Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:43, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть профессиональные деформации у работников социальной сферы и методы по борьбе с ними.
Задачи работы:
Изучить теоретические аспекты профессиональных деформаций.
Ознакомиться с эффектом эмоционального выгорания.
Раскрыть понятие административный восторг.
Охарактеризовать управленческую эрозию, или порчу властью.
Ознакомиться с проблемами влияния профессиональных деформаций на человека.
Провести исследование диагностики уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области.
Проанализировать оценку удовлетворенности работой у сотрудников Департамента социального развития Тюменской области.
Определить удовлетворенности потребностей работников Департамента социального развития Тюменской области методом парных сравнений.
Сделать выводы по изученной проблеме.
Введение
1. Теоретические аспекты профессиональных деформаций
1.1 Профессиональные деформации
1.2 Эмоциональное выгорание
1.3 Административный восторг
1.4 Управленческая эрозия
2. Практические аспекты профессиональных деформаций на примере департаметна социального развития тюменской области
2.1 Диагностика уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области
2.2 Оценка удовлетворенности работой у сотрудников Департамента социального развития Тюменской области
2.3 Методика определения удовлетворенности потребностей работников Департамента социального развития Тюменской области методом парных сравнений
2.4 Мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника
Заключение
Список использованных источников
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: педагогика и психология На тему: Профессиональные деформации Тюмень, 2007
Содержание Введение 1. Теоретические аспекты профессиональных деформаций 1.1 Профессиональные деформации 1.2 Эмоциональное выгорание 1.3 Административный восторг 1.4 Управленческая эрозия 2. Практические аспекты
профессиональных деформаций 2.1 Диагностика уровня
эмоционального выгорания у 2.2 Оценка удовлетворенности
работой у сотрудников 2.3 Методика определения
удовлетворенности 2.4 Мероприятия по снижению
и устранению воздействия Заключение Список использованных источников
Введение В обществе меняется отношение людей к работе, люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Проблема влияния В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой проблемы профессиональной деформации личности, можно назвать В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других. Объект исследования: профессиональные деформации. Предмет изучения работы: профессиональные деформации работников социальной сферы. Цель работы: рассмотреть профессиональные деформации у работников социальной сферы и методы по борьбе с ними. Задачи работы: Изучить теоретические аспекты профессиональных деформаций. Ознакомиться с эффектом эмоционального выгорания. Раскрыть понятие Охарактеризовать Ознакомиться с проблемами влияния профессиональных деформаций на человека. Провести исследование диагностики уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области. Проанализировать оценку удовлетворенности работой у сотрудников Департамента социального развития Тюменской области. Определить удовлетворенности потребностей работников Департамента социального развития Тюменской области методом парных сравнений. Сделать выводы по изученной проблеме. Метод исследования, применяемый для анализа профессиональных деформации в Департаменте социального развития Тюменской области - анкетирование, социологический опрос. В первой главе мы рассматриваем профессиональные деформации как процесс, наступающий под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Разбираем его основные компоненты и причины, а также негативные и позитивные последствия. Во второй главе проводится анализ уровня эмоционального выгорания, удовлетворенности работой и удовлетворенности потребностей работников компании ООО "Автоград ЛТД", а также предлагаются методы по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника. Работа выполнена на кафедре социального менеджмента.
1. Теоретические
аспекты профессиональных 1.1 Профессиональные деформации Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике. [6 C.449] Профессиональная деформация
личности - это перечень явлений
социально - психологического характера,
к которым относятся все Термин „профессиональная деформация“ - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.
