Психическая депривация в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:59, реферат

Описание

Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный». Префикс в данном случае передает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по аналогии со словом «депрессия» — «подавление»).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…2
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВАРИАНТЫ …………………...3
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ……....………....6
ДЕПРИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ ………………………………….......11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..…………………………….13
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………..……………...14

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 30.82 Кб (Скачать документ)

Необходимость создавать  в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле реализуется примитивно, однобоко и неполно. Так, часто из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, лозунгами, выкрасить стены в яркие цвета и т. п. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет бить по голове. В свое время еще Н. М. Щелованов предупреждал о том, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Депривационные  ситуации.

Помимо самой депривации, выделяется еще ряд терминов, связанных  с этим явлением. Депривационной ситуацией  именуются такие обстоятельства жизни ребенка, когда отсутствует  возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные  дети, подвергаемые одной и той  же депривационной ситуации, будут  вести себя различно и вынесут  из этого разные последствия, ибо  у них разная конституция и  различное предшествующее развитие.

Например, изоляция – один из вариантов депривационной ситуации. Й. Лангмейер и З. Матейчек выделяют так же термин последствия депривации («депривационное поражение»), которым  они называют внешние проявления результатов депривации, т. е. поведение  ребенка, находившегося в депривационной ситуации. Если ребенок уже однажды  побывал в депривационной ситуации, но это, к счастью, было недолго и  не привело к грубым психическим  отклонениям, то говорят о депривационном опыте ребенка, после которого он будет более закаленным или, к  сожалению, более чувствительным.

Фрустрация, т. е. переживание  досады и т. п. из-за блокады потребности,- это не депривация, а более частное  понятие, могущее войти в общее  понятие депривации. Если у ребенка  отнимают, например, игрушку, ребенок  может находится в состоянии  фрустрации (к тому же обычно временной). Если ребенку вообще не дают играть длительное время, то это будет депривацией, хотя фрустрации уже нет. Если ребенок  в двухлетнем возрасте был разлучен с родителями и помещен в больницу, то на это он может дать реакцию  фрустрации. Если же он остался в  больнице год, да еще в одном и  том же помещении, без посещения  его родителями, без прогулок, без  получения нужной сенсорной, эмоциональной  и социальной информации, то у него могут появиться состояния, относимые  к кругу депривационных.

Случаи краиней социальной изоляции могут привести к искажению  и задержке психического развития лишь детей более или менее старшего возраста, способных уже обеспечить себе какое-то существование и выжить в тяжелых условиях. Другое дело, когда речь идет о маленьких детях или о грудных,- они обычно не выживают, лишившись человеческого общества, его заботы.

От социальной изоляции отграничивают  сепарацию. Под последней чехословацкие  исследователи понимают не только болезненное  отделение ребенка от матери, но и всякое прекращение специфической  связи между ребенком и его  социальной средой. Сепарация может  быть внезапной и постепенной, полной или частичной, короткой и длительной. Сепарация – результат нарушения  взаимного контакта, она отражается не только на ребенке, но и на родителях. У последних возникает тревожность  и т. п. Если сепарация длится долго, то она переходит в социальную изоляцию, о которой говорилось ранее. Сепарация имеет большое значение для развития в ребенке определенных социальных установок. Еще в 1946 году английский ученый Боулби опубликовал  сравнительные данные о развитии 44 несовершеннолетних воров и такой  же группы несовершеннолетних, но без  антисоциальных тенденций. Оказалось, что у правонарушителей сепарация  в детстве встречалась во много  раз чаще, чем у сверстников  без правонарушений. Боулби считает, что сепарация затрагивает прежде всего эстетическое развитие личности и формирование у ребенка нормального  чувства тревоги.

Одинаковые депривационные условия различно действуют на детей  различного возраста. С возрастом  меняются потребности ребенка, а  также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В этой работе была раскрыта сущность разных видов психической депривации. Конечно, в чистом виде каждый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возникающей вследствие лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее тепла.

О такой депривации можно  говорить не только в отношении брошенных  детей, детей-сирот, на длительный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

Сейчас у нас много  делается для детей, которые испытывают материнскую депривацию в ее крайних  формах,— для детей, находящихся  в домах ребенка, детских домах, интернатах. Но проблема начинает осознаваться и шире. Многие призывают сегодня дать матери максимальную возможность быть дома с ребенком за счет увеличения послеродового отпуска, перехода на пятидневку в школе, на сокращенный рабочий день для матери, доплату отцу, чтобы мать имела возможность не работать.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском  возрасте., 1984

Пашина «Психологический журнал» № 2 1995

Стребелева Е. А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития.: М, 1992

 


Информация о работе Психическая депривация в детском возрасте