Психические процессы, состояния, свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность психической деятельности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Содержание

Введение
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КР психология человека.docx

— 28.60 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение 
Высшего Профессионального Образования

«Челябинский Государственный  Педагогический Университет»

Факультет психологии

Кафедра теоретической и  прикладной психологии

 

 

Контрольная работа

по курсу «Психология человека»

тема «Психические процессы, состояния, свойства»

 

 

Выполнил: 
студент(ка) группы ЗФ-214-4 
Биксантеева В. А.

Проверил:

Кондратьева О.А.

к.псх.н, доцент

кафедры ТиПП

 

Челябинск – 2013

 

Содержание

Введение

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Структура психики: 
I. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность психической деятельности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Они протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. 
1) Внимание. 
2) Воображение. 
3) Восприятие. 
4) Мышление. 
5) Ощущения. 
6) Память. 
7) Воля. 
8) Чувства. 
9) Эмоции. 
 
II. Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень психической деятельности. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной и практической деятельности. 
1) Темперамент - система природных свойств личности, характеризующая динамическую сторону поведения. 
2) Характер - совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. 
3) Способности в виде задатков - система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие возможности личности. 
4) Потребности - состояние нужды организма в чем-то, необходимом для его нормального существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:психические  процессы, психические состояния, психические  свойства. Психические процессы –  динамическое отражение действительности в различных формах психических  явлений. Психический процесс –  это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При  этом нужно иметь в виду, что  конец психического процесса тесно  связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической  деятельности в состоянии бодрствования  человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так  и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся  ощущения и восприятия, представления  и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные  переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения  и деятельности человека. В сложной  психической деятельности различные  процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление  различных видов деятельности. Психические  процессы протекают с различной  быстротой и интенсивностью в  зависимости от особенностей внешних  воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует  понимать определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый  человек ежедневно испытывает различные  психические состояния. При одном  психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). Наиболее изученными являются: общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности; эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства  личности многообразны, и их нужно  классифицировать в соответствии с  группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Например некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:  
жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 
способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) характер как систему отношений и способов поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ВОПРОСУ  О СУЩНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ПСИХИЧЕСКИХ  СВОЙСТВ 

 

Еще с 80-х годов  психика изучалась как системный  объект и во многих исследованиях  проблема психического, и в особенности  соотношение их составляющих интересовала ученых (Б.Ф. Ломова). Тем ни менее данный вопрос остается  открытым и по сей день, актуальным является изучение соотношения психических свойств, процессов, состояний.

Б.Ф. Ломов психику рассматривал через полисистемный подход, предложенный В.П. Кузьминым. То есть все психические явления Борис Фёдорович определял к «видородовой системе», которая отражала сущность явлений в рамках объективной реальности. Б.Ф. Ломов выделял системные детерминанты всех свойств человека, которыми он наделен (физическими, социальными, биологическими) и относил его к социальной и природной системам. Многомерность психики, по мнению Б.Ф. Ломова, проявляющаяся через социальные факторы, влияющие на развитие человека, выражается в макросистемах. Человека как социальное существо можно увидеть только в деятельности или общении с другими людьми.

Кроме всего прочего, Б.Ф. Ломов объединяет психические явления (свойства, состояния, процессы) в систему и пытается соотнести их с определенными формами исследования. Или, можно исследовать психические явления, поделенные на конкретные части, начиная от психических процессов и заканчивая социально-психологическими свойствами личности.

На сегодняшний  день уже никто не может отрицать, что психика представляет собой  систему и как пишет В.А. Барабанщиков «любое проявление психики детерминировано системным взаимодействием» [1, с. 110].

Психические явления, отражая содержание психики, включают в себя:

·     Психические процессы;

·     Психические состояния;

·     Психические свойства личности, которые очень тесно переплетаются между собой.

Остановимся на вопросе  о сущности психических процессов, психических состояний и психических  свойств личности, рассматривая каждую в отдельности.

По мнению В.В. Никандрова, «Психические процессы – это форма существования психического, заключающаяся в последовательности изменений психической деятельности при каком-либо виде взаимодействия человека (или животного) с внешним миром» [5, с. 26].

Из данного определения  вытекает, что психические процессы характеризуются динамическими  параметрами, носящими изменчивый характер, дающие возможность индивиду вступать в отношения с окружающим миром. Вступая в эти отношения, человек  познает окружающую действительность и самого себя (благодаря ощущению, восприятию, мышлению, речи), способен иметь определенное отношение к  ней и к себе, отражать собственные  переживания (за счет эмоций и чувств), умеет регулировать свое поведение  и контролировать поступки (помогает ему в этом воля), в состоянии  абстрактно мыслить и выдвигать  творческие идеи (воображение, фантазирование).

Психические процессы помогают ориентироваться в окружающем мире, психически отражая его действительность, однако их виды имеют свою тонкую специфику, отличную от других, - имеющее функциональное значение. Если познавательные (когнитивные) процессы дают человеку знания об окружающем мире и людях, находящихся в нем, то эмоциональные (аффективные) – отношение человека к объектам окружающей действительности, а волевые выполняют регуляторную функцию поведения, в то время как творческие – толкают человека на преобразование мира, его совершенствование.

Психические процессы имеют основание, выполняющие функции, по которым первые делятся. К ним  можно отнести познавательные процессы, характеризующиеся как процессы, получающие знания об окружающей действительности путем сбора информации из нее  с помощью ощущений, восприятий, мышления. Кроме того, эмоциональные  процессы (эмоции и чувства), обладающие знаниями об эмоциональных переживаниях, отражающих отношение субъекта к  значимым для него событиям или  людям. Волевые процессы (воля) регулируют поведение человека, контролируют его действия, дают возможность личности принимать решения при возможном выборе и находить наиболее аргументированный мотив в его пользу, имея препятствия на своем пути. Интегрированные процессы включают в себя память и внимание, играющие незаменимую роль в остальных психических процессах. Ни один из представленных выше психологических процессов не может обойтись без внимания или памяти, являясь обязательными «сопровождающими» в их функционировании.

Рассматривая группу познавательных процессов можно  сказать, что ощущения и восприятия могут быть исследованы исключительно  путем эксперимента в индивидуальном порядке, что создает определенные трудности в некоторых случаях.

Не менее значимыми  являются и психические состояния  человека, определяя его внутреннюю суть психики, выражающееся отношение  к окружающей реальности. По мнению В.Ю. Киселева «Психическое состояние – это характеристика психики в конкретных условиях в данное время» [4, с. 4]. Он говорит о психическом состоянии и так: «Системная реакция соматики и психики человека на внешние и внутренние изменения». 

«Психические состояния  – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного  результата деятельности или адаптационного процесса» [2, с. 298].

Психические состояния  отражают характеристику психической  деятельности за определенный период времени, возникающие под воздействием внешних раздражителей. Психические  состояния имеют свою классификацию:

·    Гностические (любознательность, удивление, сомнение, заинтересованность, сосредоточенность и другие);

·     Эмоциональные (радость, грусть, злость, обида, тоска, страх, страсть и другие);

·     Волевые (активность, решительность, уверенность, рассеянность, спокойствие).

То есть психические  состояния помогают понять, что происходит с человеком на протяжении определенного  количества времени, а самое главное, как именно он относится к происходящему, являющемуся для него  значимым событием, носящим личностный смысл (Прохоров, 1998).

Как В.К. Сафонов рассматривает психическое состояние: «результат приспособительной реакции организма и личности в ответ на изменение внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата деятельности и выражающийся в степени мобилизации функциональных возможностей и переживаниях человека» [7, с. 47].

Общим для всех психических  состояний является регуляторная функция, а это значит, что такие процессы как аффекты и воля выступают  главным фактором в формировании состояний.

Психические состояния  «не исчерпываются состояниями  эмоциональными. Их дополняют состояния  волевые, когнитивные, проявления внимания и воображения и другие» [5, с. 716].

Несмотря на сложность  определения критериев психических  состояний, опуская различные классификации, акцентирующем внимание на той, которая  наиболее, на наш взгляд, отражает полную картину собственного содержания, представленной В.В Никандровым [5, с. 718], в основе коей лежит доминирующий процесс преобладающего состояния, основанные на органических потребностях, сенсорно-перцептивных, эмоционально-чувственных, интеллектуальных, волевых, психомоторных, речевых, мнемических и других процессах. К подобным состояниям относятся следующие: голод, жажда; сексуальное напряжение; переживание боли; общее самочувствие;  переживание жары, холода, вкуса; созерцание; настроения; аффекты; эйфория; счастье; равнодушие; депрессия; гнев; страх; ужас; омерзение; эмпатия, дружба, уважение; заинтересованность; удивление; умственное напряжение; скука; решительность; борьбы мотивов; готовность к действию; разочарование; мобильность; словоохотливость, неразговорчивость; состояния припоминания; состояния мечтательности, фантазирование; вдохновение; состояния фрустрации и многие другие.

Информация о работе Психические процессы, состояния, свойства