Деформация - это изменение формы под влиянием внешних сил. На входе в этот процесс
мы имеем материал определенной формы,
который проходит через воздействие
пресса и потому теряет свою старую
форму (то есть деформируется). На выходе
этот материал имеет новую форму,
которая соответствует Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе психолога-консультанта: Свойства материала - это
личностные особенности консультанта
и его изначальные склонности:
психическая подвижность/ Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональные навыки, должностные обязанности, условия работы и пр. Сила пресса - это степень
воздействия предыдущих факторов, зависящая
от таких параметров, как: личностная
значимость профессиональной деятельности,
ощущение ответственности, эмоциональная
вовлеченность в „Обжиг“ - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, признание коллег и пр. [18 C.32] Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (руководители, медицинские работники, педагоги, психологи). При профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой, то есть происходит проникновение "Я-профессионального" в "Я-человеческое". Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного “выправления", поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе “деформирующий отпечаток" своей профессии. В профессиональной деформации можно предположить два компонента: 1. Изначальные склонности,
т.е. еще до соприкосновения
со своей будущей работой у
человека уже есть черты 2. И второй компонент
- это сама профессиональная Грановская Р.М. и Хоминский В.А. считают, что профессиональные деформации проявляются в стереотипных действиях. Сперва стереотипы ускоряют и повышают эффективность работы, но когда они начинают доминировать - восприятие ситуации становиться упрощенным, а уверенность в непогрешимости используемых методов со своими возможностями - излишней, что понижает аналитические способности, гибкость мышления и умение взглянуть на вещи с другой позиции. [12 C.35] Уровни профессиональной деформации: 1. Общепрофессиональные 2. Специальные профессиональные
деформации. Например, у врачей разных
специальностей могут 3. Профессионально- 4. Индивидуальные деформации,
связанные с особенностями Причин для профессиональной деформации множество, вот основные из них: Монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным. Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания. Строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения. Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм. Нехватка условий для самовыражения личности на работе. Работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования. Неразрешенные личностные конфликты. [9 C.239] Под влиянием выполнения профессиональной деятельности, человек сталкивается с эмоциональной нагрузкой, которая может иметь либо позитивные, либо негативные последствия. К позитивным последствиям, их еще отождествляют с “личным ростом", относят: более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий, анализ жизненных ситуаций, появление новых форм самореализации. Негативный последствиями профессиональной деятельности, или профессиональной деформации, считают: проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких, излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности, появление стереотипов, пресыщение общением, эмоциональная холодность, цинизм. [19 C.15] Профессиональная деформация
личности может носить эпизодический
или устойчивый, поверхностный или
глобальный, положительный или Административный восторг - своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоением своей властью. Управленческая эрозия, или "порча" властью - это своеобразный психологический процесс, при котором эффективность деятельности субъектов власти со временем уменьшается, и руководители становятся более рациональными, эгоцентричными, для них становится более важной проблема сохранения и расширения властных полномочий. Эффект эмоционального выгорания - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. [6 C.671] 1.2 Эмоциональное выгорание Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. [17 C.35] Синдром эмоционального выгорания - реакция на продолжительный, разрушительный стресс, когда у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше. [4 C.575] Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. [11 C.11] Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте. Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания: 1. предельное истощение; 2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы; 3. ощущение неэффективности
и недостаточности своих Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. [11 C.12] В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания. Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. 1. Первая стадия эмоционального выгорания ("медовый месяц"). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. 2. Вторая стадия ("недостаток топлива"). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью. 3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно "трудоголиков", приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, "загнанности в угол". Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера). 4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни. 5. Пятая стадия эмоционального выгорания ("пробивание стены"). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. [2 C.105] Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания. 1. Первая стадия - напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания. 2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных. 3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях. 4. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия - определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с "затуханием горения" при отсутствии необходимого топлива. Согласно модели М. Буриша развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы. 1. Предупреждающая фаза а) Чрезмерное участие: чрезмерная активность, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований, ограничение социальных контактов. б) Истощение: чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев. 2. Снижение уровня собственного участия а) По отношению к сотрудникам, пациентам: потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам. б) По отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки. в) По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой. г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть. 3. Эмоциональные реакции а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия. б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением. 4. Фаза деструктивного поведения а) Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания, ригидность мышления. б) Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции. в) Эмоционально-социальная сфера: скука, безразличие, избегание неформальных контактов, самодостаточность, одиночество, отказ от хобби. 5. Психосоматические реакции
и снижение иммунитета: неспособность
к релаксации в свободное 6. Разочарование и отрицательная
жизненная установка: чувство
беспомощности и Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. [20 C.44] Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания: Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, бессонница, плохое общее состояние здоровья, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия, язвы, сердечные болезни. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, агрессивность, тревога, депрессия, чувство вины, душевные страдания, увеличение деперсонализации своей или других, потеря идеалов или профессиональных перспектив. 3. Поведенческие симптомы:
рабочее время больше 45 часов
в неделю, во время рабочего
дня появляется усталость и
желание прерваться, отдохнуть, безразличие
к еде, малая физическая 4. Интеллектуальное состояние:
уменьшение интереса к новым
теориям и идеям в работе, уменьшение
интереса к альтернативным 5. Социальные симптомы: нет
времени или энергии для Рассмотрим факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся следующие: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование); однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. К профессиональным факторам
риска относят: "помогающие", альтруистические
профессии, где сама работа обязывает
оказывать помощь людям (врачи, медицинские
сестры, социальные работники, психологи,
учителя и даже священнослужители).
