несостоятельности и неприспособленности, в бесполезности и бесцельности своего существования. Многие при этом замыкаются, уходят от мира, ощущают одиночество, депрессию, апатию, иногда это достигает степени деперсонализации (чувства потери «Я») и даже суицидальных действий. Другие ведут себя более активно, они ищут себя в «альтернативном социуме»: религиозные секты, богема, бродяжничество, пробуют альтернативные формы брака и семьи. Третьи кидаются в сторону «негативной» идентичности — противоположной той, которую настойчиво предлагают им родители и сверстники; это проявляется в делинквентном и криминальном поведении, наркомании, алкоголизме и пр.
Особый компонент достижения эго-идентичности, на котором следует остановиться, — формирование гендерной идентичности, то есть осознание себя как представителя мира мужчин или мира женщин. В юношеском возрасте человек встречается с новыми ощущениями, в частности, он открывает свою сексуальность. «Первое познание пола, точнее, противоположности полов рождает растерянность, смятение, отчаяние и, во всяком случае, психологическое потрясение перед лицом новой, безграничной, высшей силы. Страх и кризис сопровождают восстание ранее неизвестных желаний» [6: 124]. Успешная интеграция сексуальности (новых чувств и поступков) приводит к формированию гендерной идентичности.
С формально-физиологической
точки зрения молодой человек
становится мужчиной, а девушка женщиной
после первой половой близости. Однако
всегда ли этого бывает достаточно
для обретения статуса «
В древности
существовали так называемые обряды
инициации («обряды посвящения», «обряды
перехода»), которые совершались
несколько раз на протяжении жизни
человека [1: 142-146]. Суть их заключалась
в том, что в результате выполнения
каких-либо действий инициируемый обретал
новый социальный статус. В частности,
мальчик становился мужчиной, а девочка
— женщиной. Мужчиной или женщиной
не в узко физиологическом плане,
как это поняли сексологи, обозначившие
первый половой контакт термином
«инициация» [5], а в плане принятия
на себя социальной (гендерной) роли мужчины
или женщины, то есть принятия всех
связанных с этой ролью прав и
обязанностей. Даже если одним из элементов
обряда могла быть, например, дефлорация
ритуальным камнем, это не означает,
что суть перехода от девушки к
женщине заключается
В разных
культурах обряд инициации
Постепенно этот обряд становился более ритуализированным. Жестокие формы трансформировались в более гуманные и менее опасные. Опасность и ее преодоление превратились в театрализованное представление, фольклор. В частности, по мнению В.Я.Проппа, исследовавшего устное народное творчество, волшебная сказка есть ни что иное, как метафорическое описание древнего обряда инициации . Главный герой этих сказок всегда встречается с опасностью, «бедой». Пройдя же это испытание, герой чудесным образом превращается. Иванушка-дурачек, например, становится церевичем.
Естественное
развитие общества привело к тому,
что в настоящее время обряд
инициации стал экзотической редкостью.
Однако, несмотря на то, что официально
этот обряд перестал быть повсеместным
явлением, потребность в нем отнюдь
не исчезла. Отчасти его функции
более или менее успешно
Помимо традиций существуют «неофициальные» пути (способы) обретения статуса «взрослого мужчины» или «взрослой женщины». Информацию о них можно почерпнуть буквально из нашей речи. Например, выражение «Армия — школа мужества» дает понять, что, если человек прошел военную службу, его можно с полным правом считать настоящим мужчиной, в противном случае его мужественность может ставиться под сомнение. Женщина, которая давно уже стала женщиной в физиологическом смысле, может почувствовать себя неполноценной, услышав фразу: «Вот когда родишь — тогда поймешь».
Первая
половая близость, служба в армии,
женитьба, замужество, роды, — все
эти пути определяются относительно
позитивными символами «
Ниже представлены мужская и женская гендерные модели — признаки «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» (по данным опроса юношей и девушек).я своего места в жизни.
Мужская модель |
Женская модель |
Агрессивное поведение (герой боевика), курение, алкоголь, криминальное поведение, вождение машины, первый половой контакт, поллюции, разговор о сексе, использование мата, жаргона, самостоятельный заработок, служба в армии, экстремальные ситуации, неподчинение взрослым (родителям) |
Внешние атрибуты женщин (косметика, одежда, прическа, походка), первая любовь, умение флиртовать, поклонники, мужское внимание, половой контакт с мужчиной, начало месячных, навыки приготовления пищи, ведение хозяйственных дел, рождение ребенка, замужество, вождение машины |
Таким образом,
несмотря на отсутствие официального
обряда инициации, необходимость в
нем вовсе не отпала. Достижение
эго-идентичности и ее центрального
компонента — гендерной идентичности
— требует поступков и
Один из универсальных путей достижения идентичности — испытание, своеобразный тест на зрелость, пройдя который молодой человек получает право встать на одну ступеньку с другими взрослыми людьми. В качестве такого испытания может, например, выступить психологический тренинг . Именно в тренинговой группе юноши и девушки могут испытать, «попробовать» себя, «примерить» различные позитивные формы поведения и, благодаря всему этому, обрести уверенность в своих силах и возможностях. Конечно, одна или даже несколько тренинговых сессий не могут исчерпывающим образом решить «проблему взросления». Но в любом случае, тренинг — это тот «сказочный лес», в который молодой человек может войти, повстречаться с различными трудностями, преодолеть их и выйти преображенным. А знания и опыт, полученные в тренинговой группе, подобны «сказочным волшебным помощникам», помогающим не заблудиться в сложном и незнакомом мире человеческих взаимоотношений.
Информация о работе Проблемы идентичности в современном мире