Профессиональная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:06, реферат

Описание

Профессиональная культура - интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Работа состоит из  1 файл

Профессиональная культура.docx

— 26.06 Кб (Скачать документ)

Профессиональная  культура

Профессиональная  культура - интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Обладателя профессиональной культуры часто называют профессионалом, подразумевая человека высокой квалификации и мастерства. Нередко для оценки профессиональной культуры специалиста используют термин «профессионализм». На первый взгляд, понятия «профессионализм» и «профессиональная культура» можно рассматривать как равноценные при характеристике трудовой деятельности субъекта, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков. Вместе с тем между этими понятиями имеется существенное различие. На наш взгляд, следует согласиться с утверждением, что понятие «профессионализм» раскрывает преимущественно технологическую, функциональную сторону любой деятельности, выступая как итог и своего рода критерий деятельности. Профессиональная культура есть способ и одновременно оценка деятельности. Включая в себя содержательную область профессионализма, она отражает и сам процесс приобретения профессионализма. Культурный компонент определяет уровень развития самого субъекта деятельности, его личностно-деловые качества. В своем единстве понятия «культура» и «профессионализм» отражают многоаспектность и динамичность профессиональной культуры как социального феномена [10, с. 86]. Профессиональная культура включает в себя совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации, которую условно можно разделить на формальную, удостоверяемую сертификатом об окончании определенного учебного учреждения и подразумевающую систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, и реальную, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт [6, c. 256], который, с нашей точки зрения, и является неотъемлемой частью профессиональной культуры специалиста.   
Сущность профессиональной культуры на личностном уровне, как справедливо отмечает П.В. Кузьмин, выражается мерой освоения необходимых  профессиональных знаний, навыков и умений, профессионального опыта, степенью интеграции профессиональных и социальных качеств личности; способностью применять совокупность наиболее рациональных способов, приемов работы в различных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность. В своем реальном функционировании профессиональная культура личности выступает прежде всего как совокупность конкретных социально-значимых профессиональных действий.  
Профессиональная культура, по мнению Кузьмина, разделена, условно говоря, на две сферы: духовную и деятельностно-поведенческую. Духовная сторона, представляющая диалектическое единство профессионально-идеоло-гического и психологического компонентов, включает в себя систему профессиональных знаний, убеждений, культуру профессионального мышления, профессиональные потребности, чувства, волевую готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Деятельностно-поведенческая сторона объединяет профессионально-целесообразные способы деятельности и  культуру поведения [8, c. 27].   
Если судить с позиций классической англосаксонской социологии профессий, профессиональная культура формируется из  людей, «которые обладают высоким статусом, материальным достатком и вузовским дипломом по соответствующей специальности, состоят в профессиональной ассоциации, имеющей властные полномочия, например, выдавать лицензию на ведение практики или лишать ее» [2, c. 13]. С нашей точки зрения, это определение или взгляд весьма узки, так как отсекают массу профессиональных сообществ, которые обладают профессиональной культурой.  
Мы, говоря о профессиональной культуре, будем придерживаться более широких характеристик, таких как знания по специальности, в которой работает профессионал, имеет навыки, атрибуты и поведение, принятое в данном сообществе. Кроме того, в зарубежной  литературе термин «профессиональная культура» зачастую подменяется понятием «идентификации личности и профессии» (Э. Ро, Д. Сьюпер) и означает слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им качества и свойства начинают проявляться во всех других сферах его жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Итогом идентификации личности становится формирование профессионального типа личности [11, c. 260].  
Профессиональная идентичность в советском обществе разделялась по признаку пола, существовали «истинно» женские профессии и мужские, но кризис 90-х годов прошлого века изменил ситуацию. Многие профессионалы, имея в своем багаже профессиональное образование, выстроенную карьеру, сформированные  навыки, профессиональный опыт, связи, вынуждены были отказаться от профессии, а другие продолжили следовать профессии, несмотря ни на что. Профессиональная самореализация была оттеснена необходимостью выживания [12, c. 260]. В профессиональном плане огромное значение приобретает мотивация, по мнению ряда учёных, это основной компонент сохранения профессиональной идентичности.  
Известно, что процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной профессиональной группы, общности принципиальные черты, качества и свойства, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. «Строя» себя, человек строит и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии [11, c. 29]. Специалист-профессионал обладает «беспокойным» характером в плане стремления к использованию нестандартных, эффективных мер, средств и методов в работе. Эта личность – «исключение из правил», ориентированная на кардинальные изменения выработанных, традиционных подходов в деятельности [1]. Известно, что объективность в оценке профессионализма личности и деятельности возможна при наличии и использовании различных параметров. К ним можно отнести: показатель владения практическим контролем и самоконтролем результативности, показатель профессионального сознания и самосознания, адекватности поведения в различных «производственных» ситуациях. Умение анализировать себя, свои действия и поступки, осознавать результаты, успехи, недостатки и неудачи – необходимый компонент наличия профессионализма личности и ее деятельности. В ряде зарубежных исследований особое значение придается такому показателю профессионализма, как профессиональная объективность и нейтралитет. Особенно это касается профессий, относящихся к системе «человек – человек». Профессионализм в данном случае заключается в умении сохранять баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию. Рассматриваемые показатели профессионализма личности и деятельности носят элементы технологий и, следовательно, не являются объективно полными и исчерпывающими. Данные показатели лишь приближают нас к пониманию эталонной «идеальной» модели специалиста-профессионала.  