Также предрасполагает к Эмоциональное выгорание - процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Многие психологи считают, что "сгорание" не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. [17 C.54]
1.3 Административный восторг
Административный восторг - своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга. [5 C.43] Административный восторг
- особое состояние сознания, характерное
для участников, обладающих административными
полномочиями. Сущность этого состояния
заключается в упоении своей
властью над другими Человек в состоянии "административного
восторга" полагает, что присвоенный
ему сообществом статус позволяет
ему рефлекторно определять правых
и неправых в любом конфликте
и беспощадно карать того, кто показался
ему виновным. Характерная особенность
такого "восторгнутого" мировосприятия
проявляется в осознании Почти 150 лет назад великий русский писатель и первый "психоаналитик" России Ф.М. Достоевский впервые в мире вывел термин: "Русский административный восторг". Выражение "административный восторг" было употреблено его героем Степаном Трофимовичем Верховенским персонажем романа "Бесы", написанного в 1872 году, в беседе с Варварой Петровной Ставрогиной: "Любое ничтожество волею судеб посаженное продавать пассажирам билеты в железнодорожной кассе тут же представляет себя большим начальником и уже не выдает билеты как ему положено по его ничтожной должности всем приходящим но и… уже решает кому билет дать, а кому его не дать! И не продать билет такое ничтожество может уже просто потому, что ему не понравиться лицо пассажира!" То есть любой человек в России, усевшись в самое ничтожное "начальственное" кресло, сей час воображает себя "Наполеоном", диктатором распоряжающимся судьбами человеческими. Интересно, что сам Федор Михайлович, объездивший большую часть тогдашней Европы специально поясняет, что нигде, ни в одной стране он не отметил такого странного и неподдающегося логическому объяснению поведения людей. [10 C.8] В 1898 А.И. Куприн в произведении "Лесная глушь" охарактеризовал Кирила "... он уже десятый год подряд служит по выборам сотским, получает за это восемь рублей в год, исполняет свои обязанности с неугасаемым "административным восторгом" и в душе чрезмерно преувеличивает размеры облекающей его власти" В 1925 году Михаил Зощенко написал произведение "Административный восторг", где высмеивал начальника милиции Дорожкина. Он в теплый воскресный день направлялся с супругой на обед, по пути увидел на улице свинью, решил, что она нарушает общественный порядок, и захотел ее застрелить, но "по глупости своей супруга за рукав потянула, - дескать, пойдём" Начальник вспылил и арестовал свою жену. Почему попадая на место любого самого мелкого "начальничка" большинство русских людей тут же пытаются унизить просителя? Причин может быть много: из-за своего характера, из-за мести, из-за плохого настроения, из-за физиологического или иного отвращения (лицо не нравится и т.д.), из-за зависти, на всякий случай или же просто так. Однако точно такие же мотивы могут присутствовать и в разрешителе любой иной страны Европы или Америки. Однако немецкого или иного другого западного "административного восторга" не существует в природе. Напрашивается вывод, что
в желании русского человека унизить
просителя стоит главным На многовековом генетическом
уровне практически любой русский
разрешитель (или нерусский, но "россиянин")
понимает, что ровно на следующий
день он получит хамство и запрет
в любом другом месте, где он сам
выступит в роде какого-либо просителя.
