Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:06, реферат
Профессиональная культура - интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
Профессиональная культура
Профессиональная культура - интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
Обладателя профессиональной
культуры часто называют профессионалом,
подразумевая человека высокой квалификации
и мастерства. Нередко для оценки профессиональной
культуры специалиста используют термин
«профессионализм». На первый взгляд,
понятия «профессионализм» и «профессиональная
культура» можно рассматривать как равноценные
при характеристике трудовой деятельности
субъекта, владеющего комплексом специальных
теоретических знаний и практических
навыков. Вместе с тем между этими понятиями
имеется существенное различие. На наш
взгляд, следует согласиться с утверждением,
что понятие «профессионализм» раскрывает
преимущественно технологическую, функциональную
сторону любой деятельности, выступая
как итог и своего рода критерий деятельности.
Профессиональная культура есть способ
и одновременно оценка деятельности. Включая
в себя содержательную область профессионализма,
она отражает и сам процесс приобретения
профессионализма. Культурный компонент
определяет уровень развития самого субъекта
деятельности, его личностно-деловые качества.
В своем единстве понятия «культура» и
«профессионализм» отражают многоаспектность
и динамичность профессиональной культуры
как социального феномена [10, с. 86]. Профессиональная
культура включает в себя совокупность
специальных теоретических знаний и практических
умений, связанных с конкретным видом
труда. Степень владения профессиональной
культурой выражается в квалификации,
которую условно можно разделить на формальную,
удостоверяемую сертификатом об окончании
определенного учебного учреждения и
подразумевающую систему необходимых
для данной профессии теоретических знаний,
и реальную, получаемую после нескольких
лет работы в данной области, включающую
совокупность практических навыков и
умений, т.е. профессиональный опыт [6, c.
256], который, с нашей точки зрения, и является
неотъемлемой частью профессиональной
культуры специалиста.
Сущность профессиональной культуры на
личностном уровне, как справедливо отмечает
П.В. Кузьмин, выражается мерой освоения
необходимых профессиональных знаний,
навыков и умений, профессионального опыта,
степенью интеграции профессиональных
и социальных качеств личности; способностью
применять совокупность наиболее рациональных
способов, приемов работы в различных
ситуациях, складывающихся в процессе
деятельности и обеспечивающих ее высокую
эффективность. В своем реальном функционировании
профессиональная культура личности выступает
прежде всего как совокупность конкретных
социально-значимых профессиональных
действий.
Профессиональная культура, по мнению
Кузьмина, разделена, условно говоря, на
две сферы: духовную и деятельностно-поведенческую.
Духовная сторона, представляющая диалектическое
единство профессионально-идеоло-
Если судить с позиций классической англосаксонской
социологии профессий, профессиональная
культура формируется из людей, «которые
обладают высоким статусом, материальным
достатком и вузовским дипломом по соответствующей
специальности, состоят в профессиональной
ассоциации, имеющей властные полномочия,
например, выдавать лицензию на ведение
практики или лишать ее» [2, c. 13]. С нашей
точки зрения, это определение или взгляд
весьма узки, так как отсекают массу профессиональных
сообществ, которые обладают профессиональной
культурой.
Мы, говоря о профессиональной культуре,
будем придерживаться более широких характеристик,
таких как знания по специальности, в которой
работает профессионал, имеет навыки,
атрибуты и поведение, принятое в данном
сообществе. Кроме того, в зарубежной литературе
термин «профессиональная культура» зачастую
подменяется понятием «идентификации
личности и профессии» (Э. Ро, Д. Сьюпер)
и означает слияние жизни профессионала
с его деятельностью, при котором приобретенные
им качества и свойства начинают проявляться
во всех других сферах его жизнедеятельности
и определяют его отношение к действительности.
Итогом идентификации личности становится
формирование профессионального типа
личности [11, c. 260].
Профессиональная идентичность в советском
обществе разделялась по признаку пола,
существовали «истинно» женские профессии
и мужские, но кризис 90-х годов прошлого
века изменил ситуацию. Многие профессионалы,
имея в своем багаже профессиональное
образование, выстроенную карьеру, сформированные
навыки, профессиональный опыт, связи,
вынуждены были отказаться от профессии,
а другие продолжили следовать профессии,
несмотря ни на что. Профессиональная
самореализация была оттеснена необходимостью
выживания [12, c. 260]. В профессиональном
плане огромное значение приобретает
мотивация, по мнению ряда учёных, это
основной компонент сохранения профессиональной
идентичности.
