Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:30, лекция
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел З. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по З. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. З. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого.
Эти примеры ярко иллюстрируют мысль Э. Эриксона о том, что человеческое существование зависит от трех процессов организации, которые должны дополнять друг друга:
биологический процесс иерархической организации органических систем, составляющих тело (сома);
психический процесс, организующий индивидуальный опыт посредством эгосинтеза (психика);
общественный процесс
Э. Эриксон особенно подчеркивает,
что для целостного понимания любого события
человеческой жизни необходимы все эти
три подхода.
Во многих культурах ребенка принято отнимать
от груди в определенное время. В классическом
психоанализе, как известно, это событие
рассматривается как одна из самых глубоких
детских травм, последствия которой остаются
на всю жизнь. Э. Эриксон, однако, не столь
драматично оценивает это событие. По
его мнению, поддержание базового доверия
возможно и при другой форме кормления.
Если ребенка берут на руки, укачивают,
улыбаются ему, разговаривают с ним, то
у него формируются все социальные достижения
этой стадии. При этом родители не должны
руководить ребенком только лишь путем
принуждения и запретов, они должны уметь
передать ребенку "глубокое и почти
органическое убеждение, что есть некое
значение в том, что они сейчас с ним делают".
Однако даже в самых благоприятных случаях
неизбежны запреты и ограничения, вызывающие фрустрации. Они оставляют у ребенка чувство
отверженности и создают основу для базового
недоверия к миру.
Вторая стадия развития личности, по Э.
Эриксону, состоит в формировании и отстаивании
ребенком своей автономии и независимости.
Она начинается с того момента, как ребенок
начинает ходить. На этой стадии зона получения
удовольствия связана с анусом. Анальная
зона создает два противоположных модуса
- модус удержания и модус расслабления.
Общество, придавая особое значение приучению
ребенка к опрятности, создает условия
для доминирования этих модусов, их отрыва
от своего органа и преобразования в такие
модальности поведения, как сохранение
и уничтожение. Борьба за "сфинктерный
контроль" в результате придаваемого
ему значения со стороны общества преобразуется
в борьбу за овладение своими двигательными
возможностями, за утверждение своего
нового, автономного "Я". Возрастающее
чувство самостоятельности не должно
подрывать сложившегося базового доверия
к миру.
Контроль со стороны родителей позволяет
сохранить это чувство через ограничение
растущих желаний ребенка требовать, присваивать,
разрушать, когда он как бы проверяет силу
своих новых возможностей.
"Внешняя твердость должна предохранять
ребенка от потенциальной анархии со стороны
еще не тренированного чувства различения,
его неспособности осторожно удерживать
и отпускать", - пишет Э. Эриксон. Эти
ограничения, в свою очередь, создают основу
для негативного чувства стыда и сомнения.
Появление чувства стыда, по мнению Э.
Эриксона, связано с возникновением самосознания,
ибо стыд предполагает, что субъект полностью
выставлен на общее обозрение, и он понимает
свое положение. "Тот, кто переживает
стыд, хотел бы заставить весь мир не смотреть
на него, не замечать его "наготы",
- писал Э. Эриксон. - Он хотел бы ослепить
весь мир. Или же, напротив, он сам желает
стать невидимым". Наказания и пристыживания
ребенка за плохие поступки приводят к
ощущению того, что "глаза мира смотрят
на него". "Ребенок хотел бы принудить
весь мир не смотреть на него", но это
невозможно. Поэтому социальное неодобрение
его поступков формирует у ребенка "внутренние
глаза мира" - стыд за свои ошибки. По
словам Э. Эриксона, "сомнение есть брат
стыда". Сомнение связано с осознанием
того, что собственное тело имеет переднюю
и заднюю сторону - спину. Спина недоступна
зрению самого ребенка и полностью подчинена
воле других людей, которые могут ограничить
его стремление к автономии. Они называют
"плохими" те функции кишечника, которые
самому ребенку доставляют удовольствие
и облегчение. Отсюда все, что в последующей
жизни человек оставляет позади, создает
основания для сомнений и иррациональных
страхов.
Борьба чувства независимости против
стыда и сомнения приводит к установлению
соотношения между способностью сотрудничать
с другими людьми и настаивать на своем,
между свободой самовыражения и ее ограничением.
В конце стадии складывается подвижное
равновесие между этими противоположностями.
Оно будет положительным, если родители
и близкие взрослые не будут, управляя
ребенком чрезмерно, подавлять его стремление
к автономии. "Из чувства самоконтроля
при сохранении положительной самооценки
происходит устойчивое чувство доброжелательности
и гордости; из чувства утраты самоконтроля
и чужеродного внешнего контроля рождается
устойчивая склонность к сомнению и стыду",
- подчеркивал Э. Эриксон.
Модусы вторжения и включения создают
новые модальности поведения на третьей,
инфантильно-генитальной стадии развития
личности. "Вторжение в пространство
посредством энергичных перемещений,
в другие тела посредством физического
нападения, в уши и души других людей посредством
агрессивных звуков, в неизвестное посредством
снедающего любопытства", - таков, по
описанию Э. Эриксона, дошкольник на одном
полюсе своих поведенческих реакций, тогда
как на другом он восприимчив к окружающему,
готов устанавливать нежные и заботливые
отношения со сверстниками и маленькими
детьми. У З.Фрейда эта стадия носит название фаллической,
или Эдиповой. По мнению Э. Эриксона, интерес
ребенка к своим гениталиям, осознание
своей половой принадлежности и стремление
занять место отца (матери) в отношениях
с родителями противоположного пола -
лишь частный момент развития ребенка
в этот период. Ребенок жадно и активно
познает окружающий мир; в игре, создавая
воображаемые, моделирующие ситуации,
ребенок совместно со сверстниками осваивает "экономический
этос культуры", то есть систему отношений
между людьми в процессе производства.
В результате этого у ребенка формируется
желание включиться в реальную совместную
со взрослыми деятельность, выйти из роли
маленького. Но взрослые остаются для
ребенка всемогущими и непостижимыми,
они могут стыдить и наказывать. В этом
клубке противоречий должны сформироваться
качества активной предприимчивости и
инициативы.
Чувство инициативности, по мнению Э. Эриксона,
имеет всеобщий характер. "Само слово
инициативность, - пишет Э. Эриксон, - для
многих имеет американский и предпринимательский
оттенок. Тем не менее, инициативность
является необходимым аспектом любого
действия, и инициативность необходима
людям во всем, чем они занимаются и чему
учатся, начиная от собирания плодов и
кончая системой свободного предпринимательства".
Агрессивное поведение ребенка неизбежно
влечет за собой ограничение инициативы
и появление чувства вины и тревожности.
Так, по Э. Эриксону, закладываются новые
внутренние инстанции поведения - совесть
и моральная ответственность за свои мысли
и действия. Именно на этой стадии развития,
как ни на какой другой, ребенок готов
быстро и жадно учиться. "Он может и
хочет совместно действовать, объединяться
с другими детьми для целей конструирования
и планирования, и он же стремится извлекать
пользу от общения со своим учителем и
готов превзойти любой идеальный прототип",
- отмечал Э. Эриксон.
Четвертую стадию развития личности, которую
психоанализ называет "латентным"
периодом, а Э. Эриксон - временем "психосексуального
моратория", характеризует определенная
дремотность инфантильной сексуальности
и отсрочка генитальной зрелости, необходимая
для того, чтобы будущий взрослый человек
научился техническим и социальным основам
трудовой деятельности. Школа в систематическом
виде приобщает ребенка к знаниям о будущей
трудовой деятельности, передает в специально
организованной форме "технологический
этос" культуры, формирует трудолюбие.
На этой стадии ребенок учится любить
учиться и учится наиболее самоотверженно
тем типам техники, которые соответствуют
данному обществу.
Опасность, подстерегающая ребенка на
этой стадии, состоит в чувствах неадекватности
и неполноценности. По мнению Э. Эриксона,
"ребенок в этом случае переживает отчаяние
от своей неумелости в мире орудий и видит
себя обреченным на посредственность
или неадекватность". Если в благоприятных
случаях фигуры отца и матери, их значимость
для ребенка отходят на второй план, то
при появлении чувства своего несоответствия
требованиям школы семья вновь становится
убежищем для ребенка.
Э. Эриксон подчеркивает, что на каждой
стадии развивающийся ребенок должен
приходить к жизненно важному для него
чувству собственной состоятельности,
и его не должна удовлетворять безответственная
похвала или снисходительное одобрение.
Его эго-идентичность достигает реальной
силы только тогда, когда он понимает,
что его достижения проявляются в тех
сферах жизни, которые значимы для данной
культуры.
Пятую стадию в развитии личности
характеризует самый глубокий жизненный
кризис. Детство подходит к концу. Завершение
этого большого этапа жизненного пути
характеризуется формированием первой
цельной формы эго-идентичности. Три линии
развития приводят к этому кризису: это
бурный физический рост и половое созревание
("физиологическая революция"); озабоченность
тем, "как я выгляжу в глазах других",
"что я собой представляю"; необходимость
найти свое профессиональное призвание,
отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным
способностям и требованиям общества.