Поэтому практически любой Доказательством этого утверждения служит тот факт, что унижают практически всегда незнакомых или малознакомых людей. Напротив, со знакомыми людьми русский разрешитель обходится совершенно противоположно, часто отказываясь даже от заслуженного вознаграждения например за "скорость" и сложность решения проблемы знакомого просителя. Это говорит о том, что русский человек знающий, что знакомый проситель не удачливее его, бескорыстно поможет ему просто по душевной доброте или надеясь, что и проситель когда-либо может помочь ему самому. [7 C.83] Таким образом, можно сделать вывод, что чем ниже должность, чем мельче чиновник, тем порой откровеннее и бесцеремоннее ведет он себя с теми, кто в той или иной степени зависит от него. Административный восторг основывается вовсе не на маниакальном желании людей унизить любого человека-просителя, а только в подсознательном стремлении нанести ответный удар за свои собственные унижения или нанести удар превентивно, поскольку нет сомнений в том, что и тебе при любой возможности нанесут удар. [10 С.15] 1.4 Управленческая эрозия Управленческая эрозия или "порча" властью - один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, "портится". [4 C.802] Руководители принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль или власть над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие. В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию. Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к ее расширению. "Испорченные" властью
руководители становятся все
более эгоцентрическими. Проблема
сохранения и расширения Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления. Испытанные методы реализации
власти со временем становятся анахронизмом;
схемы решений и средства контроля
не дают ожидаемого эффекта. Руководители,
которые хуже других приспосабливаются
к новым условиям и настоятельно
защищают старые методы руководства, принимают
все худшие решения, все хуже осуществляют
функции организации и Основным методом профилактики управленческой эрозии является ротация, то есть замена на руководящих должностях. Поэтому во многих организациях определен максимальный срок выполнения руководящих функций. По прошествии какого-то времени, руководство поручается новым людям. Новые люди, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм. [3 C.104] Таким образом, можно сделать вывод, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой, то есть происходит проникновение "Я-профессионального" в "Я-человеческое". Профессиональные деформации
могут носить как отрицательный,
так и положительный характер.
Негативными последствиями
2. Практические
аспекты профессиональных Это социологическое исследование
является попыткой взглянуть на проблему
профессиональных деформаций на примере
Департамента социального развития
Тюменской области глазами ее
непосредственных участников. Оно было
проведено в городе Тюмени в 2007 году,
опрашивались люди, выбранные методом
случайного отбора баз возрастных,
половых и образовательных Задачи социологического исследования: Провести диагностика уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области Проанализировать оценку удовлетворенности работой у сотрудников Департамента социального развития Тюменской области Определить уровень В ходе проведенного социологического исследования мною были сделаны следующие выводы. Уровень эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области находится на среднем уровне, что связанно с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной нагрузке. Степень удовлетворенности
работой у большинства Частично не удовлетворенны
потребности работников Департамента
социального развития Тюменской
области методом парных сравнений,
в связи с личностными В данном исследовании приняло участие 15 человек, что составило 100%. Из них 80% - это женщины, а остальные 20% - мужчины. Возраст опрошенных респондентов колеблется от 26 до 43 лет, причем все с высшим образованием. Стаж работы в данной организации от 3 до 20 лет. Исследование проводилось индивидуально, каждому испытуемому выдавался опросник, на котором он отмечал ответ, соответствующий его состоянию в тот момент времени (Приложение). 2.1 Диагностика
уровня эмоционального Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа "человек-человек" рассматривают свою работу в Департаменте социального развития Тюменской области и людей, с которыми они тесно сотрудничают. Интерпретация результатов производилась на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе, представленными в Таблице 2.2.1 Таблица 2.2.1 Уровни выгорания
Данная диагностика стоится на распространенной трехкомпонентной модели синдрома "выгорания" американских исследователей К. Маслача и С. Джексона. В соответствии с данной моделью "выгорание" понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение
рассматривается как основная составляющая
"профессионального выгорания"
и проявляется в сниженном
эмоциональном фоне, равнодушии или
эмоциональном перенасыщении. Вторая
составляющая - деперсонализация - проявляется
в деформации отношений с другими
людьми. В одних случаях это
может быть повышение зависимости
от других, в других - повышение негатива,
циничности установок и чувств по
отношению к реципиентам: клиентам,
подчиненным и другим. Третий компонент
"выгорания" - редукция личных достижений
- может проявляться либо в тенденции
к негативному оцениванию себя, своих
профессиональных достижений и успехов,
негативизме относительно служебных
достоинств и возможностей, либо в
редуцировании собственных Данные исследования приведены в Таблице 2.1 2 Исследование показало, что
60% работников Департамента социального
развития Тюменской области имеют
средний уровень эмоционального
истощения, что связанно с чувством
эмоционального опустошения и усталости,
которое возникает при Эти данные, исходя из проведенного исследования, никак не связаны с возрастными различиями респондентов, а, скорее всего, отражают жизненный период работника, его эмоциональное состояние на данный момент. Таблица 2.1.2 Средние значения по субшкалам для 4 возрастных групп по данным исследования в Департаменте социального развития Тюменской области
Уровень деперсонализации у
53,3% сотрудников Департамента низкий.