Известно, что процесс взаимодействия
личности и профессии в широком смысле
является двусторонним. Формируясь в деятельности,
приобретая свойственные представителям
той или иной профессиональной группы,
общности принципиальные черты, качества
и свойства, личность оказывает преобразующее
воздействие на саму деятельность. «Строя»
себя, человек строит и профессиональную
среду, делает вклад в развитие самой профессии
[11, c. 29]. Специалист-профессионал обладает
«беспокойным» характером в плане стремления
к использованию нестандартных, эффективных
мер, средств и методов в работе. Эта личность
– «исключение из правил», ориентированная
на кардинальные изменения выработанных,
традиционных подходов в деятельности
[1]. Известно, что объективность в оценке
профессионализма личности и деятельности
возможна при наличии и использовании
различных параметров. К ним можно отнести:
показатель владения практическим контролем
и самоконтролем результативности, показатель
профессионального сознания и самосознания,
адекватности поведения в различных «производственных»
ситуациях. Умение анализировать себя,
свои действия и поступки, осознавать
результаты, успехи, недостатки и неудачи
– необходимый компонент наличия профессионализма
личности и ее деятельности. В ряде зарубежных
исследований особое значение придается
такому показателю профессионализма,
как профессиональная объективность и
нейтралитет. Особенно это касается профессий,
относящихся к системе «человек – человек».
Профессионализм в данном случае заключается
в умении сохранять баланс контролируемого
эмоционального включения в практическую
ситуацию. Рассматриваемые показатели
профессионализма личности и деятельности
носят элементы технологий и, следовательно,
не являются объективно полными и исчерпывающими.
Данные показатели лишь приближают нас
к пониманию эталонной «идеальной» модели
специалиста-профессионала.
Профессионализм – особое свойство людей
систематически, эффективно и надежно
выполнять сложную деятельность в самых
разнообразных условиях. В понятии «профессионализм»
отражается такая степень овладения человеком
психологической структурой профессиональной
деятельности, которая соответствует
существующим в обществе стандартам и
объективным требованиям. Профессионализм
рассматривается в качестве интегральной
характеристики человека-профессионала.
Профессионализм человека – это не только
достижение им высоких производственных
показателей, но и особенности его профессиональной
мотивации, система его устремлений, ценностных
ориентаций, смысла труда для самого человека
[4, c. 154].
Категория «профессионализм» довольно
часто используется в исследовательской
литературе по проблемам профессий и профессиональной
деятельности. В одних работах дается
определение этого понятия, в других его
предметный смысл вытекает из контекста.
На основе анализа литературы можно выделить
следующие группы определений профессионализма:
1. Социологическое (деятельностное) определение:
профессионализация как профессиональная
реализация. Профессионализация рассматривается
как принадлежность к определенному профессиональному
сообществу, одна из форм самореализации
человека в ходе его профессиональной
деятельности, т.е. профессионализация
в данном случае отождествляется с самим
процессом профессиональной деятельности
[12, c. 258].
2. Социологическое (стратификационное)
определение: профессионализация как
обретение социального статуса через
профессию. В рамках данного определения
профессионализация понимается как «процесс,
посредством которого должность влечет
претензию на статус и, следовательно,
вознаграждение и привилегии профессии»
[3, c. 104].
Обобщая эти определения, можно сделать
вывод о том, что профессиональная культура
представляет собой процесс овладения
необходимыми профессиональными знаниями,
умениями и навыками, адаптацию к профессиональной
среде. Профессионализм есть результат
этого процесса, показатель успешности
его осуществления, качественная характеристика
специалиста. Можно сказать, что профессионализм
выступает и как некая социальная перспектива,
которая в той или иной мере доступна каждому
специалисту.
Согласно Е.А. Климову, профессионализм
– это особое психологическое состояние
личности: «профессионализм мы будем понимать
не просто как высший уровень знаний и
результаты человека в данной области
деятельности, а как определенную системную
организацию сознания, психики человека…»
[5, c. 17]. Особое место в профессионализме
занимает операциональный набор профессиональных
ценностей, этический кодекс, диктующий
правила поведения, с которыми представители
профессии обязаны соотносить свои действия,
чтобы оставаться профессионалами и быть
достойными представителями профессионального
сообщества. Н. Смелзер понятие «профессионал»
считает идентичным термину «специалист»:
«термин "профессионал" означает,
что человек знает и любит свое дело. Все
профессионалы <…> придерживаются
определенных принципов… Многие профессионалы
имеют высокий статус, преданы своему
делу и чувствуют удовлетворение от работы.