Профессионализм – особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека [4, c. 154]. 
Категория «профессионализм» довольно часто используется в исследовательской литературе по проблемам профессий и профессиональной деятельности. В одних работах дается определение этого понятия, в других его предметный смысл вытекает из контекста. На основе анализа литературы можно выделить следующие группы определений профессионализма: 
1. Социологическое (деятельностное) определение: профессионализация как профессиональная реализация. Профессионализация рассматривается как принадлежность к определенному профессиональному сообществу, одна из форм самореализации человека в ходе его профессиональной деятельности, т.е. профессионализация в данном случае отождествляется с самим  процессом профессиональной деятельности [12, c. 258].  
2. Социологическое (стратификационное) определение: профессионализация как обретение социального статуса через профессию. В рамках данного определения профессионализация понимается как «процесс, посредством которого должность влечет претензию на статус и, следовательно, вознаграждение и привилегии профессии» [3, c. 104].  
Обобщая эти определения, можно сделать вывод о том, что  профессиональная культура представляет собой процесс овладения  необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде. Профессионализм есть результат этого процесса, показатель успешности его осуществления, качественная характеристика специалиста. Можно сказать, что профессионализм выступает и как некая социальная перспектива, которая в той или иной мере доступна каждому специалисту.  
Согласно Е.А. Климову, профессионализм – это особое психологическое состояние личности: «профессионализм мы будем понимать не просто как высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека…» [5, c. 17]. Особое место в профессионализме занимает операциональный набор профессиональных ценностей, этический кодекс, диктующий правила поведения, с которыми представители профессии обязаны соотносить свои действия, чтобы оставаться профессионалами и быть достойными представителями профессионального сообщества. Н. Смелзер понятие «профессионал» считает идентичным термину «специалист»: «термин "профессионал" означает, что человек знает и любит свое дело. Все профессионалы <…> придерживаются определенных принципов… Многие профессионалы имеют высокий статус, преданы своему делу и чувствуют удовлетворение от работы. Полупрофессионалы… имеют "промежуточный" статус и могут иметь некоторый дискомфорт на работе» [9, c. 511]. 
Д. Сьюпер, говоря о профессионализме, выделял такое понятие, как «профессиональная зрелость», понимаемая им как соответствие поведения личности задачам профессионального развития, т.е. каждый человек, характеризуемый способностями, интересами и свойствами личности, подходит для целого ряда профессий [11, c. 29].   
В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества прослеживается определенная динамика в развитии трудовых и профессиональных отношений, постепенно восполняются пробелы в системе ценностных ориентаций личности. В современной России в трудовой мотивации личности устойчивую тенденцию получает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Слова «профессионал» и «профессиональный», как правило, используются как что-то интуитивно ясное: «Он настоящий профессионал!» или: «Это действительно профессиональная работа!». Этим подчеркивается ценность профессионализма, что влечет за собой непременное уважение к его носителю, независимо от области профессиональной деятельности. Однако те же термины, примененные к киллеру или работнице коммерческого секса, звучат уже двусмысленно, заставляя усомниться в абсолютной ценности профессионализма. 
Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к этике, в том числе – и к профессиональной. В ХХ веке на смену этике свободы и справедливости приходит этика ответственности. Одной из важнейших движущих сил социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и повышение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за эффективность экономических процессов в обществе. 
Профессионализм – приоритетный фактор созидательного и прогрессирующего развития любого общественного организма и современной цивилизации в целом. В качестве основного принципа трудовой деятельности выдвигается необходимость постоянного обновления знаний и освоения новых профессий. В числе наиболее востребованных качеств работника выделяются широкий профессиональный профиль, динамизм, творчество, способность к грамотной оценке, социальная ответственность. Будучи важнейшей социальной характеристикой личности и качества человеческой трудовой деятельности, профессионализм представляет собой не только психологическую и этическую, но, главным образом, социальную проблему. Профессиональное развитие личности не сводится лишь к совершенствованию ее внутренних психологических структур: профессионализация личности является неотъемлемой составной частью ее социального и культурного развития. Практическое решение вопросов профессионализма и профессионального развития человека во многом зависит от возможностей философского осмысления этих проблем, изучение которых для отечественной социальной науки приобретает особую значимость [7, c. 19]. 
В то же время проблемы профессионализма как социального феномена недостаточно изучены в современной социологической литературе. Несмотря на то, что термины «профессионализм» и «профессионал» сегодня являются общеупотребительными, а выражение «Будущее за профессионалами» стало ходовым в общественно-политической лексике, специальных работ, посвященных комплексному теоретическому и историческому анализу этого явления практически нет. В немногочисленных  социологических работах рассматриваются лишь некоторые аспекты становления и развития профессионализма в конкретных видах трудовой деятельности. Профессионализм в целом до сих пор не становился предметом специального систематического социологического исследования. 
Следует отметить и другой немаловажный аспект данной работы, связанный с тем, что всестороннее междисциплинарное исследование профессионализма как социального и культурного феномена является предпосылкой и необходимым условием формирования программ развития данной тематики, что отвечает насущным исследовательским задачам социологии.
 
