Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:13, методичка
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
Профориентационная
игра "Самая - самая"
Методика
служит повышению уровня
Упражнение
может проводится в круге или
при работе с целым классом.
Для круга количество участников от 6—8
до 10— 15. По времени упражнение занимает
от 15 до 25—30 минут. Процедура упражнения
включает следующие основные этапы:
1. Инструкция: “Сейчас
вам будут предлагаться
2. Ведущий называет
первую характеристику, а участники сразу
же по очереди (по кругу) предлагают свои
варианты. Если у кого-то возникают сомнения,
что названа самая-самая (или близкая к
самой-самой), то можно задавать уточняющие
вопросы.
3. Далее называется
следующая характеристика и т.д. Всего
таких характеристик должно быть не более
5—7.
Если упражнение
проводится с классом то после
того, как ведущий назовет первую
необычную характеристику, участники
просто со своих мест
Важным элементом
данного игрового упражнения
является обсуждение. Ведущий должен
проявить уважение к мнениям различных
участников, поскольку оценки могут (и
должны) быть субъективными. Тем временем,
выделение некоторых “самых-самых” профессий
должно опираться на объективные знания
о них. К примеру, если называется самая
денежная профессия — депутат, то можно
уточнить у школьника, а знает ли он, сколько
зарабатывают депутаты (по сравнению с
другими высокооплачиваемыми профессиями)?
Можно в ходе обсуждения совместными усилиями
определить, какую профессию вообще можно
считать денежной и т.п.
Для того,
чтобы упражнение проходило
Самая денежная,
самая простая, самая трудная, самая
удобная, самая престижная, самая
интересная, самая перспективная
в будущем.
Упражнение
"Если бы..., я стал
бы..."
Цель упражнения: побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению.
Упражнение происходит
по кругу: один участник ставит условие,
а следующий, рядом сидящий, продолжает
(заканчивает) предложение и т.д.
Желательно участие ведущего.
Упражнение "Кто
есть кто?"
Смысл игрового
упражнения - дать возможность участникам
соотнести свой образ с
Игра проводится
в круге, но возможен вариант
проведения ее в классе, В игре
могут участвовать от 6-8 до 12-15человек.
Время на первое проигрывание –5-7 минут.
Процедура игривого упражнения следующая;
1. Инструкция: "Сейчас
я буду называть профессии,
каждый в течение нескольких
секунд должен посмотреть на
своих товарищей и определить,
кому эта профессия подойдет, дет в наибольшей
степени. Далее я хлопну в ладоши и все
по команде одновременно должны показать
рукой (или ручкой) на выбранного человека
(наиболее подходящего для названной профессии)".
Еще перед
началом самой игры ведущий
может спросить у участников группы, какие
профессии для них наиболее интересны
и выписать эти профессии (примерно 10-15
штук) на доске, называя впоследствии профессии
из этого перечня. Это исключит случаи,
когда названная профессия будет никому
не интересна, а может даже и неприятна.
Если игроков
ненемало (6-8 человек), то показывать
можно, то не одной рукой,
а двумя (одной рукой - на
одного человека, другой - на другого.
Для большего количества
2. Показав рукой
на своего товарища, все должны
на время замереть, а ведущий
сам по очереди подсчитывает,
сколько рук показывает на
каждого человека, т.е. чей образ,
по мнению большинства игроков,
Если упражнение
проводится в классе и
В целом,
данное игровое упражнение
Упражнение "Лучший
мотив"
Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше"
Список мотивов включает 16 фраз:
1. Возможность
получить известность,
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для
экономики страны, общественное
и государственное значение
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогощает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий
характер труда, возможность
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Ведущий зачитывает
1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После
этого у него остается список из 8 мотивов,
из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й
мотив, 3-й и 4-й и т.д.
Упражнение "Профессия
на букву"
Смысл данного
упражнения — расширение у
участников знаний о мире профессионального
труда или актуализация уже имеющихся
знаний о профессиях.
Упражнение
можно проводить в круге (
Процедура
упражнения следующая (при
1. Общая инструкция:
“Сейчас будет названа какая-
2. Ведущий называет
первую букву, а участники по
очереди называют профессии.
Если называется совершенно непонятная
профессия, ведущий просит пояснить, о
чем идет речь. Если игрок не может это
объяснить, то считается, что профессия
не названа и ход передастся следующему
по очереди игроку (по более жестким правилам,
тот, кто не смог назвать профессию, выбывает
из игры и выходит на время из круга). При
этом совсем не обязательно требовать
от участников официальных (безукоризненно
“правильных”) названий профессий, поскольку
на данный момент ни один справочник не
является исчерпывающим. Важно хотя бы
приблизительно обозначить ту или иную
профессиональную деятельность и суметь
ответить на уточняющие вопросы.
Желательно
больше 5—7 букв не предлагать,
иначе игра перестанет
При работе
с целым классом можно
Опыт показывает,
что у ведущего в данном упражнении имеются
довольно большие возможности для ненавязчивой
коррекции представлений учащихся о тех
или иных профессиях. К нашему удивлению,
даже, несмотря, на всю простоту (и кажущуюся
примитивность, “детсадовскость”) данного
упражнения, проходит оно обычно достаточно
интересно. Как нам однажды рассказал
один учитель, попробовавший провести
данное упражнение со своими 10-классниками,
даже возвращаясь из школы в автобусе,
дети продолжали играть и спорить, существуют
ли называемые профессии или нет. Поэтому
практический психолог и профконсультант
должны быть готовы к тому, что даже очень
простые, очень даже “неэкзотические”
процедуры могут обладать мощным активизирующим
зарядом. Наконец, опыт проведения данного
упражнения с профконсультантами (в ходе
их подготовки и переподготовки) неоднократно
показывал, что даже у специалистов могут
возникать определенные затруднения в
назывании профессий.
Упражнение "Человек
- профессия"
Цель упражнения: побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам "посмотреть на себя со стороны".
Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа "ассоциации".
Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого загаданного игрока. Ему дается на это три попытки.
Правила: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос: "С какой профессией ассоциируется загаданный человек?" Каждый должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию).