Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 04:33, реферат
На современном этапе развития Украины одной из актуальных проблем молодежи является проявление аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Появление отклонений в поведении подростков, прежде всего, связаны с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
ПРОФИЛАКТИКА
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Синько Д.В.
Студентка групи ПВШ-10А
ІПО
ІПП УМО (м. Донецьк)
Аннотация: в статье рассматриваются методы профилактической работы аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, профилактика, подросток.
На современном этапе развития Украины одной из актуальных проблем молодежи является проявление аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Появление отклонений в поведении подростков, прежде всего, связаны с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Изменения политической и социально-экономической ситуации в Украине, социальная дифференциация оказывают негативное влияние на мировоззрения подростков. Они вынуждены адаптироваться к подобным условиям жизни. Среди подростков увеличивается демонстративное и вызывающее поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Такое негативное поведение обостряет обстановку в обществе. Поэтому необходимо принимать соответствующие профилактические меры в работе с социально дезадаптированными подростками. Работа по профилактике аддиктивного поведения подростков предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, требующих более детального и комплексного рассмотрения [4, С. 5].
Анализ педагогической и психологической литературы позволяет предположить, что аддиктивное поведение – это поведение подростков, обусловленное стремлением подростков уйти от реальности, достичь психологического комфорта посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на определенном виде деятельности (музыка, Интернет, компьютерные игры, «трудоголизм»). Проблеме аддиктивного поведения посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов, педагогов. В работах З. Фрейда и А. Адлера аддиктивное поведение обусловлено психическими отклонениями личности подростка, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общества задан изначально, как столкновение системы моральных запретов [4, С. 8].
Г. Беккер, С. Селин, Р. Мертон объясняют аддиктивное поведение наличием комплекса социальных причин: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями.
У. Шелдон связывает аддиктивное поведение подростков с физическими особенностями человека [2, С. 250].
Я. Гилинский считает, что главной причиной всех социальных отклонений служит социальное неравенство [2, С. 251].
В. Кудрявцев феномен аддиктивного поведения в основном объясняет требованием норм, жизни и интересами личности [2, С. 251].
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что проявление аддиктивного поведения в подростковом возрасте связано, прежде всего, с индивидуальными особенностями подростков, их окружением, социальными нормами, интересами подростков, взаимоотношениями в семье, школе и с товарищами [3, С. 179].
Провоцирующими
факторами отклоняющегося поведения
подростков считаются нервно-
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования: профилактика аддиктивного поведения подростков.
Цель данной работы: рассмотреть роль профилактики аддиктивного поведения подростков в процессе социализации.
Задачи исследования:
Изложение основного материала. Основными мотивами поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от реальности. Чаще всего встречаются внутренние причины, такие как переживания стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, личная несостоятельность и неуверенность в своих силах.
Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям среды. Подросток своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему срочной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.
Аддиктивное поведение включает в себя: табакокурение, алкоголизм, компьютерная зависимость, Интернет зависимость, аддикции к еде (переедания, голодания) [1, С. 5].
В подростковом возрасте особый характер носит курение. Это, прежде всего, стремление к самовыражению, повышение своей значимости в глазах окружающих и, прежде всего, сверстников. Подросток старается подражать курящим родителям, учителям и особенно курящим друзьям. Но он даже не подозревает о действительной опасности своего увлечения, так как информированность о последствиях табакокурения весьма ограничена. Поэтому профилактическая работа социального педагога с подростками направлена, прежде всего, на:
1)
профилактику причин и
2) организацию свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска излишнего табакокурения;
3)
воспитание, направленное на негативное
отношение к табакокурению,
4)
сотрудничество с коллективом
школы. Организация и
Проводимые профилактические мероприятия не должны носить только информационный, поверхностный характер. Любую информацию необходимо подтверждать наглядными примерами, реальными фактами из жизни людей. В этом случае могут пригодиться фотографии, картинки, видео, публикации газет и журналов относительно проблемы аддиктивного поведения и табакокурения, в частности.
Для достижения поставленной цели нами был проведен социологический опрос учеников 7 класса Донецкой школы-лицея № 12 Калининского района. В исследовании приняло участие 20 респондентов.
Для выявления роли профилактики аддиктивного поведения подростков в процессе социализации мы использовали анкетирование как метод получения социологической информации.
По результатам проведенного опроса мы пришли к следующим данным: 40 % респондентов не знакомы с информацией о негативном влиянии табакокурения на организм человека; 35 % респондентов несколько раз пробовали курить сигареты, и только 10 % учащихся это понравилось; 25% попробовали курить из-за желания выделиться в дружеской компании, а 10 % - из-за стремления быть похожими на взрослых людей, а особенно на родителей. 60 % респондентов получают сведения о вреде курения на школьных занятиях, классных часах, некоторые из них смотрели рекламу по телевидению или видели картинки и публикации в журналах и газетах. 100 % респондентов считают, что их сведения о вреде курения недостаточны, подростки хотели бы узнать как можно больше о никотиновой зависимости и ее профилактике.
Исходя, из данных социологического опроса можно сделать следующие выводы:
Литература
1) Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
2) Курбатова В.И. Социальная работа. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 480с.
3) Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.
4) Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте