Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:34, контрольная работа
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность психической деятельности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Введение
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное Государственное
Бюджетное Образовательное
Высшего Профессионального Образования
«Челябинский Государственный Педагогический Университет»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Контрольная работа
по курсу «Психология человека»
тема «Психические процессы, состояния, свойства»
Выполнил:
студент(ка) группы ЗФ-214-4
Биксантеева В. А.
Проверил:
Кондратьева О.А.
к.псх.н, доцент
кафедры ТиПП
Челябинск – 2013
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Структура психики:
I. Психические процессы – динамическое
отражение действительности в различных
формах. Окончание одного психического
процесса тесно связано с началом нового
процесса. Отсюда – непрерывность психической
деятельности. Психические процессы вызываются
как внешними воздействиями, так и раздражениями
нервной системы, идущими от внутренней
среды организма. Психические процессы
обеспечивают формирование знаний и первичную
регуляцию поведения и деятельности человека.
Они протекают с различной быстротой и
интенсивностью в зависимости от особенностей
внешних воздействий и состояний личности.
1) Внимание.
2) Воображение.
3) Восприятие.
4) Мышление.
5) Ощущения.
6) Память.
7) Воля.
8) Чувства.
9) Эмоции.
II. Психические свойства – устойчивые
образования, обеспечивающие определенный
количественно-качественный уровень психической
деятельности. Каждое психическое свойство
формируется постепенно в процессе отражения
и закрепляется в процессе практики, являясь
результатом отражательной и практической
деятельности.
1) Темперамент - система природных
свойств личности, характеризующая динамическую
сторону поведения.
2) Характер - совокупность свойств
личности, определяющих типичные способы
ее реагирования на жизненные обстоятельства.
3) Способности в виде задатков
- система интеллектуально-волевых и эмоциональных
свойств, определяющая творческие возможности
личности.
4) Потребности - состояние нужды
организма в чем-то, необходимом для его
нормального существования.
введение
Психика
сложна и многообразна по своим проявлениям.
Обычно выделяют три крупные группы
психических явлений:
Психические
процессы обеспечивают формирование знаний
и первичную регуляцию
Каждый
человек ежедневно испытывает различные
психические состояния. При одном
психическом состоянии
Свойства
личности многообразны, и их нужно
классифицировать в соответствии с
группировкой психических процессов,
на основе которых они формируются.
А значит, можно выделить свойства
интеллектуальной, или познавательной,
волевой и эмоциональной
жизненную позицию личности (систему потребностей,
интересов, убеждений, идеалов, определяющую
избирательность и уровень активности
человека); темперамент (систему природных
свойств личности – подвижность, уравновешенность
поведения и тонус активности, – характеризующую
динамическую сторону поведения);
способности (систему интеллектуально-волевых
и эмоциональных свойств, определяющую
творческие возможности личности) характер
как систему отношений и способов поведения.
К ВОПРОСУ
О СУЩНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ,
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И
Еще с 80-х годов
психика изучалась как
Б.Ф. Ломов психику рассматривал через полисистемный подход, предложенный В.П. Кузьминым. То есть все психические явления Борис Фёдорович определял к «видородовой системе», которая отражала сущность явлений в рамках объективной реальности. Б.Ф. Ломов выделял системные детерминанты всех свойств человека, которыми он наделен (физическими, социальными, биологическими) и относил его к социальной и природной системам. Многомерность психики, по мнению Б.Ф. Ломова, проявляющаяся через социальные факторы, влияющие на развитие человека, выражается в макросистемах. Человека как социальное существо можно увидеть только в деятельности или общении с другими людьми.
Кроме всего прочего, Б.Ф. Ломов объединяет психические явления (свойства, состояния, процессы) в систему и пытается соотнести их с определенными формами исследования. Или, можно исследовать психические явления, поделенные на конкретные части, начиная от психических процессов и заканчивая социально-психологическими свойствами личности.
На сегодняшний
день уже никто не может отрицать,
что психика представляет собой
систему и как пишет В.А.
Психические явления, отражая содержание психики, включают в себя:
· Психические процессы;
· Психические состояния;
· Психические свойства личности, которые очень тесно переплетаются между собой.
Остановимся на вопросе
о сущности психических процессов,
психических состояний и
По мнению В.В. Никандрова, «Психические процессы – это форма существования психического, заключающаяся в последовательности изменений психической деятельности при каком-либо виде взаимодействия человека (или животного) с внешним миром» [5, с. 26].
Из данного определения вытекает, что психические процессы характеризуются динамическими параметрами, носящими изменчивый характер, дающие возможность индивиду вступать в отношения с окружающим миром. Вступая в эти отношения, человек познает окружающую действительность и самого себя (благодаря ощущению, восприятию, мышлению, речи), способен иметь определенное отношение к ней и к себе, отражать собственные переживания (за счет эмоций и чувств), умеет регулировать свое поведение и контролировать поступки (помогает ему в этом воля), в состоянии абстрактно мыслить и выдвигать творческие идеи (воображение, фантазирование).
Психические процессы помогают ориентироваться в окружающем мире, психически отражая его действительность, однако их виды имеют свою тонкую специфику, отличную от других, - имеющее функциональное значение. Если познавательные (когнитивные) процессы дают человеку знания об окружающем мире и людях, находящихся в нем, то эмоциональные (аффективные) – отношение человека к объектам окружающей действительности, а волевые выполняют регуляторную функцию поведения, в то время как творческие – толкают человека на преобразование мира, его совершенствование.
Психические процессы
имеют основание, выполняющие функции,
по которым первые делятся. К ним
можно отнести познавательные процессы,
характеризующиеся как
Рассматривая группу познавательных процессов можно сказать, что ощущения и восприятия могут быть исследованы исключительно путем эксперимента в индивидуальном порядке, что создает определенные трудности в некоторых случаях.
Не менее значимыми являются и психические состояния человека, определяя его внутреннюю суть психики, выражающееся отношение к окружающей реальности. По мнению В.Ю. Киселева «Психическое состояние – это характеристика психики в конкретных условиях в данное время» [4, с. 4]. Он говорит о психическом состоянии и так: «Системная реакция соматики и психики человека на внешние и внутренние изменения».
«Психические состояния – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата деятельности или адаптационного процесса» [2, с. 298].
Психические состояния отражают характеристику психической деятельности за определенный период времени, возникающие под воздействием внешних раздражителей. Психические состояния имеют свою классификацию:
· Гностические (любознательность, удивление, сомнение, заинтересованность, сосредоточенность и другие);
· Эмоциональные (радость, грусть, злость, обида, тоска, страх, страсть и другие);
· Волевые (активность, решительность, уверенность, рассеянность, спокойствие).
То есть психические состояния помогают понять, что происходит с человеком на протяжении определенного количества времени, а самое главное, как именно он относится к происходящему, являющемуся для него значимым событием, носящим личностный смысл (Прохоров, 1998).
Как В.К. Сафонов рассматривает психическое состояние: «результат приспособительной реакции организма и личности в ответ на изменение внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата деятельности и выражающийся в степени мобилизации функциональных возможностей и переживаниях человека» [7, с. 47].
Общим для всех психических состояний является регуляторная функция, а это значит, что такие процессы как аффекты и воля выступают главным фактором в формировании состояний.
Психические состояния «не исчерпываются состояниями эмоциональными. Их дополняют состояния волевые, когнитивные, проявления внимания и воображения и другие» [5, с. 716].
Несмотря на сложность
определения критериев
Информация о работе Психические процессы, состояния, свойства