Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:25, контрольная работа
Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией .В советский период отечественными учёнными определение психики опералось на положение марксистской философией, ленинской теорией отражения и рефлекторной теорией. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность;психическое-свойство физиологического;физиологическое-материально,психическое-идеально; психическое отражение –идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью.
Тема 2. Психика и организм
Вариант 9.
1.Психика человека и его основная структура.
Психика – это общее понятие, обозначающее
совокупность всех психических явлений,
изучаемых психологией .В советский период
отечественными учёнными определение
психики опералось на положение марксистской
философией, ленинской теорией отражения
и рефлекторной теорией. Психику следовало
понимать как свойство мозга отражать
объективную действительность;психическое-
-материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;
- трансперсональный подход, ассимулирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом
восточных религий;
-подход, исходящий из признания духовной основы психики
Основным свойством психики является её системность ,целостность и нерасчленённость. Психика, как система обладает определённой организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.
Психические процессы -это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.Они подразделяются на познавательные регулятивные и коммуникативные процессы. Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. Коммуникативные, обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя такие процессы, как ощущение и восприятие, процессы памяти и восприятия, процесс мышления.
Психические свойства - индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов. К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.
Психическое состояние – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:
- эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
- активационные (активность, пассивность);
- тонические (бодрость , угнетённость);
- временные (длительность состояния).
2.Сознание и бессознательное.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира.
Важнейшая характеристика сознания -его способность к коммуникации ,т.е. передаче другим людям того, что осознаёт данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Сознание структурировано и включает в себя несколько слоёв. В работе ведущего отечественного психолога В.П.Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное
Первый исходный уровень - бытийное сознание(сознание для бытия), или икзистенциальное , включает в себя:
-биодинамические свойства движений, опыт действий;
-чувственные образы.
На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.
Второй уровень сознания -рефлексивное (сознание для сознания)- включает в себя:
-значение;
-смысл.
Значение- содержание общественного сознание, усваемое человеком.
Смысл -субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.
Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета ,явление для личности. Происходят процессы взаимотрансформации значений и смыслов(осмысление значений и означение смыслов).
Сознание тесно связанно с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем ,что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия сознательно сосредотачивает своё внимание на мысленном представлении какой-либо идеи, воспоминании определённом течении мысли, отвлекается от несущественного в данный момент.
Сознание связанно также и с речью и без неё в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенности, наделённости определённым смыслом связанным с человеческой культурой. Слова - понятие содержат в себе указание на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные , а только основные, главные сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то ,что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г.Юнгом. Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием,возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга . Сознание же, как пишет Юнг , наоборот ,представляет собой эфемерные явления ,осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентацию, от чего его работу ,скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души ,т.е. содержание психической жизни регулируется архетипами : “Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам”.Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать ,как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.
Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.
Конкретно психологический смысл понятие
бессознательного обрело в терапевтически
обоснованной и ориентированной концепции
З. Фрейда (1856-1939). В его концепции во взаимоотношениях
сознательного и бессознательного на
первом плане также стоят энергетические
параметры. Каждое представление имеет
определенный энергетический потенциал.
Но для Фрейда бессознательное – это не
только не достигшее степени осознания
психическое, но и сознательное, вытесненное
в сферу бессознательного. При этом энергетический
потенциал представления может даже усиливаться,
что проявляется в мере влияния этого
представления на поведение. Кроме того,
сознательное и бессознательное различаются
качественно. Это выражает такое центральное
понятие концепции Фрейда, как сублимация.
Сублимация – преобразование формы разрядки
энергетического потенциала представления
из формы социально неприемлемой в форму
социально одобряемую. Это может быть
творческая деятельность, а также шутки,
проявления остроумия и прочие действия,
снимающие напряжение в формах, санкционированных
обществом.
3. Соотношение психологических понятий и их определения:
- высший уровень психической
активности человека как
Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание.
- совокупность психических
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
- высокоорганизованный
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
• сознание отличия себя от остального мира;
• сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Список изпользуемой литературы:
1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
2. http://dedovkgu.narod.ru/bib/
3. http://psylib.org.ua/books/
Содержание :
Психика человека и его основная структура |
Стр.1 |
Сознание и бессознательное |
Стр.4 |
Соотношение психологических понятий и их определения |
Стр.9 |
Список изпользуемой литературы |
Стр.11 |