Это связано с теплыми На основании диагностики
можно сделать вывод, что с
возрастом наблюдается Уровень редукции личных достижений
у 53,3% респондентов - средний, проявляется
это в переживании Редукция личных достижений проявляется по-разному у всех респондентов, ее уровень не зависит от половой или возрастной принадлежности. Таким образом, при анализе
уровня эмоционального выгорания у
работников Департамента социального
развития Тюменской области можно
сделать вывод, что эмоциональное
выгорание обусловливается, прежде
всего, индивидуально-личностными 2.2 Оценка
удовлетворенности работой у
сотрудников Департамента Цель данного исследования
состоит в том, чтобы изучить
удовлетворенность работника Интерпретация результатов производилась на основании данной оценки для каждого утверждения и сравнение их со средними значениями показателей по следующей шкале: 15-20 баллов - вполне удовлетворены работой, 21-32 балла - удовлетворены, 33-44 балла - не вполне удовлетворены, 45-60 баллов - крайне не удовлетворены, свыше 60 баллов - крайне не удовлетворены. Исследование показало, что большинство респондентов - 53,3% - удовлетворены своей работой. Это проявляется в том, что работникам Департамента нравятся физические условия, в которых они работают, сам характер работы, слаженность действий, стиль руководства, профессиональная компетентность начальника, а также уровень заработной платы в смысле соответствия трудозатратам. 26,7% опрошенных не вполне
удовлетворены работой. 13,3% респондентов не нравится
их работа. Основными причинами
этого является не Таким образом, можно сделать
вывод, что эффективная деятельность
работника во многом зависит от его
удовлетворенности трудом. Это возможно,
если человек ориентирован на содержание
труда, когда он работает в благоприятных
условиях, у него хорошо организованно
рабочее место и трудовой процесс,
благоприятные отношения с Неудовлетворенность или
частичная неудовлетворенность
работой может явиться причиной
профессиональных деформаций. Они негативно
влияют на индивидуальность, профессиональную
успешность и межличностные отношения
в коллективе. Следовательно, важно
проводить работу по диагностике
и профилактике возникновения данного
явления. Работа предъявляет высокие
требования к профессии респондентов:
формируются специфические 2.3 Методика
определения удовлетворенности
потребностей работников Цель данного исследования определить степень удовлетворенности у работников Департамента социального развития Тюменской области пяти видов потребностей, таких, как: материальные, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении. Интерпретация результатов производилась на основании парного сравнения данных утверждений друг с другом, каждое из которых характеризует какую-либо потребность человека. Анализ результатов производился в соответствии с теорией А. Маслоу, согласно которой человеческие потребности можно представить в виде иерархии с определенным порядком актуализации (Рис 2.3.1).
Рис.2.3.1 Иерархия потребностей по Маслоу Сумма баллов по пяти вышеперечисленным потребностям свидетельствует о степени их удовлетворенности. Если сумма баллов не превышает 14, то потребность считается удовлетворенной. От 14 до 28 баллов - зона частичной неудовлетворенности потребности; от 28 до 42 баллов - зона неудовлетворенности. Изучение удовлетворенности
потребностей работников очень важно
для организации, так как потребности
- это осознанное отсутствие чего-либо,
вызывающее побуждение к действию.
А пять основных типов потребностей
образуют иерархическую структуру,
которая как доминанта Исследование показало, что потребности работников Департамента социального развития Тюменской области являются частично не удовлетворенными. Частичная не удовлетворенность в материальных потребностях может быть обусловлена высокой стоимостью жизни в настоящее время, то есть соответствие запросов респондентов с их материальными возможностями не совпадает, судя по проведенному опросу. ТАБЛИЦА 2.3.1 Оценка удовлетворенности потребностей работника по каждому утверждению
ТАБЛИЦА 2.3.2 Оценка удовлетворенности потребностей работника методом парных сравнений
В связи с этим возникает
частичная не удовлетворенность
следующих потребностей - экзистенциальных.
