Психика и зоннание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:36, доклад

Описание

Психика и сознание.Если психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективного мира, то сознание – высший, качественно новый уровень развития психики, свойственный только человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный формами общественно-исторической деятельности людей.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889–1960) важнейшими атрибутами психики считал переживания (эмоции, чувства, потребности), познание (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление), свойственные как человеку, так и позвоночным животным, и отношение, присущее только человеку. Отсюда можно сделать вывод, что сознание есть только у человека, психика – у позвоночных животных, имеющих кору головного мозга, а у насекомых, как и у всей ветви беспозвоночных животных, как и у растений, психики нет.

Работа состоит из  1 файл

Психика и сознание.docx

— 17.38 Кб (Скачать документ)

Психика и сознание.Если психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективного мира, то сознание – высший, качественно новый уровень развития психики, свойственный только человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный формами общественно-исторической деятельности людей.

      Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889–1960) важнейшими атрибутами психики считал переживания (эмоции, чувства, потребности), познание (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление), свойственные как человеку, так и позвоночным животным, и отношение, присущее только человеку. Отсюда можно сделать вывод, что сознание есть только у человека, психика – у позвоночных животных, имеющих кору головного мозга, а у насекомых, как и у всей ветви беспозвоночных животных, как и у растений, психики нет.

      Сознание  имеет общественно-исторический  характер.Оно возникло в результате перехода человека к трудовой деятельности. Поскольку человек – существо социальное, на его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым и принадлежит решающая роль.

      Животное  отражает только те явления  или их стороны, которые отвечают  их биологическим потребностям, а человек, подчиняясь высоким  общественным требованиям, зачастую  действует в ущерб собственным  интересам, а иногда и жизни.  Действия и поступки человека  подчинены специфически человеческим  потребностям и интересам, т.  е. побуждаются социальными, а  не биологическими потребностями.

      Сознание  меняется: а) в историческом плане  – в зависимости от социально-экономических  условий (то, что 10 лет назад  воспринималось как новое, оригинальное, передовое, сегодня безнадежно  устарело); б) в онтогенетическом  плане – в ходе жизни одного  человека; в) в гностическом плане  – от чувственного познания  к абстрактному.

      Сознание  носит активный характер.Животное приспосабливается к окружающей среде, вносит в нее изменения только в силу своего присутствия, а человек сознательно изменяет природу для удовлетворения своих потребностей, познавая законы окружающего мира, и на этой основе ставит цели по его преобразованию. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (В.И. Ленин).

      Отражение  носит прогнозирующий характер.Прежде чем создать что-либо, человек должен представить себе, что именно он хочет получить. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально» (К. Маркс).

      Только  человек может предсказать те  явления, которые еще не наступили,  планировать способы действия, осуществлять  контроль над ними, корректировать  их с учетом изменившихся условий.

      Сознание  осуществляется в форме теоретического  мышления, т. е. носит обобщенный и абстрактный характерв форме познания существенных связей и отношений окружающего мира.

      Сознание  включено в систему отношений  к объективной действительности: человек не только познает  окружающий мир, но и каким-то  образом относится к нему: «мое  отношение к моей среде и  есть мое сознание» (К. Маркс).

      Сознание  неразрывно связано с языком, в котором отражаются цели  действий людей, пути и способы  их достижения, происходит оценка  поступков. Благодаря языку человек  отражает не только внешний,  но и внутренний мир, самого  себя, свои переживания, желания,  сомнения, мысли.

      Животное  может грустить при разлуке  с хозяином, радоваться при встрече  с ним, но сказать об этом  оно не может. Человек же  может обозначить свои чувства  словами: «Я скучаю», «Я радуюсь», «Я надеюсь, что ты скоро  вернешься».

      Сознание  – это то, что отличает человека  от животного и оказывает решающее  влияние на его поведение, деятельность  и жизнь в целом.

      Сознание  не существует само по себе  где-то внутри человека, оно формируется  и проявляется в деятельности.

      Изучая  структуру индивидуального сознания, выдающийся отечественный психолог  А.Н. Леонтьев (1903–1979) выделил три  его составляющие: чувственную ткань  сознания, значение и личностный  смысл.

      В  работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) А.Н. Леонтьев писал,  что чувственная ткань сознания«образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д... Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное „поле и объект его деятельности“. Чувственная ткань – переживание „чувства реальности“.

       Значения –это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т. п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в него свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытая совокупной общественной практикой». Универсальным языком значений является язык искусства – музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

      Преломляясь  в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только  ему присущий смысл. Например, все дети хотели бы получать  пятерки. Отметка «пять» имеет  общее для всех них значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка  – показатель его знаний, способностей, для другого – символ того, что он лучше других, для третьего  – способ добиться обещанного  подарка от родителей и т.  п. То содержание значения, которое  оно приобретает лично для  каждого человека, называется личностным  смыслом.

      Личностный  смысл, таким образом, отражает  субъективную значимость тех  или иных событий, явлений действительности  по отношению к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает  пристрастность человеческого сознания».

      Несовпадение  личностных смыслов влечет за  собой трудности понимания. Случаи  непонимания людьми друг друга,  возникающие из-за того, что одно  и то же событие, явление  имеет для них разный личностный  смысл, получило название «смыслового  барьера». Этот термин ввела психолог  Л.С. Славина.

      Все  эти составляющие вместе создают  ту сложную и удивительную  реальность, которая и есть человеческое  сознание.

      Сознание  следует отличать от осознаваемостипредметов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при постановке специальной задачи. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически, однако при затруднении может вспомнить правила, сделать свои действия осознанными. При выработке любого нового умения, освоении любой новой деятельности определенная часть действий автоматизируется, сознательно не контролируется, но всегда вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухудшению деятельности. Известна, например, сказка о сороконожке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие – потом. Сороконожка попыталась проследить, как же она ходит, и упала. Это явление даже получило название – «эффект сороконожки».

      Иногда  мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.

      Явления  психики, которые актуально не  осознаются, но могут быть осознаны  в любой момент, называются предсознательными.

      Вместе  с тем многие переживания, отношения,  чувства мы не можем осознать  или осознаем неправильно. Однако  все они воздействуют на наше  поведение, нашу деятельность, побуждают  их. Данные явления называются  бессознательными.Если предсознательное – это то, на что не направляется внимание, то бессознательное – то, что не может быть осознано.

      Это  может происходить по разным  причинам. Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений может быть травмирующим, поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.

      К  сфере бессознательного относится также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами органов чувств. Известен, например, прием «нечестной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продукта. Кадр этот сознанием не воспринимается, мы его как бы не видим, однако реклама «работает». Так, описан случай, когда подобный прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко возросла.

      Между  сознанием и бессознательным,  как считают представители ряда  направлений современной науки,  нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими  психики человека. Ряд образований  (например, личностные смыслы) в равной  степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считают, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.

Информация о работе Психика и зоннание