Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:23, контрольная работа
Первый педагог, с которым малыши встречаются в своей жизни, - это воспитатель дошкольного детского учреждения. Проходит несколько лет, и воспитатель передает ребенка в другие заботливые руки – учителя начальной школы. Проходят годы. Человек переходит из класса в класс, и все время рядом с ним его старший друг и наставник – учитель.
Учителя часто называют инженером душ человеческих, он должен обладать высоким профессиональным мастерством, так как «через его руки» проходят все будущие творцы. Поэтому педагог призван быть духовным наставником.
Введение________________________________________________3
1.Профессиограмма воспитатель___________________________4
2.Профессиограмма учитель_______________________________6
Заключение_____________________________________________10
Список литературы______________________________________11
Филиал негосударственного образовательного учреждения
высшего
профессионального
образования
Контрольная работа
по дисциплине
«Психология
труда»
Выполнила студентка группы | |
Специальности «Психология» | |
Научный руководитель |
2010
г.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Введение______________________
1.Профессиограмма
воспитатель___________________
2.Профессиограмма
учитель_______________________
Заключение____________________
Список литературы____________________
ВВЕДЕНИЕ
В течение всей своей жизни человек встречается с множеством людей, которые так или иначе оказывают на него влияние. Что же касается педагогов, то им по праву принадлежит первенство в формировании мировоззрения, человеческой личности. Именно они учат разбираться в окружающем мире, в сложных человеческих взаимоотношениях, помогают овладеть профессией, дают путевку в жизнь.
Первый педагог, с которым малыши встречаются в своей жизни, - это воспитатель дошкольного детского учреждения. Проходит несколько лет, и воспитатель передает ребенка в другие заботливые руки – учителя начальной школы. Проходят годы. Человек переходит из класса в класс, и все время рядом с ним его старший друг и наставник – учитель.
Учителя часто называют инженером душ человеческих, он должен обладать высоким профессиональным мастерством, так как «через его руки» проходят все будущие творцы. Поэтому педагог призван быть духовным наставником.
В
рамках данной работы будут рассмотрены
профессиограммы воспитателя и
учителя.
1.ПРОФЕССИОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬ
Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, сообразительность, мышление, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождения детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т.д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро - вечер). Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах.
Специальность
можно получить в педагогическом
колледже, училище, вузе. Обычно за время
учебы человек осваивает не только
профессию воспитателя, но и одну
дополнительную специализацию на выбор:
руководителя изобразительной деятельности,
физического воспитания, логопеда,
детского психолога, преподавателя
английского языка для
Воспитатель
должен иметь знания по педагогике,
психологии, основам безопасности жизнедеятельности,
оказанию первой помощи, этике и
эстетике, содержанию и принципам
организации дошкольного
Для
успешного овладения профессией
человек должен быть внимательным,
ответственным, отзывчивым, тактичным,
общительным, терпеливым, проявлять
склонность к работе с детьми. Желательно
иметь хорошую память, внимание,
высокие коммуникативные
Также
необходимы стрессоустойчивость, умение
контролировать свое поведение и
эмоции, крепкая нервная система:
работа воспитателя хотя и не сопровождается
повышенными физическими
Спрос
на воспитателей на рынке труда в
целом имеется, хотя в некоторых
регионах России трудоустройство может
вызвать сложности (это напрямую
зависит от демографической ситуации
– воспитатели требуются там,
где рождается много детей). Зарплата
у начинающих работников небольшая,
зависит от имеющегося образования
(высшее или среднее специальное),
стажа работы, дополнительных профессиональных
навыков (например, умения преподавать
детям иностранные языки). По мере
накопления опыта работы и повышения
профессионального статуса
Возможности
для карьерного роста небольшие:
повышение уровня образования, накопление
стажа работы отражаются на уровне
доходов, однако еще не обеспечивают
продвижение по служебной лестнице.
Есть шанс когда-либо занять место заведующего
детским садом или стать чиновником органов
управления образованием. Можно заняться
предпринимательством, например, создав
частный детский сад или развивающий центр
(такой бизнес к высокодоходному не относится,
зато обеспечивает стабильность).
2.ПРОФЕССИОГРАММА
УЧИТЕЛЬ
Учитель является специалистом, осуществляющим учебную и воспитательную работу в школах и учреждениях начального профессионального образования в соответствии с образовательными стандартами.
Основная профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение новой информации по своему предмету, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу учеников. Цель этого — не только собственно обучение, но и развитие, воспитание. Кроме того, учитель занимается проверкой работ учеников, подготовкой к урокам (понаблюдайте или вспомните работу хороших учителей — по любой теме у них есть заранее подготовленные пособия, набор индивидуальных заданий и т. п.), участвует в заседаниях педсоветов.
Как правило, он занимается и воспитательной работой (особенно если является классным руководителем) — проводит со школьниками различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками, готовится к родительским собраниям и проводит их.
В среднем непосредственно проведение уроков занимает лишь 50-60% его рабочего времени. Работают учителя, наряду со школами, гимназиями и лицеями, в учреждениях начального и среднего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы). Востребованы они и в учреждениях дополнительного образования: различных кружках, секциях и т. п.
На первый взгляд кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако, как показывает ряд исследований, в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «физиком», «историком» или «литератором». Зато велика специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников. В начальной школе он (или, гораздо чаще, она) — буквально «вторая мама», в первую очередь воспитывающая учеников и удовлетворяющая их эмоциональные потребности, а уже потом — передающая знания. К старшим же классам учитель становится, в первую очередь, информатором, и ученики вполне обоснованно ожидают, что он в первую очередь научит их, а уж потом будет воспитывать или заботиться об их эмоциональных потребностях.
В принципе, для работы учителем достаточно и среднего специального образования, однако в процессе трудоустройства предпочтение вполне обоснованно отдается людям с высшим педагогическим образованием (особенно в крупных городах). Подготовка этих специалистов включает основательное изучение той специальности, которую предстоит преподавать, а также обширного блока психолого-педагогических дисциплин. Иногда учителями становятся и люди с «классическим» университетским образованием. Довольно часто совмещаются 2-3 близкие специальности (например, биология с химией или физика с математикой).
Существенно отличается подготовка учителей для начальной школы: основное внимание уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми, но какие-либо другие области наук особо глубоко не изучаются, вместо этого предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе (не зря говорят, что Учитель с большой буквы — это не просто профессия, а призвание человека).
В
целом, спрос на учителей на рынке
труда несколько превышает
Уровень доходов учителей в России невысок, в среднем около половины от зарплаты в промышленности (в большинстве цивилизованных стран их доход примерно равен средней зарплате в промышленности, однако особо высокооплачиваемыми работниками они не являются нигде). Относительно неплохо зарабатывают те, кто занимается репетиторством, особенно если оно направлено на подготовку к поступлению в конкретные вузы.
В
пользу учительской профессии
Словосочетание
«карьера учителя» не очень привычно
в русском языке. Перспективы
карьерного роста этих специалистов
связаны, прежде всего, с повышением
уровня своего педагогического мастерства,
победой в конкурсах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, который решил овладеть ею. Формирование личности человека, обучение его основам наук, помощь в овладении опытом предшествующих поколений требуют от воспитателя и учителя специальных знаний, определенных человеческих качеств, терпения и настойчивости.
Хороший,
высококвалифицированный