То есть отсутствие желаемого уровня
материальных ценностей влечет за собой
неуверенность в завтрашнем дне,
в боязни не суметь постоять за близких
людей. Таким образом, потребность
в безопасности, связанная с защитой
индивидом своей жизненной 17 баллов составляет Потребность в признании также частично неудовлетворенна. Возможно, работники не до конца чувствуют себя сильными, способными, уверенными в себе. Ведь при анализе удовлетворенности работой мы выяснили, что работники не довольны своим профессиональным продвижением и возможностями служебного продвижения. Сумма баллов по потребности в самовыражении составила 22,3. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Эти потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Так как эти потребности выражаются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков, то, опираясь на предыдущее исследование, можно сделать вывод, что это связанно с тем, что 40% респондентов не вполне удовлетворенны требованиями работы к интеллекту, а 20% - возможностью использовать свой опыт и способности. Человек работает более эффективно, если у него есть мотивация к этому. Причем он чаще испытывает положительные эмоции, если его деятельность совпадает по направленности с внутренними желаниями и побуждениями. Потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению. Следовательно, руководители должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям понимать, что у них есть возможность удовлетворить свои потребности при помощи поведения, приводящего к развитию и процветанию организации, в которой они работают. Таким образом, взаимовлияния
личности и профессии многогранны,
сложны и неоднозначны. Для большинства
людей именно их профессии предоставляет
большие возможности для 2.4 Мероприятия
по снижению и устранению Деятельность работников
требуют высокой интенсивности
мыслительных процессов, скорости и
большого количества принятия решений,
насыщенности действий, быстроты реакции
на вмешательства внешних По данным исследования, проведенного Московским институтом консультирования в 2006 году, 80% людей имеют различной степени выраженности признаки профессиональной деформации, 7,8% имеют резко выраженные профессиональные деформации, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям. [11 C.12] В настоящее время большое внимание стало уделяться вопросам психологического здоровья работников, начали активно разрабатывать и применять всевозможные приемы для борьбы и профилактики профессиональных деформаций. Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления: 1. Приспособление себя
к работе. Часто это называют "профессиональным
ростом", подразумевая за этими
словами развитие у работника
таких качеств, как эмпатия,
сочувствие, сопереживание, сострадание,
понимание человека, то есть совершенствование
способностей приема и Работник посещает различные
профессионально 2. Приспособление работы
к себе. Это - противоположное
направление; что-то вроде Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения - главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы: несмотря ни на какие изменения. 3. Экономичный расход "эмоционального
топлива". Здесь имеется в виду
уменьшение эмоциональных 4. Восстановление. Сюда относятся
мероприятия, направленные на
восполнение потерь, которые понес
сотрудник, пройдя через Существует также немало конкретных способов преградить путь профессиональным деформациям: 1. Культивирование других
интересов, не связанных с 2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций. 3. Поддержание своего здоровья,
соблюдение режима сна и 4. Удовлетворяющая социальная
жизнь; наличие нескольких 5. Стремление к тому, чего
хочется, без надежды стать
победителем во всех случаях,
а также умение проигрывать
без самоуничижения и 6. Способность к самооценке
без упования только на 7. Открытость новому опыту. 8. Умение не спешить
и давать себе достаточно 9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам). 10. Чтение не только
профессиональной, но и другой
хорошей литературы, просто для
своего удовольствия без 11. Участие в семинарах,
конференциях, где предоставляется
возможность встретиться с 12. Периодическая совместная
работа с коллегами, 13. Участие в работе
профессиональной группы, дающее
возможность обсудить 14. Хобби, доставляющее удовольствие. [9 C.253] 15. Выполнения психотехнических упражнений. В любой профессии важным
условием сохранения и укрепления психического
здоровья работника выступает его
умение вовремя "сбрасывать" напряжение,
снимать внутренние зажимы, расслабляться.
В течение небольшого времени, затраченного
на выполнение психотехнических упражнений,
можно снять усталость и Если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии - смело используйте красный цвет; Если Вам не хватает
чувства психологической Желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой; При равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет; Голубой следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков; Если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет; Фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии. [21 C.52] 16. Игры-формулы, в свою
очередь, используются для 17. Определенные ритуалы очищения. В конце рабочего дня, проведенного в самых сокровенных уголках человеческих жизней, полезно применить что-то, что помогло бы возвратиться к другой части жизни и устранить "негативные осколки", сохраняя соответствующие границы между работой и домом. Например, коллеги из США на пороге своего дома глубоко выдыхают и отряхиваются. Они визуально представляют границу между двумя мирами - миром работы и миром дома. Кроме индивидуальных средств
защиты и профилактики настало время
организационных подходов. Когда
руководитель берет на работу сотрудника,
он рассматривает его как ценный
ресурс для реализации задач организации.
