Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:00, реферат
Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.
Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений
Известны три основные формы психических явлений: психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.); психические состояния (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.); психические свойства личности (характер, темперамент, способности и др.).
Психика
человека
Психика
- это отражение предметов и
явлений объективной
Психологическая
наука исследует закономерности
возникновения, развития и формирования
психических явлений
Известны
три основные формы психических
явлений: психические процессы (ощущения,
восприятие, память, мышление и др.);
психические состояния (активность,
бодрость, пассивность, усталость и
др.); психические свойства личности
(характер, темперамент, способности
и др.).
Все формы
психических явлений
Так же
обстоит дело, например, с процессом
мышления, с состояниями, которые
связаны с ним, и свойствами, выступающими
в виде глубокомыслия, сообразительности,
осмотрительности и т. п. При активном
выполнении сотрудником служебных
обязанностей мобилизуются и совершенствуются
его психические состояния, формируются
такие личные психические свойства,
как трудолюбие, исполнительность,
старательность, добросовестность и
т. п. Эти, как и все другие свойства
личности, накладывают отпечаток
на психические состояния и процессы.
Во всех
формах психических явлений выступают
в неразрывном единстве ум, чувства
и воля человека вместе с его потребностями.
Например, даже в таком относительно
простом психическом процессе, как
ощущение, могут иметь место осознание
и оценка предмета, воздействующего
на соответствующий орган, переживание,
вызванное раздражением, и регуляция
практических действий. С еще большей
очевидностью выступает единство человеческой
психики в более сложных формах
ее проявления.
Эта связь
психических явлений в той
или иной мере знакома каждому
человеку, поскольку он встречается
с умом, чувствами, характером и другими
психическими особенностями людей,
с которыми ежедневно вступает в
определенные жизненные отношения.
Каждый из нас может также отдать
себе отчет в своих личных психологических
особенностях (внимании, памяти, способностях,
речи и т. д.).
Знания
бывают стихийно приобретенными и научными.
Объем и качество приобретенных
знаний о психике, то есть знаний эмпирических,
ограничиваются индивидуальным опытом
человека. Научные же знания обобщают
закономерности психической деятельности
человека. Такие знания отличаются
от эмпирических, так же как, например,
знание законов баллистики отличается
от знания того, что брошенный камень
обязательно упадет на землю, а не
устремится вверх.
Для того
чтобы руководитель мог успешно
влиять на психику своих сотрудников
с целью ее развития, ему необходимо
опираться не только на индивидуальный
опыт, приобретенный в процессе работы
с людьми, но и на знание научных
данных психологии.
Психика
- общее понятие, обозначающее совокупность
всех психических явлений, изучаемых
в психологии. Различают два основных
философских подхода к
Согласно
первому пониманию психические
явления представляют собой свойство
высокоорганизованной живой материи
самоуправления развитием и самопознания
(рефлексия).
В соответствии
с идеалистическим пониманием психики
в мире существует не одно, а два
начала: материальное и идеальное. Они
независимы, вечны, не сводимы друг
к другу и не выводимы друг из
друга. Взаимодействуя в развитии, они
тем не менее развиваются по своим законам.
На всех ступенях своего развития идеальное
отождествляется с психическим.
Согласно
материалистическому пониманию
психические явления возникли в
результате длительной биологической
эволюции живой материи и в
настоящее время представляют собой
высший итог развития, достигнутый
ею. Есть данные, свидетельствующие
о том, что уже простейшим живым
существам – одноклеточным –
свойственны близкие к психике
явления, а именно: способность к
реагированию на изменения внутренних
состояний и внешнюю активность
на биологически значимые раздражители,
а также память и способность
к элементарному научению через пластичные,
приспособительные изменения поведения.
В представлениях
материалистов психические
Первые
признаки жизни на Земле появились
2-3 миллиарда лет назад, сначала
в виде постепенно усложняющихся
химических, органических соединений,
а затем и простейших живых
клеток. Они положили начало биологической
эволюции, связанной со свойственной
живому способностью к развитию, размножению,
воспроизводству и передаче приобретенных,
генетически закрепленных свойств
по наследству.
Позднее,
в процессе эволюционного
Улучшение
структуры и функций нервной
системы послужило основным источником
развития психики. Механизм данного процесса,
по-видимому, тот же самый, с помощью которого
описывается и представляется эволюция
живых существ: приобретение организмом
новых свойств и органов в результате
изменений, происходящих в генотипе; приспособление
к среде и выживание тех существ, чьи органы
(старые и вновь приобретенные в результате
мутаций) оказались наиболее полезными
с точки зрения жизнеобеспечения, выживания
и адаптации.
