Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание

Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией .В советский период отечественными учёнными определение психики опералось на положение марксистской философией, ленинской теорией отражения и рефлекторной теорией. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность;психическое-свойство физиологического;физиологическое-материально,психическое-идеально; психическое отражение –идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа,2 курс менеджмент,студент-Сердюк Екатерина.docx

— 28.49 Кб (Скачать документ)

Тема 2.  Психика и организм

Вариант 9.

 

1.Психика  человека  и  его  основная  структура.

 

               Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией .В советский период отечественными учёнными определение психики опералось на положение марксистской философией, ленинской теорией отражения и рефлекторной теорией. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность;психическое-свойство физиологического;физиологическое-материально,психическое-идеально; психическое отражение –идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Под объективной реальностью понимается природный и социальный мир. Подчёркивалось, что человеческая психика формируется у индивидуума только в социуме. Несмотря на ряд достижений, такие исходные позиции по мере развития психологии и накопление ею практического опыта привели к трудностям. Оказалось, что понимание психики вне обращения к её духовной основе не достаточно для того, чтобы объяснить всю сложность психики человека и её природы. В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы  психики:

-материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;

- трансперсональный подход, ассимулирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом

восточных религий;

-подход, исходящий из признания духовной основы психики

             Основным свойством психики является её системность ,целостность и нерасчленённость. Психика, как система обладает определённой организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

             Психические процессы -это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.Они подразделяются на познавательные регулятивные и коммуникативные процессы. Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. Коммуникативные, обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя такие процессы, как ощущение и восприятие, процессы памяти и восприятия, процесс мышления.

                Психические свойства - индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов. К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

             Психическое состояние – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

-  эмоциональные  (тревога, радость, печаль и др.);

- активационные (активность, пассивность);

- тонические (бодрость , угнетённость);

- временные (длительность состояния).

  2.Сознание и бессознательное.

 

                 Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира.

                 Важнейшая характеристика сознания -его способность к коммуникации ,т.е. передаче другим людям того, что осознаёт данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Сознание структурировано и включает в себя несколько слоёв. В работе ведущего отечественного психолога В.П.Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное

Первый исходный уровень - бытийное сознание(сознание для бытия), или икзистенциальное , включает в себя:

-биодинамические свойства движений, опыт действий;

-чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку  для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться  в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень  сознания -рефлексивное (сознание для сознания)- включает в себя:

-значение;

-смысл.

Значение- содержание общественного сознание, усваемое человеком.

Смысл -субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

          Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета ,явление для личности. Происходят процессы взаимотрансформации значений и смыслов(осмысление значений и означение смыслов).

 

           Сознание тесно связанно с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем ,что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия сознательно сосредотачивает своё внимание на мысленном представлении какой-либо идеи, воспоминании определённом течении мысли, отвлекается от несущественного в данный момент.

         Сознание связанно также и с речью и без неё в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной  означенности,  наделённости определённым смыслом связанным с человеческой культурой. Слова - понятие содержат в себе указание на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные , а только основные, главные сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то ,что присуще именно им и отличает их от других,  внешне похожих на них предметов и явлений.

 

          Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г.Юнгом. Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием,возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга . Сознание же, как пишет Юнг , наоборот ,представляет собой эфемерные явления ,осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентацию, от чего его работу ,скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души ,т.е. содержание психической жизни регулируется архетипами : “Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам”.Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать ,как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

 

         Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

 

         Конкретно психологический смысл понятие бессознательного обрело в терапевтически обоснованной и ориентированной концепции З. Фрейда (1856-1939). В его концепции во взаимоотношениях сознательного и бессознательного на первом плане также стоят энергетические параметры. Каждое представление имеет определенный энергетический потенциал. Но для Фрейда бессознательное – это не только не достигшее степени осознания психическое, но и сознательное, вытесненное в сферу бессознательного. При этом энергетический потенциал представления может даже усиливаться, что проявляется в мере влияния этого представления на поведение. Кроме того, сознательное и бессознательное различаются качественно. Это выражает такое центральное понятие концепции Фрейда, как сублимация. Сублимация – преобразование формы разрядки энергетического потенциала представления из формы социально неприемлемой в форму социально одобряемую. Это может быть творческая деятельность, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, снимающие напряжение в формах, санкционированных обществом. 

3.  Соотношение психологических понятий и их определения:

- высший уровень психической  активности человека как социального  и духовного существа, отношение  к миру со знанием его объективных  закономерностей- есть сознание. 

Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание.

- совокупность психических образований,  процессов и состояний, не представленных  в сознании человека, в функционировании  и влиянии которых он не  отдает отчета- есть бессознательное.

Немецкий философ  Г. Лейбниц (1646—1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

- высокоорганизованный психический  процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком  своих качеств, самого себя- есть самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

•  сознание отличия себя от остального мира;

•  сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

•  сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

•  социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

 

 

 

 

 

Список изпользуемой литературы:

 

1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

2. http://dedovkgu.narod.ru/bib/stoljarenko1.htm

 

3. http://psylib.org.ua/books/genec01/txt11.htm

 

               Содержание :

Психика  человека  и  его  основная  структура

Стр.1

Сознание и бессознательное

Стр.4

Соотношение психологических понятий  и их определения

Стр.9

Список  изпользуемой литературы

Стр.11


 

 

 

 

 

 

 

                                                                        


Информация о работе Психика и организм