Полупрофессионалы… имеют "промежуточный"
статус и могут иметь некоторый дискомфорт
на работе» [9, c. 511].
Д. Сьюпер, говоря о профессионализме,
выделял такое понятие, как «профессиональная
зрелость», понимаемая им как соответствие
поведения личности задачам профессионального
развития, т.е. каждый человек, характеризуемый
способностями, интересами и свойствами
личности, подходит для целого ряда профессий
[11, c. 29].
В последние годы на фоне экономической
и политической стабилизации российского
общества прослеживается определенная
динамика в развитии трудовых и профессиональных
отношений, постепенно восполняются пробелы
в системе ценностных ориентаций личности.
В современной России в трудовой мотивации
личности устойчивую тенденцию получает
стремление к профессиональному совершенствованию
и профессиональному росту. Слова «профессионал»
и «профессиональный», как правило, используются
как что-то интуитивно ясное: «Он настоящий
профессионал!» или: «Это действительно
профессиональная работа!». Этим подчеркивается
ценность профессионализма, что влечет
за собой непременное уважение к его носителю,
независимо от области профессиональной
деятельности. Однако те же термины, примененные
к киллеру или работнице коммерческого
секса, звучат уже двусмысленно, заставляя
усомниться в абсолютной ценности профессионализма.
Современная профессиональная культура
развивается в условиях возрастания внимания
общества к этике, в том числе – и к профессиональной.
В ХХ веке на смену этике свободы и справедливости
приходит этика ответственности. Одной
из важнейших движущих сил социальной
динамики становится профессионализм
как сложное, многоаспектное явление,
предполагающее усиление социальной активности
личности и повышение степени ее ответственности
как за собственную судьбу, так и за эффективность
экономических процессов в обществе.
Профессионализм – приоритетный фактор
созидательного и прогрессирующего развития
любого общественного организма и современной
цивилизации в целом. В качестве основного
принципа трудовой деятельности выдвигается
необходимость постоянного обновления
знаний и освоения новых профессий. В числе
наиболее востребованных качеств работника
выделяются широкий профессиональный
профиль, динамизм, творчество, способность
к грамотной оценке, социальная ответственность.
Будучи важнейшей социальной характеристикой
личности и качества человеческой трудовой
деятельности, профессионализм представляет
собой не только психологическую и этическую,
но, главным образом, социальную проблему.
Профессиональное развитие личности не
сводится лишь к совершенствованию ее
внутренних психологических структур:
профессионализация личности является
неотъемлемой составной частью ее социального
и культурного развития. Практическое
решение вопросов профессионализма и
профессионального развития человека
во многом зависит от возможностей философского
осмысления этих проблем, изучение которых
для отечественной социальной науки приобретает
особую значимость [7, c. 19].
В то же время проблемы профессионализма
как социального феномена недостаточно
изучены в современной социологической
литературе. Несмотря на то, что термины
«профессионализм» и «профессионал» сегодня
являются общеупотребительными, а выражение
«Будущее за профессионалами» стало ходовым
в общественно-политической лексике, специальных
работ, посвященных комплексному теоретическому
и историческому анализу этого явления
практически нет. В немногочисленных социологических
работах рассматриваются лишь некоторые
аспекты становления и развития профессионализма
в конкретных видах трудовой деятельности.
Профессионализм в целом до сих пор не
становился предметом специального систематического
социологического исследования.
Следует отметить и другой немаловажный
аспект данной работы, связанный с тем,
что всестороннее междисциплинарное исследование
профессионализма как социального и культурного
феномена является предпосылкой и необходимым
условием формирования программ развития
данной тематики, что отвечает насущным
исследовательским задачам социологии.
Культура Профессиональная
- социологическая категория, характеризующая социально-профессио-нальное ка
Профессиональная культура
Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.
В принципе, ею должен
обладать каждый, кто занят оплачиваемой
работой, неважно, в общественном или
частном секторе. Профессиональная
культура включает совокупность специальных
теоретических знаний и практических
умений, связанных с конкретным видом
труда. Степень владения профессиональной
культурой выражается в квалификации
и квалификационном разряде. Необходимо
различать а) формальную квалификацию,
которая удостоверяется сертификатом
(диплом, аттестат, удостоверение) об окончании
определенного учебного учреждения
и подразумевает систему