В подростковом кризисе идентичности
заново встают все пройденные критические
моменты развития. Подросток теперь должен
решить все старые задачи сознательно
и с внутренней убежденностью, что именно
такой выбор значим для него и для общества.
Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность,
инициативность, освоенные умения создадут
новую целостность личности.
Юношеский возраст - наиболее важный период
развития, на который приходится основной
кризис идентичности. За ним следует либо
обретение "взрослой идентичности",
либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности".
Интервал между юностью и взрослым состоянием,
когда молодой человек стремится (путем
проб и ошибок) найти свое место в обществе,
Э. Эриксон назвал "психическим мораторием".
Острота этого кризиса зависит как от
степени решения более ранних кризисов
(доверия, независимости, активности и
др.), так и от всей духовной атмосферы
общества. Непреодоленный кризис ведет
к состоянию острой диффузии идентичности,
составляет основу социальной патологии
юношеского возраста.
Синдром социальной патологии идентичности по Э. Эриксону:
регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса;
смутное, но устойчивое состояние тревоги;
чувство изоляции и опустошенности;
постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь;
страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;
враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс");
презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет").
В крайних случаях имеет
место поиск негативной идентичности,
стремление "стать ничем" как
единственный способ самоутверждения.
Отметим еще несколько важных наблюдений Э. Эриксона, относящихся к периоду юности.
Влюбленность, возникающая в этом возрасте,
по мнению Э. Эриксона, первоначально не
носит сексуального характера. "В значительной
степени юношеская влюбленность есть
попытка прийти к определению собственной
идентичности путем проекции собственного
первоначально не отчетливого образа
на кого-то другого и лицезрения его уже
в отраженном и проясненном виде, - считает
Э. Эриксон. - Вот почему проявление юношеской
влюбленности во многом сводится к разговорам",
- писал он. По логике развития личности
молодым людям присущи избирательность
в общении и жестокость по отношению ко
всем "чужакам", отличающимся социальным
происхождением, вкусами или способностями.
"Часто специальные детали костюма
или особые жесты временно избираются
в качестве знаков, помогающих отличать
"своего" от "чужака"... такая
нетерпимость является защитой для чувства
собственной идентичности от обезличивания
и смешения", - писал он.
Становление эго-
Опасность же этой стадии представляет
одиночество, избегание контактов, требующих
полной близости. Такое нарушение, по мнению
Э. Эриксона, может вести к острым "проблемам
характера", к психопатологии. Если
психический мораторий продолжается и
на этой стадии, то вместо чувства близости
возникает стремление сохранить дистанцию,
не пускать на свою "территорию",
в свой внутренний мир. Существует опасность,
что эти стремления могут превратиться
в личностные качества - в чувство изоляции
и одиночества. Преодолеть эти негативные
стороны идентичности помогает любовь.
Э. Эриксон считает, что именно по отношению
к молодому человеку, а не к юноше и тем
более к подростку, можно говорить об "истинной
генитальности". Э. Эриксон напоминает,
что любовь не должна пониматься только
как сексуальное влечение, ссылаясь на
фрейдовское различение "генитальной любви"
и "генитальной любви". Э. Эриксон
указывает, что появление зрелого чувства
любви и установление творческой атмосферы
сотрудничества в трудовой деятельности
подготавливают переход на следующую
стадию развития.
Седьмая стадия рассматривается как центральная
на взрослом этапе жизненного пути человека.
По Э. Эриксону, развитие личности продолжается
в течение всей жизни. (Напомним, что для
З. Фрейда человек остается только неизменным
продуктом своего детства, постоянно испытывающим
ограничения со стороны общества). Развитие
личности продолжается благодаря влиянию
со стороны детей, которое подтверждает
субъективное ощущение своей нужности
другим. Производительность и порождение
(продолжение рода) как главные положительные
характеристики личности на этой стадии
реализуются в заботе о воспитании нового
поколения, в продуктивной трудовой деятельности
и в творчестве. Во все, что делает человек,
он вкладывает частицу своего "Я",
и это приводит к личностному обогащению.
"Зрелый человек, - пишет Э. Эриксон,
- нуждается в том, чтобы быть нужным, и
зрелость нуждается в руководстве и поощрении
со стороны своих отпрысков, о которых
необходимо заботиться". При этом речь
необязательно идет только о собственных
детях.
Напротив, в том случае, если складывается
неблагоприятная ситуация развития, появляется
чрезмерная сосредоточенность на себе,
которая приводит к косности и застою,
к личностному опустошению. Такие люди
часто рассматривают себя как свое собственное
и единственное дитя. Если условия благоприятствуют
такой тенденции, то наступает физическая
и психологическая инвалидизация личности.
Она подготовлена всеми предшествующими
стадиями, если соотношение сил в их течении
складывалось в пользу неуспешного выбора.
Стремление к заботе о другом, творческий
потенциал, желание творить вещи, в которые
вложена частица неповторимой индивидуальности,
помогает преодолеть возможное формирование
самопоглощенности и личностное оскудевание.
Восьмая стадия жизненного пути характеризуется
достижением новой завершенной формы
эго-идентичности. Только в человеке, который
каким-то образом проявил заботу в отношении
людей и вещей и приспособился к успехам
и разочарованиям, неотъемлемым от жизни,
в родителе детей и создателе вещей и идей
- только в нем постепенно созревает плод
всех семи стадий - целостность личности.
Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души:
это всевозрастающая личностная
уверенность в своей
это постнарцистическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются;
это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;
это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;
это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре.
Обладатель такой личности
понимает, что жизнь отдельного человека
есть лишь случайное совпадение единственного
жизненного цикла с единственным
отрезком истории, и перед лицом
этого факта смерть теряет свою силу.
Мудрый индеец, истинный джентльмен и
добросовестный крестьянин в полной
мере разделяют это итоговое состояние
личностной целостности и узнают
его друг у друга.
На этой стадии развития возникает мудрость,
которую Э. Эриксон определяет как отстраненный
интерес к жизни как таковой перед лицом
смерти.
Напротив, отсутствие этой личностной
интеграции ведет к страху смерти. Возникает
отчаяние, ибо слишком мало осталось времени,
чтобы начать жизнь сначала и по-новому,
чтобы попытаться достичь личностной
целостности иным путем. Это состояние
можно передать словами русского поэта
В.С. Высоцкого: "Вам вечным холодом
и льдом сковало кровь от страха жить и
от предчувствия кончины".
В результате борьбы положительных и отрицательных
тенденций в решении основных задач на
протяжении эпигенеза формируются основные
"добродетели" личности.
Но поскольку позитивные чувства всегда существуют и противостоят негативным, то и "добродетели" имеют два полюса. Так:
базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ - ОТДАЛЕНИЕ;
автономность против стыда и сомнения - ВОЛЮ - ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;
инициативность против вины - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - АПАТИЮ;
трудолюбие против чувства собственной неполноценности - КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ИНЕРЦИЮ;
идентичность против диффузии идентичности - ВЕРНОСТЬ - ОТРЕЧЕНИЕ;
близость против одиночества - ЛЮБОВЬ - ЗАМКНУТОСТЬ;
порождение против самопоглощенности - ЗАБОТА - ОТВЕРЖЕНИЕ;
эгоинтеграция против потери интереса к жизни - МУДРОСТЬ - ПРЕЗРЕНИЕ.
Э. Эриксон - последователь З. Фрейда. В "Словаре знаменитых американцев", вышедшем к 200-летию США, он был назван "наиболее ярким в творческом отношении из всех, кто работал в психоаналитической традиции после Фрейда". Как подчеркивает Д. Н. Ляликов, наиболее ценно у Э. Эриксона главное ядро его учения: разработка понятий личной и групповой идентичности, психического моратория, учения о юношеском кризисе идентичности. Сам Э. Эриксон считал, что он расширил фрейдистскую концепцию, вышел за ее рамки.
Во-первых, он перенес ударение с "Оно" на "Я". По словам Э. Эриксона, его книга "Детство и общество" - это психоаналитическая работа об отношении "Я" к обществу. Э. Эриксон принимает идею неосознанной мотивации, но посвящает свои исследования главным образом процессам социализации.
Во-вторых, Э. Эриксон вводит новую систему, в которой развивается ребенок. Для З. Фрейда - это треугольник: ребенок - мать - отец. Э. Эриксон рассматривает развитие в более широкой системе социальных отношений, подчеркивая историческую реальность, в которой "Я" развивается. Он касается динамики отношений между членами семьи и социокультурной реальностью.
В-третьих, теория Э. Эриксона отвечает требованиям времени и того общества, которому он сам принадлежит.
Цель Э. Эриксона - выявить
генетические возможности для преодоления
психологических жизненных кризисов.
Если З. Фрейд посвятил свои работы этиологии
патологического развития, то Э. Эриксон
сосредоточил основное внимание на изучении
условий успешного разрешения психологических
кризисов, дав новое направление психоаналитической
теории.