 
 
 

Культура Профессиональная

- социологическая категория,  характеризующая социально-профессио-нальное качество  субъекта труда.  К.П. представляет собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технического и социального прогресса,  является личностным аспектом культуры труда и регулируется присущими ей механизмами. Основные элементы  К.П. - общее среднее,  специальное среднее и высшее образованиеквалификация,  профессиональный опыт. Роль  общего и специального образования неизмеримо возросла под влиянием  современных тенденций развития общественного производства. Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса  производства, критическому осмыслению производственного опыта. В настоящее время  специальное образование становится важнейшим фактором качественного изменения социально-профессиональных характеристик трудящихся. В ходе научно-технического прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, например, при ремесленной технике квалификация рабочего обусловливалась сложностью функций по обработке предметов труда, то на машинной стадии она определялась сложностью управленческих функций рабочего, обслуживающего машину. В условиях же автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различным содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства и культуры труда . Повышение квалификации в условиях научно-технического прогресса сопровождается накоплением и систематическим обновлением профессионального опыта в течение всей активной трудовой деятельности работника. Разные формы ее повышения обогащают различные аспекты профессионального опыта. В результате овладения вторыми и смежными профессиями и специальностями происходит расширение профессионального профиля работника, однако без качественного роста его К.П. Культуроформирующий эффект  от совмещения профессий и специальностей проявляется в преодолении профессиональной ограниченности, вступающей в противоречие  с потребностями организации производства. Переход к более сложным видам деятельности вызывает качественное усложнение трудовых функций и слияние их в профессии так называемого интегрального типа, что отражает процессы гармонизации физического и умственного труда. Процессы освоения профессий широкого профиля, требующих повышения мастерства, вызывают политехнизацию К.П., сопровождающуюся ее качественным ростом. Политехнизация и повышение уровня К.П. служат превращению профессии из характеристики "частичного" работника в свойство гармонично развитой личности. Приобретенные путем специальной подготовки и обогащенные профессиональным опытом, элементы К.П. интегрируются в систему культуры труда. Профессиональные знания и навыки  реализуются тем активнее, чем полнее человек  постигает объективное значение  культурной деятельности (как деятельности, соответствующей прогрессивным социально-экономическим, технико-организационным и социально-психологическим нормативам) и организует свои собственные силы как общественные. Само участие человека в развитии системы культуры труда как профессионала и как личности приобретает общественно-необходимый характер, так как становится важнейшим критерием меры приобщения отдельного человека к миру духовного богатства общества, показателем развитости человеческих сущностных сил. Г.Н. Соколова 
 
 
 
 
 
 

Профессиональная  культура

Профессиональная  культура характеризует уровень  и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.

В принципе, ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или  частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных  теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом  труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании  определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых  для данной профессии теоретических  знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в  данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.

Информация о работе Профессиональная культура