Процесс воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:42, реферат

Описание

Процесс воспитания - сложная динамическая система. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени.

Работа состоит из  1 файл

Процесс воспитания.docx

— 12.79 Кб (Скачать документ)

Процесс воспитания - сложная динамическая система. Наиболее известны в современной теоретической  педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей  и задач, содержания воспитательного  процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени. 
 

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен  процесс:

• целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;

• формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной;

• мотивации, гармоничности  интеллектуальной, эмоциональной и  волевой сфер развития личности;

• приобщение школьников к общественным ценностям в области  науки, культуры, искусства;

• воспитание жизненной  позиции, соответствующей демократическим  преобразованиям общества, правам и  обязанностям личности;

• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

• организацию познавательной деятельности школьников, развивающей  индивидуальное и общественное сознание;

• организацию личностной и социально ценной, многообразной  деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

• развитие важнейшей  социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Следующая структура  основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий - последовательность этапов, через  которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач:

Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведений - важный этап процесса воспитания. Без  этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

Знания должны перейти  в убеждения - глубокое осознание  именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении  взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата.

Формирование чувств - важный компонент воспитательного  процесса. Только обостряя чувства  и опираясь на них, воспитатели достигают  правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Деятельность в  практике воспитания всегда сливается  сформированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре  воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Следующая структура  основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому  критерию - связи и зависимости  между компонентами, обеспечивающими  эффективность протекания процесса:

а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания;

б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности;

в) регулирование  межличностного общения и его  коррекция в процессе основных видов  деятельности воспитанников;

г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между  полученными и запланированными результатами, анализ достижений и  неудач.

В качестве критерия для выделения этапов воспитательного  процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда структура  будет выглядеть так:

• ознакомление с  общими нормами и требованиями;

• формирование отношений;

• формирование взглядов и убеждений;

• формирование общей  направленности личности.


Информация о работе Процесс воспитания