В 1966 г. в докладе, прочитанном в Лондонском
Королевском обществе, Э. Эриксон применил
некоторые положения этологии к своей
схеме индивидуального развития. Этологи
показали, что наиболее высокоорганизованные
животные развивают в отношениях друг
с другом систему ритуализированных действий,
служащих фактически средством выживания
для отдельных особей. Надо заметить, что
у примитивных народов существует практика
ежегодных ритуальных войн, служащих для
предотвращения настоящей войны. На всех
уровнях человеческих отношений, в сущности,
есть ритуализированные действия. В способности
к ритуализации своих отношений и выработке
новых ритуалов Э. Эриксон видит возможность
создания нового стиля жизни, способного
привести к преодолению агрессивности
и амбивалентности в человеческих отношениях.
В статье "Онтогенез ритуализаций"
Э. Эриксон пишет, что понятие "ритуал" имеет три
разных значения:
Одно из наиболее старых используется
в этнографии и относится к обрядам и ритуалам,
совершаемым взрослыми людьми для того,
чтобы отметить повторяющиеся события:
смену времен года или периодов жизни.
В этих ритуалах принимает участие молодежь,
и дети могут наблюдать их.
В психиатрии термин "ритуал" применяется
для обозначения навязчивого поведения,
навязчивых повторяющихся действий, похожих
на действия животных, запертых в клетке.
В этологии термин "ритуал" используется
для описания определенных, сформированных
в филогенезе церемониальных действий
у так называемых общественных животных.
Примером может служить церемония приветствия,
которую описал К. Лоренц. Когда новорожденный
гусенок выбирается из гнезда и лежит
с безвольно вытянутой шеей в куче влажных
обломков скорлупы, у него можно наблюдать
жизненно важную реакцию: если наклониться
к нему и издать звук, напоминающий звуки
гусыни, то гусенок поднимет головку, вытянет
шею и издаст тонкий, но ясно различимый
звук. Таким образом, до того, как гусенок
начнет ходить или есть, он может осуществить
эту раннюю форму ритуала встречи. Жизнь
и рост гусенка зависит от успешности
этого самого первого отклика на присутствие
матери (и она, в свою очередь, добивается
его). Так, уже на филогенетическом уровне
в повторяющихся формах поведения, которые
этологи и Э. Эриксон, вслед за ними, называют
ритуализацией, существует взаимосвязь,
содержание которой - обмен сообщениями.
Э. Эриксон обозначил критерии подлинных ритуализированных действий:
общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;
способность к развитию по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий в дальнейшем, на более поздних этапах, обретают символическое значение;
способность сохранять известную новизну при всех повторениях, игровой характер.
Ритуализация в человеческом
поведении - это основанное на соглашении
взаимодействие по меньшей мере двух людей,
которые возобновляют его через определенные
интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах;
оно имеет важное значение для "Я"
всех участников.
Свойства ритуалов. Наиболее ярко ритуализация
проявляется в том способе, каким мать
и ребенок приветствуют друг друга утром.
Э. Эриксон так описывает этот процесс.
Проснувшийся ребенок сообщает об этом
своей матери и немедленно пробуждает
в ней обширный репертуар эмоционального,
вербального и двигательного поведения.
Она обращается к младенцу с улыбкой или
тревожным вниманием, весело или озабоченно
произносит имя и приступает к действиям:
осматривает, ощупывает, нюхает; определяет
возможные источники неудобства и предпринимает
необходимые действия для их устранения,
изменяет положение ребенка, успокаивает
его, готовится к кормлению и т.д.
Если наблюдать этот процесс несколько
дней подряд (и особенно в новой, незнакомой
этнографической среде), то видно, что
поведение матери сильно формализовано (она
старается вызвать у ребенка заранее известный
ответ). В то же время это поведение индивидуализировано
Надо отметить, что вся эта процедура связана
с периодичностью жизненных физиологических
потребностей и представляет собой практическую
необходимость как для матери, так и для
ребенка. Э. Эриксон оценивает ее "как
маленькое, но прочное звено связи в громадной
последовательности поколений". Важное значение
придается имени ребенка. Мать может называть
ребенка полным или уменьшительным именем.
Имя обычно заботливо подобрано и закреплено
в обряде наречения. Но какое бы значение
ни придавалось имени, его произнесение
во время приветствия соединяется с другими
выражениями заботливого внимания и имеет
особое значение для матери и, в конечном
итоге, для ребенка. Так, согласно психоанализу,
"человек живет как бы в прошлых поколениях
и одновременно в своем собственном".
Стадии развития ритуализаций, по Э. Эриксону,
представлены в таблице 2.