Проблемы психологии личности и общения в сказке "Золушка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:02, сочинение

Описание

Психологический портрет Золушки - это портрет "Стоика": с основным жизненным принципом - терпение, с второстепенным, саможертвующим отношением к себе, с типом личности, который сформировало окружение (в случае Золушки - это мачеха и её дочери), с принятием приоритетности других, с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе чувствами, с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для реализации своих желаний, с памятью, которая отказывается помнить всё то, что происходит и в результате бессмысленным прожиганием жизни.

Работа состоит из  1 файл

сочинение.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

ЦЕНТРАЛЬНОГО  БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №1

по дисциплине «Психология общения»

Тема «Проблемы психологии личности и общения в сказке золушка»

 

 

 

 

 

Подготовила:

 студентка  204 группы: Солопова А.А

Преподаватель: Г.С.Лапкина 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орёл, 2013

Сказка — произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который  наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может  понять по-разному… 

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Переход…. Как лучше написать???

С начала сказки героиня  Золушки предстает милой, общительной, сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой  девочкой, которая радуется жизни, своим  родителям, открыта окружающему  миру. Ребёнком, который может и  выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и взгляды. Она  значима и уважаема должным образом  своими родителями.

Можно сказать, что как ребенок, Золушка  играла и развивалась свободно, не ограничивая свой творческий потенциал  и способности, открыто выражала (пусть по-детски наивно) свои взгляды  на вещи. В этот момент её жизнь была интересной и наполненной смыслом. Рассматривая детство и семью  Золушки, можно предположить, что  условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как ещё  маленькой, но уже личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный удар судьбы - смерть мамы и в дальнейшем брак её отца на новой жене - злой мачехе коренным образом меняют жизнь Золушки, а в последствие и её личность подвергается изменениям.

Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь предполагать и фантазировать, так как в  сказке этот период её взросления коротко  описывается тяжелыми условиями (в  том числе бездействием и беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями. Повзрослевшая Золушка - это всё та же добрая, но без проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище "Золушка") и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали её сводные сёстры и мачеха.

И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала свою семью  и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли  уводят её далеко в свой идеальный  мир, в котором нет злобной  мачехи и её дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц.

Здесь просматривается идеалистическое  мышление Золушки, попытки день за днём, раз за разом забыть, не думать о  реально происходящем, о своём  страхе и неспособности что-либо менять. Лишь с большими усилиями она  делает то, что хочется. В ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крёстной, подъехав к замку, сомневается и  боится сделать так, как хочется - пойти на бал.

Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти (убежать), зайти в замок, и войдя  в бальный зал почувствовать  себя по-другому. И здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем такой, какая она есть. Да и ей самой  трудно в один миг принять исполнение своих желаний, ведь она отвыкла  от этого.

Проявление  слабой воли и самопожертвования  наглядно проявляется во время примерки хрустальной туфельки сёстрами. Здесь  Золушка собственноручно умело  одевает туфельку на ногу сестре, и  в этот момент отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из своего дома и реализовать  свои мечты.

Она делает так, как хочет её окружение, пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так  и хочется задать вопрос: "А, что  же дальше?

"И не услышав ответа, понимаешь бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно всё и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания феи-крёстной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки, обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль невесты принца.

Подводя итог выше сказанного, обращаясь к  типологии патологий личности профессора Дусавицкого А. К., можно сказать, что психологический портрет Золушки - это портрет "Стоика": с основным жизненным принципом - терпение, с второстепенным, саможертвующим отношением к себе, с типом личности, который сформировало окружение (в случае Золушки - это мачеха и её дочери), с принятием приоритетности других, с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе чувствами, с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для реализации своих желаний, с памятью, которая отказывается помнить всё то, что происходит и в результате бессмысленным прожиганием жизни. Подходя к концу истории о Золушке, веришь в то, что благодаря положительному воспитанию, полученному в раннем детстве, "волшебным" обстоятельствам, поддержки феи-крёстной, принца и, наконец, своим усилиям и целеустремлённому развитию, эта молодая девушка станет целостной личностью: творческой, с ярким проявлением достойного уважения к себе, реализующей свои желания, чувствующей и помнящей каждый момент своей осмысленной, целеустремленной жизни. 


Информация о работе Проблемы психологии личности и общения в сказке "Золушка"