Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:21, реферат
Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.
Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.
Принята следующая систематика психопатий:
конституциональные, имеющие наследственное происхождение;
органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.
К конституциональным
психопатиям относятся
Шизоидная психопатия. Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма. Его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих.
Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией, однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения.
Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.
Психастеническая психопатия. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию.
Истероидная психопатия. Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем возрасте. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, т.е. стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих.
Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.
Патологическое формирование личности. Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на мозг ребенка может вести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Аффективно возбудимый
вариант
Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность, делая его робким, застенчивым, обидчивым, а в дальнейшем - пассивным и неуверенным в себе.
Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, привычка к волевому усилию, способность преодолевать трудности.
Коррекция и психологическая помощь при аномальном развитии
Наиболее востребованная сфера деятельности клинического психолога определяется факторами:
рост количества психологических трудностей развития детей, часто встречается возрастная симптоматика связанная с психологическими трудностями в результате несоответствия социально культурных нормативов: школьная не успеваемость, дисадаптация, эмоционально - поведенческие нарушения.
рост физических отклонений и в психической и соматической сферах.
Статистика свидетельствует о том, что к 11 классу не более 10% детей практически здоровы, остальные имеют врожденную либо приобретенную в процессе развития патологию.
фактор роста
психической травматизации
проблемы по поводу которых обращаются за помощью, сложность нарушений постепенно нарастает, требуются комплексные меры - работа с семьей психотерапевтов и врачей - педиатров, невропатологов и психиатров, гастроэнтерологов, пульмонологов, кардиологов и педагогов, социальных работников, дефектологов, логопедов.
Консультирование семьи с нормальным ребенком отлично от консультирования семьи с аномальным ребенком. В подавляющем большинстве случаев консультирование семьи с аномальным ребенком носит не добровольный характер, направляется другим специалистом обнаружившим отклонения в развитии. Вначале у семьи нет оптимального сотрудничества с консультантом. В семье есть тревога и страх, который не осознается родителями, семья оказывается эмоционально не готова к консультированию, не готовы принять информацию сообщаемую консультантом, и пытаются скрывать информацию о особенностях поведения и особенностях жизни для смягчения диагноза. У родителей как правило ярко выраженная тенденция прерывания контакта с консультантом, происходит поиск другого специалиста чтобы поставленный диагноз был менее страшным, синдром хождения по кругу врачей, потеря сил и средств и времени. Необходимо психокоррекционное воздействие на родителей.
Задачи группы консультирования семей с детьми с аномальным развитием:
создание психологических
условий для адекватного
освобождение родителей от чувства вины и стыда, преодоление стрессового состояния семьи, депрессии, создание и поддержание по возможности нормального климата в семье.
Библиография
1. Учебник клинической психологии, 2-ое изд., под ред. Б.Д. Карвасарского, Питер, 2006
2. Ладислав Пожар, Психология аномальных детей и подростков, Москва-Воронеж, 1996