Забота о каждом сотруднике - это
сохранение ресурса организации. Особенности
профессии и эмоциональная Мероприятия по устранению или снижению воздействия профессиональной деформации на уровень профессионального стресса, производительность труда и в целом на работника можно рассмотреть с точки зрения того, что организация может сделать для сотрудника: Организация физической среды: Улучшение условий для отдыха и приема пищи. Четкое структурирование производственного процесса во времени и пространстве. Кабинеты психологической разгрузки. Привлечение работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы. Проведение опросов по организации производства. Проведение собраний в коллективах. Проведение серий семинаров- Переквалификация и повышение квалификации работников. Анализ кадрового состава отдельных подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через переобучение. Выделение отдельных сотрудников,
которые имеют перспективы для
роста (профессионального и Таким образом, наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование сотрудника, повышение его квалификации. [1 C.125] Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, работник должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей. Важным аспектом в профессиональной
деятельности сотрудника является саморегуляция.
Необходимость саморегуляции Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня. Регулярное выполнение психотехнических
упражнений поможет правильно Заключение Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной работе. Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (руководители, медицинские работники, педагоги, психологи). Профессиональная деформация
личности может носить эпизодический
или устойчивый, поверхностный или
глобальный, положительный или Уровень эмоционального выгорания
у работников Департамента социального
развития Тюменской области Большинство работников имеют
средний уровень эмоционального
истощения, что связанно с чувством
эмоционального опустошения и усталости,
которое возникает при Степень удовлетворенности
работой у большинства Частично не удовлетворенны
потребности работников Департамента
социального развития Тюменской
области, выявленные методом парных
сравнений, в связи с личностными
особенностями каждого В работе рассмотрены мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника, среди которых можно выделить приспособление себя к работе, приспособление работы к себе, экономичный расход "эмоционального топлива", восстановление, а также немало конкретных способов как традиционных, так и нетрадиционных преградить путь профессиональным деформациям. Список использованных источников 1. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование. - 2000. - 156с 2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Печать. - 1996. - 241с 3. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2. - с 96-104. 4. Брокгауз Н.К., Ефрон И.П. Малый энциклопедический словарь. - М.: Азбуковник. - 1999. - 988с. 5. Викпедия - энциклопедический словарь. - М.: Феникс, 2005. - 1048с 6. Вяземский Д.Н. Психологический словарь. - СПб.: Мир, 1997. - 682 с. 7. Газикова О.В. Бедные люди, или административный восторг // Человек и труд. - 2006. - №4. - С.83-84. 8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ. - 1988. - 560с 9. Кочунас А.А. Психологическое консультирование. - М.: "Дашков и Ко". - 2002. - 296 с. 10. Ладягин Ю.С. "Русский административный восторг" или почему у России нет шансов на выздоровление // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №3. - С.8-15. 11. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. - 2005. - №8. - С.11-21. 12. Михайлюкова А.В. Личностные изменения из-за профессиональной деформации грозят специалисту потерей этого самого профессионализма. Деловой Петербург - 2005 13. Назаров Юрий. О выгорании // Вокруг света. - 2005. - №1. - С.128 14. Орел В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - 1995. - С.43-57 15. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Н.А. Литвинцева. - М, 1996/1997. Приложение к журналу "Управление персоналом" 16. Смирнова В.В. Профессиональные деформации менеджеров - социально-психологический аспект исследования. Социальная работа в регионе: итоги и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень: Нефтегазовый университет. - 2006. - С.39-43 17. Теперкина М. В Способы предупреждения синдрома "эмоционального выгорания" // Вестник Московского университета. Сер.6. Психология. - 2006. - №6. - С.35-55. 18. Трунов Д.Г. И снова о “профессиональной деформации”… // Психологическая газета. - 2004. - № 6. - С.32-34 19. Трунов Д. Г Профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета. - 2003. - № 1. - С.12-16 20. Трунов Д.Г. Еще раз "о синдроме сгорания": экзистенциальный подход // Психологическая газета. - 2005. - № 8. С.41-50 21. Ходоривская Н.В. Ситуативные негативные повседневности и адаптивные ресурсы человека. СПб.: ГолденУок, 1994. - С.45-56. |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: |
Работы, похожие на Курсовая работа:
Профессиональные деформации
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|