Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:04, реферат
Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.
Томский
Государственный Университет
Факультет психологии
Курс ”История
психологии ”
Реферат
на тему:
«Психоаналитическая
теория З.Фрейда»
Студент Соловьев Р.И.
Преподаватель Черепанов И.В.
Томск 1998
г.
Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Почти за 45 активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:
Далее
мы рассмотрим психодинамическую теорию
личности Фрейда как основу всех дальнейших
исследований, таких как психоаналитическая
терапия, психоанализ и многое другое.
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА
Термин
«психоанализ» имеет три
Это соединение
теории с терапией и оценкой личности
связывает все представления о поведении
человека, но за этим лежит небольшое число
исходных концепций и принципов. Рассмотрим
сначала взгляды Фрейда на организацию
психики, на так называемую «топографическую
модель».
Топографическая модель уровней сознания.
Согласно этой модель в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.
Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.
Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.
Самая
глубокая и значимая область разума
– бессознательное.
Оно представляет собой хранилище примитивных
инстинктивных побуждений плюс эмоции
и воспоминания, которые в результате
ряда причин были вытеснены из сознания.
Область бессознательного во многом определяет
наше повседневное функционирование.
Структура личности.
Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.
Взаимосвязь между
Из рисунка видно что сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня.
Рассмотрим
поподробнее все три структуры.
ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З.Фрейд «Я и Оно»).
Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».
Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.
Первичные процессы - нелогичная, иррациональная
форма человеческих
Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, « исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение
Некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.
Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.
СУПЕРЭГО.
«Мы
хотим сделать предметом этого исследования
Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно
ли это? Ведь Я является самым подлинным
субъектом, как же оно может стать объектом?
И все-таки, несомненно, это возможно. Я
может взять себя в качестве объекта, обращаться
с собой, как с прочими объектами, наблюдать
себя, критиковать и бог знает, что еще
с самим собой делать. При этом одна часть
Я противопоставляет себя остальному
Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется
в некоторых своих функциях, по крайней
мере, на время…Я мог бы сказать просто,
что особая инстанция, которую я начинаю
различать в Я, является совестью, но более
осторожным было бы считать эту инстанцию
самостоятельной и предположить, что совесть
является одной из ее функций, а самонаблюдение,
необходимое как предпосылка судебной
деятельности совести, является
другой ее функцией. А так как, признавая
самостоятельное существование какой-либо
вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне
называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"»(Фрейд
З. Лекции по психоанализу. Л.№31)
Так представлял Фрейд суперэго – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.
Будучи
морально-этической силой
Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.
Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть
приобретается посредством
Суперэго
считается полностью сформировавшимся,
когда родительский контроль заменяется
на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля
не служит принципу реальности. Суперэго
направляет человека к абсолютному совершенству
в мыслях, словах и поступках. Оно пытается
убедить эго в преимуществе идеалистических
идей над реалистическими.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПОВЕДЕНИЯ
Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти.
Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо –термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.
Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.