Специфически
проявляется нарушение допустимых
норм поведения (netiquette), в том числе и языкового.
Возникают виртуальные конфликты. Любопытный
пример - письмо, отправленное одним из
пользователей в Общество любителей кошек
(Cat Lovers): "My girl-friend's cat has just died, and I don't
want to waste the meat. Does someone know the recipe for a roast cat?"
(пример, приведенный С. Барнс (Barnes, 2000)
во время дискуссии). Вербальное "хулиганство"
такого рода, содержащее в себе противоречие
между формой и содержанием, подобно компьютерному
вирусу, способно "взорвать" сообщество
изнутри. Члены сообщества вынуждены искать
новые формы борьбы с нарушителями. Интересно,
что наряду с вербальной реакцией или
исключением из конференции, действенным
средством оказывается бойкот - решение
не вступать с нарушителем в коммуникацию,
что тоже является своего рода коммуникацией.
Нельзя не остановиться
еще на одном аспекте - участии
языковой личности в виртуальной
межкультурной коммуникации (МК). Интернет
дает пользователю возможность пересекать
границы государств и культур. Происходит
интенсификация межкультурных контактов.
Если раньше для того, чтобы вступить
в МК, надо было путешествовать, то теперь
это можно сделать, пощелкивая мышкой
у себя дома. Имеет место эрозия
границ между массовой и межличностной
коммуникацией, интеллектуальный плюрализм,
сочетающийся с личным контролем
над коммуникацией.
Английский язык,
являющийся приоритетным в пространстве
Интернет, позволяет представителям
разных культур контактировать друг
с другом. С другой стороны, умышленно
или неумышленно английский язык
становится средством разрушения естественного
лингвистического разнообразия, что, возможно,
"представляет собой самый невосполнимый
экологический урон нашего времени"
(Steiner, 1975: 470).
Что есть языковая
личность в межкультурном общении?
Очевидно, статус личности различается
в зависимости от того, является
ли для нее язык коммуникации родным
или иностранным. Требуется определенный
уровень владения языком, необходимый
для адекватного выражения своего
"я". Перемещаясь в пространство
чужого языка, личность, как правило,
частично утрачивает свою идентичность.
Нужно время, чтобы "нащупать"
средства и формы самовыражения
в чужом культурно-языковом пространстве.
В связи с этим несомненный
приоритет в МК имеют носители
английского языка. Д.Кристал высказывает
опасение, что распространение английского
языка в мире может привести к возникновению
лингвистической элиты, которая сможет
использовать его в корыстных целях и
манипулировать другими людьми (Crystal, 1997:
12). По мнению М. Феттса, Интернет стал средством
иерархического распределения лингвистических
навыков и ресурсов как внутри одной нации,
так и между различными государствами
и языковыми системами. В результате проявилось
неравенство лингвистических систем и
поглощение одних языков другими. С его
точки зрения, языковая геостратегия должна
заключаться в очерчивании и защите каждым
конкретным языком определенной ниши
в глобальной лингвистической экосистеме
(Fettes, 2000b). Кроме того, специфика электронного
дискурса в неодинаковой степени приспособлена
для разных культур. Киберпространство
в большей степени приемлемо и комфортно
для индивидуалистских низкоконтекстных,
нежели коллективистских высококонтекстных
культур. Возникает потребность в адаптации
языковой личности к специфике виртуального
мира, вследствие чего происходят сдвиги
в культурно-языковых системах.
Как известно, знание
языка - недостаточное условие для
преодоления межкультурных различий.
Специалистам известны многочисленные
случаи, когда обнародование в
Интернете материалов, рассчитанных
на международную аудиторию, но не учитывающих
культурной специфики разных стран,
приводило к "взаимонепониманию",
обидам и конфликтам. При создании
вебстраниц, предназначенных для МК, приобретает
значение кодификация информации не только
в словах, но и в выборе цветов, визуальных
образов, звукового сопровождения и т.
д.
Подводя итоги,
отметим, что все сказанное выше
- это информация к размышлению, вопросы,
которые пока не имеют однозначных
ответов. Основная цель публикации - привлечь
внимание исследователей к научным
и нравственно-этическим проблемам,
связанным с развитием виртуального
мира.