Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:17, контрольная работа
Профессиональные способности— это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней.
I. Введение. ……………………………………………………………………2
II. Основная часть. …………………………………………………………..4
1. Профессиональные способности…………………………………………..5
2. Особенности классификации системы «человек – машина». …………...5
3. Оператор в системе «человек машина». ……………………………….....10
III. Заключение. ……………………………………………………………….15
Библиографический список...………………………………………………...17
Еще более сложным типом СЧМ являются системотехнические комплексы. Они представляют собой сложную техническую систему с не полностью детерминированными связями и коллектив людей, участвующих в ее использовании. Для систем такого типа характерным является взаимодействие не только по цепи «человек — машина», но и по цепи «человек — человек — машина». Другими словами, в процессе своей деятельности человек взаимодействует не только с техническими устройствами, но и с другими людьми. При всей сложности системотехнических комплексов их в большинстве случаев можно представить в виде иерархии более простых человеко-машинных систем. Типичными примерами системотехнических комплексов различного уровня и назначения могут служить судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие, вычислительный центр, транспортная система и т. п.
В основу классификации СЧМ по типу взаимодействия человека и машины может быть положена степень непрерывности этого взаимодействия. По этому признаку различают системы непрерывного (например, система «водитель— автомобиль») и эпизодического взаимодействия. Последние, в свою очередь, делятся на системы регулярного взаимодействия. Примером системы регулярного взаимодействия может служить система «оператор — ЭВМ». В ней ввод информации и получение результатов определяются характером решаемых задач, т. е. режимы взаимодействия во времени регламентируются характером и объемом вычислений. Стохастическое эпизодическое взаимодействие имеет место в таких системах, как «оператор — система централизованного контроля»,«наладчик — станок» и т. п.
Рассмотренная классификация СЧМ не является единственно возможной. Примеры иных подходов к решению этой задачи приводятся в специальной литературе.
Однако несмотря на большое разнообразие систем «человек — машина», они имеют целый ряд общих черт и особенностей. Эти системы являются, как правило, динамическими, целеустремленными, самоорганизующимися, адаптивными.
Системы «человек — машина» относятся к классу сложных динамических систем, т. е. систем, состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава структуры и взаимосвязей. Из этого следуют характерные особенности, присущие СЧМ как сложной динамической системе: разветвленность структуры (или связей) между элементами (человеком и машиной); разнообразие природы элементов (в состав СЧМ могут входить человек, коллектив людей, автоматы, машины, комплексы машин и т.д.); перестраиваемость структуры и связей между элементами (например, при нормальном ходе технологического процесса оператор лишь следит за ходом его протекания, т. е. включен в контур управления как бы параллельно; при отклонении от нормы оператор берет управление на себя, т. е. включается в контур управления последовательно); автономность элементов, т. е. способность их автономно выполнять часть своих задач.
Системы «человек — машина» относятся также к классу целеустремленных систем. В общем случае считается, что система действует целеустремленно, если она продолжает преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий. Существенной особенностью целеустремленных систем является их способность получать одинаковые результаты различными способами. Системы этого класса могут изменять свои задачи; они выбирают как сами задачи, так и средства их реализации. Целеустремленность СЧМ обусловлена тем, что в нее включен человек. Именно он ставит цели, определяет задачи и выбирает средства достижения цели.
Системы «человек — машина» можно рассматривать и как адаптивные системы. Свойство адаптации заключается в приспособлении СЧМ к изменяющимся условиям работы, в изменении режима функционирования в соответствии с новыми условиями. Для повышения эффективности СЧМ необходимо предусмотреть возможность адаптации как внутри самой системы, так и по отношению к внешней среде. До недавнего времени свойство адаптации СЧМ реализовалось благодаря приспособительным' возможностям человека, гибкости и пластичности его поведения, возможности его изменения в зависимости от конкретной обстановки. В настоящее время, как отмечалось, на повестку дня ставится вопрос о создании СЧМ, в которых свойство адаптации реализуется путем соответствующего технического обеспечения. Речь идет о создании таких технических средств, которые могут изменять свои параметры и условия деятельности в зависимости от текущего конкретного психофизиологического состояния человека и показателей эффективности его деятельности.
И наконец, системы «человек — машина» можно отнести к классу самоорганизующихся систем, т. е. систем, способных к уменьшению энтропии
(неопределенности)
после вывода их из
Из всего сказанного видно, что рассмотренные особенности СЧМ определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки. Это лишний раз показывает, что исходным пунктом анализа и описания СЧМ должна быть целесообразная деятельность человека.
На
основании вышеизложенного
1.
Возможно более полное и точное определение
назначения системы, ее целей и задач.
Это требует, в свою очередь, анализа состава
и значимости отдельных целей, подцелей
и задач; определения возможности их осуществимости
и требуемых для этого средств и ресурсов;
определения показателей эффективности
и целевой функции СЧМ.
