Психическое развитие ребенка на первом году жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 06:54, контрольная работа

Описание

К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт с другими людьми является основой развития младенца.На первом году жизни мозг развивается наиболее интенсивно. Ребенок, вначале беспомощный, к концу года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи.

Работа состоит из  1 файл

спихическое развитие ребенка на первом году жизни.docx

— 31.49 Кб (Скачать документ)

   Восьмой месяц жизни.

   1. К восьми  месяцам ребенок может сидеть  прямо в кроватке без помощи  взрослого, может двигаться с  места - откатиться, отодвинуться  и т. д. Может сам садиться, ложиться, вставать, переступать у  опоры. 
 
2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать вашу руку. 
 
3. Если вы помещаете игрушку вне кровати (рядом - на стуле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее. 
 
4. В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пеленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть. 
 
5. При организованной игре в прятки ребенок с интересом смотрит в направлении, в котором появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление. 
 
6. На глазах у ребенка вы отбираете у него игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки должна высовываться). Ребенок достает эту игрушку. 
 
7. Ребенок хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и делает движения двумя руками. 
 
8. Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнаёт и различает близких людей на фотографии. 
 
9. Долго и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств 
(катает, вынимает, открывает, нажимает и др.). 
 
10. По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора.

   Девятый и десятый месяцы жизни.

   1. В девять-десять  месяцев ребенок хорошо сидит  без опоры, передвигается, ползет  вперед за игрушкой, поднимается  в ответ на протянутые к  нему руки, ходит, держась за  опору, берет мелкие предметы  двумя руками. 
 
2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов. 
 
3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить этими палочками по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга. 
 
4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в "ладушки", "дай ручку" и т. д., а на вопрос "где?" и просьбу "дай" отыскивает повсюду нужный предмет. 
 
5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных. 
 
6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова "иди", "сиди", "лежи" и другие. 
 
7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы. 
 
8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь. 
 
9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему. 
 
10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

   Одиннадцатый  и двенадцатый  месяцы жизни.

   1. Ребенок  к году может самостоятельно  встать с опорой, приподняться, чтобы  сесть, ходить с поддержкой  или самостоятельно, подниматься  и спускаться по невысокой  лесенке. 
 
2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно. 
 
3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки. 
 
4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями. 
 
5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. 
 
6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно. 
 
7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики). 
 
8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке. 
 
9. Выполняет первые простые поручения, понимает слово "нельзя", очень хорошо ориентируется в помещении. 
 
10. К концу года произносит особые "слова", понятные только матери и ребенку: например, "бах" - падение, "фа" - шапка, и т. д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: "кис-кис", "ав-ав", "дай", "бай". 
 
Обратите внимание на факторы эмоционального неблагополучия ребенка от шести месяцев до года (при наличии хотя бы одного фактора, следует обратиться к специалисту): 
- постоянное вредное для себя поведение; 
- неумение имитировать звуки и жесты; 
- общая апатия; 
- постоянное отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми.

   Упражнения  и развивающие  игры для ребенка  первого года жизни.

   Комната, в  которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые  обои. Поскольку ребенок смотрит  в основном на потолок, он тоже может  быть цветным. 
 
Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шарики, которые легко приводятся в движение. 
 
После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех. 
 
С трех - пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их. 
 
Когда ребенок начинает ползать или ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути. 
 
Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала. 
 
Однако в этот беспокойный период необходимо подумать о безопасности ребенка. Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и поранить ими себя: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т. д.).  
 
Малыш, например, может стянуть скатерть со стола и на него может упасть что-то тяжелое. Одним словом, тщательно осмотрите все помещения, куда может доползти ребенок, и предусмотрите все возможные неприятности. 
 
Это позволит вам спокойно заниматься домашними делами, не нужно будет бесконечно следить за ребенком и твердить на каждом шагу "нельзя!"

   Упражнения  для развития способности  ребенка удерживать голову.

   В двигательном развитии ребенка первого года жизни  важнейшее значение имеет своевременное  формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется  целая цепочка неблагоприятных  факторов: нарушается развитие зрительного  восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к  распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения.  
 
В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием. 
 
Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка. 
 
1. Ребенок в положении лежа на животе. 
Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед. 
 
2. Ребенок в положении лежа на животе. 
Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения. 
 
3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище. 
 
4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками. 
 
5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову. 
 
6. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги. 
 
7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы потяните слегка вперед, то он сделает шаговое движение.  
 
Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минуту терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь заменить ее пассивным движением.

   Упражнения  для развития сенсомоторной  сферы ребенка  первого года жизни.

   Развитие  сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка есть основное условие  развития восприятия окружающего мира. 
Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д. 
Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

Информация о работе Психическое развитие ребенка на первом году жизни