Важным
стимулом к развитию явилось усложнение
самих условий жизни, которое
требовало изменения строения организма,
появления способности отражать
мир, лучше ориентироваться в
нем. Можно сказать, что первопричиной
совершенствования психики
Ученые,
склонные к идеалистической философии,
представляют дело иначе. Согласно их
мнению, психика не является свойством
живой материи и не есть продукт
ее развития. Она, как и материя, существует
вечно. Так же как в преобразовании
со временем материального можно
выделить низшие и высшие формы (потому
такое преобразование называется развитием),
в эволюции идеального (психического)
можно отметить свои элементарные и
простейшие формы, определить собственные
законы и движущие силы развития.
В материалистическом
понимании психика как бы внезапно
появляется на определенном этапе развития
живой материи, и в этом состоит
слабость материалистической точки
зрения. Она сталкивается со многими
трудноразрешимыми вопросами, когда
дело доходит до объяснения связей
и зависимостей психического от материального.
Это - психофизиологическая проблема,
суть которой состоит в объяснении зависимости
друг от друга психических и физиологических
процессов. Это также определение анатомо-физиологического
субстрата таких идеальных явлений, как
личностный смысл и значение языковых
форм, разум и сознание, воля и рефлексия
и др.
Вместе
с тем имеется множество
С другой
стороны, идеализм, утверждая независимость
идеального от материального, казалось
бы, обходит эти проблемы, но также
оказывается в тупике, когда необходимо
научно объяснить факты, на которые
опирается материалистическая точка
зрения. В первую очередь это относится
к очевидным свидетельствам, накопленным
современной биологией, медициной, психологией
и психофизиологией, о зависимости между
психическими процессами, физическими
состояниями человека и работой его мозга.
Данная
коллизия привела к тому, что ни
одной из обсуждаемых философских
позиций не удалось достаточно убедительно
одержать верх над другой. Но, к счастью,
психология как конкретная наука, добывающая
факты, строящая на их базе свои теории
и объясняющая поведение
Живая
клетка как первая форма жизни
возникла вследствие "мутации", произошедшей
с психической энергией, ее внезапного,
взрывоподобного перехода в новое,
более совершенное состояние. Дальнейшее
развитие психического происходило уже
в связи с появлением у животных нервной
системы. В недрах ее постепенно накапливалась
психическая энергия, порождающая внутреннее
напряжение, которое на уровне человека
привело к возникновению нового эволюционного
скачка - мысли и сознания.
Нервная
система состоит из клеток. Нервные
клетки помимо тела имеют отростки.
Более короткие и обычно ветвящиеся
отростки нервной клетки называются
дендритами. Один более длинный, который
по своему пути также может давать
ответвления, называется нейритом. Длина
нейрита может достигать
Различают
периферическую и центральную нервные
системы.
Периферическая
нервная система - это нервные
клетки и нервные окончания, расположенные
в органах чувств, мышцах, железах
и во внутренних органах. Нервы представляют
собой пучки невритов, заключенные
в оболочки. По одним нервам возбуждение
идет от периферии к центральной
нервной системе. Это чувствительные
нервные волокна и нервы, называемые
центростремительными, или афферентными
(аффераре - по-латыни "приносить").
По другим - центробежным, или эфферентным
(эффераре - по-латыни "уносить"), нервам
нервное возбуждение передается из центральной
нервной системы на периферию: к мышцам
(двигательные нервы) и к железам (секреторные
нервы).
Центральная
нервная система состоит из спинного,
промежуточного и головного мозга,
в котором различают серое
вещество (скопление тел нервных
клеток) и белое вещество (нервные
волокна, соединяющие одни клетки и
их группы с другими).
Спинной,
промежуточный и головной мозг покрыт
мозговыми оболочками и заключен
в костные покровы - позвоночный
столб и черепную коробку, также
выстланные особыми оболочками и
наполненные жидкостью, в которой
мозг как бы плавает. Такая гидравлическая
подушка предохраняет центральную
нервную систему от ушибов.
Живой
организм беспрерывно взаимодействует
с окружающей средой. Эволюция организма,
начиная от простейшего живого существа
типа вируса и кончая человеком - это
и есть развитие форм такого взаимодействия.
По мысли И. М. Сеченова, "организм
без внешней среды, поддерживающей
его существование, невозможен; поэтому
в научное определение