2.
Исследование структуры
системы, и прежде всего состава входящих
в нее компонентов, характера межкомпонентных
связей и связей системы с внешней средой,
пространственно-временной организации
компонентов системы и их связей, границ
системы, ее изменчивости и особенностей
на различных стадиях существования (жизненного
цикла).
3.
Последовательное
изучение характера
функционирования
системы, в том числе: всей системы
в целом, отдельных подсистем в пределах
целого, изменчивости функций и их особенностей
на разных стадиях существования системы.
4. Рассмотрение системы в динамике, в развитии, т. е. на различных этапах ее жизненного цикла: при проектировании, производстве и эксплуатации.
На последнем из этих принципов следует остановиться особо. В ряде случаев рамки инженерной психологии неправомерно суживают, отводя ей лишь роль проектировочной дисциплины. Проектировочная сущность инженерной психологии приобретает в настоящее время решающее значение. Однако только ею не ограничивается проблематика инженерной психологии. Для того чтобы были реализованы все потенциальные возможности систем «человек — машина», необходим также правильный учет инженерно-психологических требований в процессе их производства и эксплуатации. Это приводит к необходимости создания единой системы инженерно-психологического обеспечения систем «человек — машина» на всех этапах их жизненного цикла.
Под
инженерно-психологическим
3.
Оператор в системе
«человек машина».
Как уже отмечалось, независимо от степени автоматизации СЧМ, человек остается главным звеном системы «человек — машина». Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ.
Деятельность
оператора имеет ряд
1.
С развитием техники увеличивается число
объектов (и их параметров), которыми необходимо
управлять. Это усложняет и повышает роль
операций по планированию и организации
труда, по контролю и управлению производственными
процессами.
2.
Развиваются системы дистанционного управления.
Человек все более удаляется от управляемых
объектов, о динамике их состояния он судит
не по данным непосредственного наблюдения,
а на основании восприятия сигналов от
устройств отображения информации, имитирующих
реальные производственные объекты. Осуществляя
дистанционное управление, человек получает
необходимую информацию в закодированном
виде (т. е. в виде показаний счетчиков,
индикаторов, измерительных приборов
и т. д.), что обусловливает необходимость
декодирования и мысленного сопоставления
полученной информации с состоянием реального
управляемого объекта.
3.
Увеличение сложности и скорости течения
производственных процессов выдвигает
повышенные требования к точности действий
операторов, быстроте принятия решений
в осуществлении управленческих функций.
В значительной мере возрастает степень
ответственности за совершаемые действия,
поскольку ошибка оператора при выполнении
даже самого простого акта может привести
к нарушению работы всей системы «человек
— машина», создать аварийную ситуацию
с угрозой для жизни работающих людей.
Поэтому работа оператора в современных
человеко-машинных комплексах характеризуется
значительными увеличениями нагрузки
на нервно-психическую деятельность человека,
в связи с чем по-иному ставится проблема
критериев тяжести операторского труда.
Основным критерием становится не физическая
тяжесть труда, а его нервно-психическая
напряженность.
4. В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов.
И
если эти устройства спроектированы
без учета психофизиологических
особенностей оператора либо выдают
ему ложную и искаженную информацию,
то возникает ситуация, которую образно
называют «конфликтом» человека с приборами
.
5. Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотонной работы в условиях
«оперативного покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.
Рассмотренные особенности операторского труда позволяют выделить его в специфический вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с дистанционным управлением по приборам.
Деятельность оператора
в системе «человек
— машина» может носить самый разнообразный
характер. Несмотря на это, в общем виде
она может быть представлена в виде четырех
основных этапов.
1.
Прием информации. На этом этапе
осуществляется восприятие поступающей
информации об объектах управления и тех
свойствах окружающей среды и СЧМ в целом,
которые важны для решения задачи, поставленной
перед системой «человек — машина». При
этом осуществляются такие действия, как
обнаружение сигналов, выделение из их
совокупности наиболее значимых, их расшифровка
и декодирование; в результате у оператора
складывается предварительное представление
о состоянии управляемого объекта: информация
приводится к виду, пригодному для оценки
и принятия решения.
2.
Оценка и переработка
информации. На этом этапе производится
сопоставление заданных и текущих (реальных)
режимов работы СЧМ, производится анализ
и обобщение информации, выделяются критичные
объекты и ситуации и на основании заранее
известных критериев важности и срочности
определяется очередность обработки информации.
Качество выполнения этого этапа во многом
зависит от принятых способов кодирования
информации и возможностей оператора
по ее декодированию. На данном этапе оператором
могут выполняться такие действия, как
запоминание информации, извлечение ее
из памяти, декодирование и т. п.
Информация о работе Профессиональные способности личности в системе человек-компьютер