Профориентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:13, методичка

Описание

Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.

Работа состоит из  1 файл

Профориентация.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

Профориентационная  игра "Самая - самая"  

 Методика  служит повышению уровня ориентации  в мире профессионального труда  и лучшему осознанию особенно­стей  профессий, связанных с престижностью.  

 Упражнение  может проводится в круге или  при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6—8 до 10— 15. По времени упражнение занимает от 15 до 25—30 минут. Процедура упражнения включает следующие ос­новные этапы:  

1. Инструкция: “Сейчас  вам будут предлагаться некоторые  необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по ва­шему, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.  

2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои вариан­ты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно зада­вать уточняющие вопросы.  

3. Далее называется  следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.  

 Если упражнение  проводится с классом то после  того, как ведущий назовет первую  необычную характеристику, участники  просто со своих мест предлагают  варианты наи­более подходящих профессий. Ведущий выписывает 3—5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.  

 Важным элементом  данного игрового упражнения  является обсуждение. Ведущий должен  проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется са­мая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми професси­ями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать де­нежной и т.п.  

 Для того, чтобы упражнение проходило более  ее интересно, ведущий обязательно  должен заранее отобрать наиболее  необычные характеристики профессий,  которые должны заинтриговать  участников. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая  профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия", “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками. 

Самая денежная, самая простая, самая трудная, самая  удобная, самая престижная, самая  интересная, самая перспективная  в будущем. 

 

Упражнение "Если бы..., я стал бы..."  

Цель упражнения: побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, а следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение и т.д. Желательно участие ведущего. 

Упражнение "Кто есть кто?"  

 Смысл игрового  упражнения - дать возможность участникам  соотнести свой образ с различными  профессиями на основании знания  учащихся друг о друге.  

 Игра проводится  в круге, но возможен вариант  проведения ее в классе, В игре  могут участвовать от 6-8 до 12-15человек. Время на первое проигрывание –5-7 минут. Процедура игривого упражнения следующая;  

1. Инструкция: "Сейчас  я буду называть профессии,  каж­дый в течение нескольких  секунд должен посмотреть на  своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет, дет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)".  

 Еще перед  началом самой игры ведущий  может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.  

 Если игроков  ненемало (6-8 человек), то показывать  можно, то не одной рукой,  а двумя (одной рукой - на  одного человека, другой - на другого.  Для большего количества участников  лучше все это проделывать  одной рукой, иначе будет путаница.  

2. Показав рукой  на своего товарища, все должны  на время замереть, а ведущий  сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на  каждого человека, т.е. чей образ,  по мнению большинства игроков,  в наибольшей степени соответствует  данной профессии (Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н.Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.  

 Если упражнение  проводится в классе и учащиеся  сидят на своих местах за  партами, то все основные правила  сохраняются, а ведущий должен  быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам нанемало проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где вес сидят плотно друг с другом, в классе боль те простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.  

 В целом,  данное игровое упражнение достаточно  простое и с интересом воспринимается  участниками.  

Упражнение "Лучший мотив"  

Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все  люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше"

Список мотивов  включает 16 фраз:

1. Возможность  получить известность, прославиться.

2. Возможность  продолжать семейные традиции.

3. Возможность  продолжать учебу со своими  товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок. 

6. Значение для  экономики страны, общественное  и государственное значение профессии. 

7. Легкость поступления  на работу.

8. Перспективность  работы.

9. Позволяет  проявить свои способности. 

10. Позволяет  общаться с людьми.

11. Обогощает  знаниями.

12. Разнообразная  по содержанию работа.

13. Романтичность,  благородство профессии. 

14. Творческий  характер труда, возможность делать  открытия.

15. Трудная, сложная  профессия. 

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д. 

Упражнение "Профессия  на букву"  

 Смысл данного  упражнения — расширение у  участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.  

 Упражнение  можно проводить в круге (примерно  с 10— 15 участниками), а можно  использовать и при работе  с целым классом. Данная игровая  методика очень компактна и  занимает совсем ненемало времени (от 5—7 до 10—15 ми­нут) и носит скорее разминочный характер.  

 Процедура  упражнения следующая (при работе  в круге):  

1. Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то  буква. Наша задача — показать, что мы знаем немало про­фессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, на­сколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.  

2. Ведущий называет  первую букву, а участники по  оче­реди называют профессии.  Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно “правильных”) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.  

 Желательно  больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться  увлекательной. При проведении  данной игровой методики начинать  следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).  

 При работе  с целым классом можно разбиться  на 2—3 команды (например, но рядам  парт) и уже таким: образом выясните, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность дейст­вий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный — минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.  

 Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже, несмотря, на всю простоту (и кажущуюся примитивность, “детсадовскость”) данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно. Как нам однажды рассказал один учитель, попробовавший провести данное упражнение со своими 10-классниками, даже возвращаясь из школы в автобусе, дети продолжали играть и спорить, существуют ли называемые профессии или нет. Поэтому практический психолог и профконсультант должны быть готовы к тому, что даже очень простые, очень даже “неэкзотические” процедуры могут обладать мощным активизирующим зарядом. Наконец, опыт проведения данного упражнения с профконсультантами (в ходе их подготовки и переподготовки) неоднократно показывал, что даже у специалистов могут возникать определенные затруднения в назывании профессий. 

Упражнение "Человек - профессия"  

Цель упражнения: побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам "посмотреть на себя со стороны".

Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа "ассоциации".

Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого  загаданного игрока. Ему дается на это три попытки.

Правила: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос: "С какой  профессией ассоциируется загаданный человек?" Каждый должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для  него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию).

Информация о работе Профориентация