Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:28, практическая работа
В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов. С этой целью было проведено семинарское занятие, развёрнутый конспект которого представлен в данной статье. Он состоит из теоретической и практической частей, которые включают в себя данные научной литературы, тестирование, а также беседу (обсуждение проблемных ситуаций, обмен мнениями, варианты решения данных ситуаций).
Профилактика и преодоление стрессов
Профилактика и преодоление стрессов
В последнее время
особо остро проявилась
ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС.
ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 - 21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.
Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.
ПРИЗНАКИ СТРЕССА
Они делятся на три категории:
физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
эмоциональные(излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
поведенческие(злоупотребление
Многие из перечисленных
выше состояний вначале
Научившись воспринимать
даже слабые сигналы
ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА
Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению.
Последствиями стресса могут быть:
чувство опустошенности;
депрессия;
суицид;
шизофрения;
сексуальные расстройства;
неврозы;
физические боли и т.д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ
Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.
Помимо самих “стрессоопасных”
профессий, подразумевающих стр
неорганизованность и как
конфликт с начальником или коллегами;
недостаточная квалификация;
чувство перегруженности работой, переутомляемость;
слишком высокая или слишком низкая ответственность;
скука и т.д.
Надо помнить, что
если мы не в силах
“Группу риска” составляют
три профессиональные сферы –
это здравоохранение,
Опустошение педагога
особенно опасно, т.к. отражается
непосредственно на детях, на
их отношении к школе, к
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).
Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).
Кроме названного существуют
и другие способы выхода из
стрессовых состояний:
КАК СНЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ
Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.
Осознав реальность и
уяснив, что ожидания, возможно, никогда
не сбудутся или сбудутся
Ослабить преподавательский
Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.
ПРАВИЛА:
По-больше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
Вне работы о работе стараться не говорить.
Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ
Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
Лекарственные настои.
Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
Цветотерапия
(цветовая гамма интерьера может
не гармонировать с нашим
Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).