Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования:
1) Изучение проблемы развития творческих способностей и развитие самостоятельности у учащихся, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности
в этом направлении педагога дополнительного образования.
2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей и самостоятельности
3) Использовать специальные приемы для развития творческих способностей и самостоятельности детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава I.Основы самостоятельности и творчества в обучении и развитие учащихся современной школы.
1.1 Самостоятельность и творчество учащихся, и ее развитие в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема……………………………
1.2 Содержание и структура самостоятельности и творчества детей в учебном процессе………………………………………………………………………….
Глава II.Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников.
2.1Пути формирование самостоятельности учащихся в учебном – воспитательном процессе…………………………………………………………
2.2Методы, приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников………………………………………………………
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать документ)

3. Основной тип занятий  – практикум. Каждый урок тема  начинается с постановки задачи  – характеристики образовательного  продукта, который предстоит создать  учащимся. Тема завершается выполнением  учащимися комплексной работы  по созданию интеллектуального  объекта (решение задачи, выполнение  упражнения, сочинение, перевод текста  и др.).

4. Проверочные задания  обеспечивают эффективную обратную  связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

5. Систематическое повторение  способствует более целостному  осмыслению изученного материала,  поскольку целенаправленное обращение  к изученным ранее темам позволяет  учащимся встраивать новые понятия  в систему уже освоенных знаний.

6. Индивидуальная учебная  деятельность сочетается с проектными  формами работы. Защита проектов  создаёт благоприятные предпосылки  для рефлексивной оценки проделанной  работы.

Самостоятельность учащихся в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача учителя состоит  в том, чтобы мотивировать учащихся на изучение темы. Один из путей –  привлечь их к процессу планирования своей образовательной деятельности. Это можно осуществить с помощью периодически проводимых в начале каждой большой темы вводных занятий, на которых педагог должен рассказать не только о содержании того, что будет изучено и о собственной работе, но и спланировать вместе с детьми их активность (формы самостоятельной работы, работы в микрогруппах, сроки и формы контроля, список дополнительной литературы и др.). Дети по окончании такого урока должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора ребенком должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).

Локальному проявлению самостоятельности  учащихся способствует продуманная  система домашних заданий. Они состоят  из двух частей: обязательной для исполнения и выполняемой по желанию. Задания должны быть подобраны таким образом, что результаты их выполнения можно использовать на уроках. С целью осознанного развития самостоятельности учащимся должно быть предложено включиться в проектную деятельность, которая может быть организована в рамках темы, на другом предмете, во внеурочной деятельности. Для самореализации также необходима определенная система конкурсов и выставок на школьном и других уровнях.

Представляется, что разработанные  рекомендации по развитию самостоятельности  учащихся в процессе обучения являются актуальными для применения в  условиях современной школы, так  как основываются на опыте передовых  педагогов и анализе современной  и классической научной педагогической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 методы,приемы и средства развития творческих способностей у современных школьников.       

Методы обучения — это  упорядоченные способы взаимосвязанной  деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем. Такой многоаспектный подход к определению методов обучения особое внимание обращает на формирование у школьников общих умений и навыков учебной деятельности, делает их активными участниками учебного процесса, заинтересованных в результатах учебного познания.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых  осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

- научности

- систематичности

- последовательности                             

- доступности

- наглядности

- активности

- прочности

 - индивидуального подхода                           

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в  игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет  собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку  в разной форме, и таким образом  знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены  примерно в порядке возрастания  сложности.

4. Задачи имеют очень  широкий диапазон трудностей. Поэтому  игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание  трудности задач - способствует  развитию творческих способностей.

6. Для эффективности развития  творческих способностей у детей  необходимо соблюдать условия:

- развитие способностей  нужно начинать с самого раннего  возраста;

- задания-ступеньки создают  условия, опережающие развитие  способностей;

- творческие игры должны  быть разнообразны по своему  содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

                                  Методы                                 


практические                                        наглядные

                                    словесные                                   

К практическим методам относятся  упражнения, игры, моделирование.

     Упражнения - многократное  повторение ребенком практических  и умственных заданных действий.

     Упражнения  подразделяются на конструктивные, подражательно-

исполнительские, творческие.

     Игровой метод  предполагает использование различных  компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

     Моделирование  - это процесс создания моделей  и их использования.

К наглядным методам относится  наблюдение - рассматривание рисунков, картин,просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все  эти методы должны сочетаться друг с другом.

Таким образом: поэтапное  выполнение работы, благотворно влияет на

эффективность развития творческих способностей у детей.

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.  

Воспитание активности, развития творчества и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Также основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

При этом самостоятельная  работа учащихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как  форму организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

Творчество является также является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Не смотря на то, что при обучении в школе детям в основном требуется овладевать иными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной.

Список источников и литературы: 

  1  Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2006.

  2  Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981. – 635 с.

  3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.

  4  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 74 с.

  5.. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Дрофа,2008

  6.   Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения /  М., 1961. – Вып.115. – 231с.

7 Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975. – 379 с.

8.. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе /М. В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 127с.

9. Козаков, В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение /В. А. Козаков. - Киев: Высшая школа, 1990. – 94с.

10. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения /Я. А. Коменский. Т.1. – М, 1939. - 656с.

11. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология: Пособие для институтов /Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1960. - 478с.

12. Лемберг, Р. Г. О самостоятельной работе учащихся /Р. Г. Лемберг //«Советская  педагогика». – 1962. -  №2. – с. 54.

13 Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 2005.

14 Орловский, В. Г. Методы совершенствования самостоятельной работы учащихся: Автореферат  кандидата педагогических наук /В. Г. Орловский. - М.: 1996. - 18с.

15. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.

16. Пономарева, З. Ф. Воспитание самостоятельности подростка в общественной деятельности /З. Ф. Пономарева. //Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Выпуск 6. Научные труды. Том 212. – Куйбышев, 1978. – 86с.

17. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений /К.Д. Ушинский. Т.6. – М., 1949. – 447 с.

18 Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Просвещение, 2002.

19 Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.Ф. Смирнова.  Т.3. – М, 1953. – 549 с.

 

 

 

 

 

         

            

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Процесс формирования самостоятельности и творчества в обучении и развитие школьников