Психодрама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:41, доклад

Описание

Создатель психодрамы Якоб Морено родился в 1889 году в Бухаресте. Будучи ребёнком, его семья переехала в Вену, где в 1917 году он получил диплом врача. Первое время он работал врачом-терапевтом и проявлял особое внимание к эмоциональной сфере и социальным отношениям пациентов. Годом рождения психодрамы является 1921 – год создания Морено «Театра спонтанности» - это театр, в котором зритель является полноправным актёром.

Работа состоит из  1 файл

Психодрама.docx

— 21.11 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  государственный электротехнический университет

                                 «ЛЭТИ» 

                        Кафедра философии 
 
 
 

                  Доклад по психологии на тему

                        «Психодрама» 
 

                                          Подготовила: Дубовцева Т.

                                          Факультет: ФКТИ

                                          Группа: 0304

                                          Преподаватель: Фёдорова Т.Ю.

                  Санкт-Петербург 2011 

             Структура выступления.

1. Краткие сведения  об отце-основателе психодрамы.

2. Театр спонтанности.

3. Процесс психодраматической сессии:

  • Выбор протагониста
  • Непосредственно действие
  • Шеринг

4. Терапевтический  эффект психодрамы.

5. Представители  психодрамы.

6. Вывод. 
 
 
 
 
 
 
 

      Психодрама — это один из старейших методов групповой психотерапии. Слово «психодрама» происходит от греческих слов psyche – душа и drama – действие.

      Создатель психодрамы Якоб Морено родился в 1889 году в Бухаресте. Будучи ребёнком,  его семья переехала в Вену, где в 1917 году он получил диплом врача. Первое время он работал врачом-терапевтом и проявлял особое внимание к эмоциональной сфере и социальным отношениям пациентов. Годом рождения психодрамы является 1921 – год создания Морено «Театра спонтанности» - это театр, в котором зритель является полноправным актёром. Морено пишет:  «В настоящий момент с учащимися обращаются так, как если бы это были лягушки с удаленной корой головного мозга. Им в лучшем случае позволяется воспроизводить сохраняемые в культуре роли». Здесь должны были слиться воедино реальное и воображаемое, стереться граница между сценой и зрительным залом, между участниками действия и зрителями. "С уничтожением противопоставления исполнитель - зритель все пространство театра становится полем действия", - пишет он в вышедшей в 1923 году книге "Театр спонтанности". - Это театр, собирающий всех воедино, это полный отход от бытия; ни один человек не может властвовать над игрой... Все вместе, играя, должны помочь театру стать великим, ибо бога бы не было, если бы его не создали люди". Однако Морено замысливал свой "спонтанный театр" как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого "Я" в "театре жизни. 
Идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

      Именно  с помощью театра спонтанности он надеялся "одержать победу" над  психоанализом Фрейда. Основатель психодрамы не восторгался методом лечения, когда пациент находился в замкнутом кабинете наедине с психотерапевтом. Он считал, что психоанализ сковывает волю пациента, не позволяет ему чувствовать себя абсолютно свободным. Между тем, находясь в группе людей с похожими проблемами, эффективность лечения повышается в разы, человек с радостью делится с психотерапевтом и другими пациентами волнующей проблемой, давая выход своим эмоциям и освобождаясь от бремени проблем.

      В 1925 году, изменив имя на Джекоб.Л.Морено, автор проекта эмигрировал в Америку, где продолжал разработку метода психодрамы и групповой психотерапии, открыв в 1936 году частную психиатрическую клинику в местечке Бикон, находящемся в пригороде Нью-Йорка. Эта клиника стала центром развития и обучения психодраме вплоть до ее закрытия в 1982 году.

     Группа  людей, по версии Морено, является живым, динамично развивающимся организмом. С целью изучения динамики процессов, происходящих в группе людей, Морено изобрел социометрию, служащую инструментом измерения данных процессов. Сущность социометрии состоит в наличии критериев выбора и объектов, соответствующих этим критериям. Ярким примером применения социометрии Морено является случай в интернате для подростков. Несмотря на высокий уровень содержания интерната, в коллективе подростков с каждым днем учащались случаи конфликтных ситуаций. Воспитатели, удивленные неблагоприятной тенденцией ухудшающихся отношений в коллективе девочек-подростков, пригласили Якоба Морено для консультации в интернат. Зайдя в кабинет, он увидел, что за каждым столом сидело по три-четыре человека, рассаженных воспитателями. Тогда Морено попросил девочек сесть за парты к тем девочкам, с которыми они хотели бы сидеть. В результате получился полный беспорядок – за одним столом сидело восемь девочек, за тремя столами – по четыре девочки, за пятью столами по три девочки, за несколькими столами сидело по одному человеку. Тогда Морено попросил девочек сделать еще раз выбор наиболее желанных коллег по парте, но чтобы теперь их выбор не совпадал с прошлым выбором. Так, спустя четыре захода все девочки расселись по четыре человека за парты с теми, кто был им наиболее приятен. На следующий месяц уровень конфликтных ситуаций, происходящих в интернате, снизился втрое!

     В основе психодрамы Морено лежала спонтанность, которую он понимал как абсолютно новую реакцию на старую либо новую ситуацию, поведение человека “здесь и сейчас”. В отличие от человеческих эмоций, спонтанность не имеет свойства накапливаться, спонтанность является той необходимой энергией, позволяющей человеку проявлять свои творческие способности.

Процесс психодраматической сессии состоит из следующих этапов:

1. Выбор  протагониста (актера, который будет  играть главную роль). Участники  группы образуют два круга  – внутренний и внешний. Каждый  из участников внутреннего круга  предлагает проблемы, над которыми  он хотел бы поработать, а участники,  находящиеся во внешнем круге,  выбирают ту тему, которая является  наиболее актуальной для них.  После определения актуальной  темы выбирается участник из  внутреннего круга, который будет  играть главную роль в драме,  за время которой должен быть  найден ответ на интересующий  протагониста вопрос.

2. Непосредственное  действие. Участники группы перевоплощаются  в профессиональных актеров, шаг  за шагом проигрывая интересующую  их ситуацию. Протагонист выбирает  из участников группы человека, который будет играть его самого  во время того, как протагонист  будет играть роль другого  человека. Также участники группы  выбирают тех людей, которые  будут играть важные для понимания  ситуации роли в драме. Задача  этапа “действие” – максимально  приблизить разыгрываемую участниками  группы ситуацию к реальным  событиям, в результате чего с  существенной долей вероятности  будет найден верный ответ  на вопрос или решение проблемы, волнующее протагониста. Важным  моментом является всецелое желание  участников помочь протагонисту  разобраться в ситуации, найти  варианты верного и ошибочного  поведения в рассматриваемой  проблеме. Каждый участник должен  помнить главную цель – помощь  в решении вопроса протагониста, и не подстраивать свою игру  в целях нахождения ответов  на интересующие их вопросы.  В случае, если решение интересующей протагониста проблемы успешно найдено, контракт с протагонистом считается выполненным, и следует переход к следующему этапу.

3. Шеринг. Шеринг является важнейшим этапом психодраматической сессии. В процессе шеринга происходит обмен чувствами и мнениями от драматической игры. Обычно шеринг происходит в два этапа – сперва участники драматического спектакля делятся своими впечатлениями о своей игре и об исполняемой ими роли, а потом все участники собираются вместе для того, чтобы вспомнить случаи из жизни, схожие с обыгранной участниками ситуацией, что поможет протагонисту почувствовать себя не одиноким в своих чувствах. Никакие критические замечания, советы и тем более ошибки не должны высказываться, так как это может нанести ущерб протагонисту и снизить эффективность психодраматической сессии.

     Следует отметить, что терапевтический эффект психодрамы распространяется не только на ситуации, произошедшие в жизни человека, но также на случаи, не произошедшие с ним. Это в большей мере относится к испытанию человеком негативных эмоций, таких как страх, ненависть, злоба, отчаяние. Так, если человек не выразил свое негативное отношение к другому, неприятному для него человеку, то желание сделать это будет постоянно проявляться в душе, не находя соответствующего выхода, что приведет к нервным срывам и неврозам, человек станет эмоционально заблокированным. В данной ситуации благодаря психодраме человек получает три преимущества за один раз – избавляется от желания негативного высказывания в адрес неприятного для себя собеседника, снимает свой эмоциональный блок и оттачивает свое актерское мастерство.

     Психодрама способствует избавлению от эмоциональной блокировки, изменению мнения человека об окружающем мире, что является первым и, безусловно, важнейшим шагом на пути решения человеком собственных внутренних проблем.

     В 1974 году Морено перенес серию инсультов. Поняв, что он не сможет вернуться  к творчеству, Морено отказался от приема пищи и пил только воду. 14 мая 1974 года Якоб Леви Морено умер. Эпитафия на его могиле, придуманная самим Морено, гласит: «Здесь лежит человек, который принес в психотерапию шутку и смех».

      Представителями психодрамы являются Фред Дорн, Елена Лопухина, Виктор Семёнов и др.

                                         Вывод:

      Таким образом, психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека, развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. 

                                        Использованная литература: 

http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=2132

http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6100

http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=163

http://www.therapy.by/therapy/psihodrama/

Информация о работе Психодрама